WebSound.ru Home
    Главная | Комментарии | Архив выпусков | Форум и чат | AudioTag.info | Музоблог | reTracked | Авторский блог  



  Поиск:

Поиск по WebSound.Ru:
Поиск в Интернете:
Powered by




  Партнеры, реклама:




Audio watermarking
TrustedAudio.com



 
Номер выпуска

Добро пожаловать на авторский некоммерческий электронный журнал WebSound.Ru, посвященный компьютерному звуку, технологиям, музыке и цифровому аудио-музыкальному творчеству. Здесь вы найдете новости, статьи, размышления, анонсы, программное обеспечение, информацию и полезные ссылки, тем или иным образом связанные с цифровым аудио.
Приятного чтения!
Александр Радзишевский
 

Журнал основан 5 мая 2000 года, о сайте.
Автор и ведущий: Александр Радзишевский,
домашняя страничка автора,
e-mail автора: webauthor {at} radzishevsky {dot} info
Журналу помогает журнал Cooler.

Выпуск № 180, 10 августа 2008

Архив выпусков WebSound.Ru 
Форум WebSound.Ru 

Здравствуйте!  


Друзья, на websound произошли некоторые изменения в дизайне. В частности, с правой стороны при достаточном разрешении вашего экрана теперь имеется дополнительная колонка со случайными архивными заметками. Если у вас что-то работает не так, сообщите, пожалуйста, мне.


 


 
Сегодня в выпуске: Обратите внимание:


Книга "Основы аналогового и цифрового звука"
Новости проектов WebSound.Ru
Первые стерео записи
Интерфейс NTT DoCoMo
Cпасительные кабели
Orion Galaxy Omega 8 - аналоговый синтезатор
Робот-гитарист и скрипка
Проект Younnat.com
Светомузыкальная шумелка
Настоящие ручки на вашем экране
Старые добрые компакт-кассеты
Археология: Бэйсик Apple I из аудио
Новости кодирования аудио - lossyWAV и аудио вирус
Маскируем автомагнитолу
Аккуратное обращение с кабелями
Паровой синтезатор
Проект 386 DX
Корпоративная вечеринка Google
Демосцена, трекерная музыка
Аудио всячина
Новости hardware
Обновления ПО
Чтиво
Интересные и полезные ссылки

- на страничке "О журнале" можно прочесть о журнале WebSound.Ru;
- информация для рекламодетеля расположена на этой страничке;
- если у вас имеются проблемы с доступом в файловую базу, пожалуйста, прочтите информацию здесь;
- анонс последнего номера журнала в формате RSS располагается тут;
- об обновлениях программ и выходе новых, а также обо всем интересном сообщайте автору WebSound.Ru на: webauthor {at} radzishevsky {dot} info.
 
И ещё:
разрешите обратить ваше внимание на подпроекты журнала WebSound.Ru:
- AudioTag.info,
- музоблог,
- reTracked,
- OrlSoft Music Manager, WebSound edition,
- страничка с музыкальными двойниками,
- музыкальная коллекция,
- дерево музыкальных стилей,
- словарь терминов,
- FAQ по цифровому звуку,
- страничка аудио-музыкального юмора
- форум WebSound.Ru
 

 


Друзья,
По несчастливому стечению обстоятельств, музыкальная коллекция WebSound.ru, включающая тысячи вариантов Summer Time, Popcorn и других композиций, была утеряна – сервер отказал, а локальная копия погибла. Если кто-то из посетителей имеет копию коллекции, пожалуйста, напишите мне на alex [at] radzishevsky [dot] info.
Благодарю,

Ваш А.Р.
2016-09-22



Ко вниманию русскоязычных посетителей сайта из Израиля и других стран. Если вам не удается попасть на странички из пункта меню "Софт", обращайтесь ко мне напрямую по e-mail обязательно с указанием вашего IP (его можно проверить тут: http://whatismyip.net) и типа Интернет-соединения (ADSL/Cable или другое).

Книга "Основы аналогового и цифрового звука"

Уважаемые друзья.

Издательство Вильямс (издательская группа Диалектика-Вильямс) выпустило в свет научно-популярную книгу, посвященную звуку. Книга называется "Основы аналогового и цифрового звука". Ее автором является ваш покорный слуга.

Эту книгу я задумал довольно давно, а ее написание взяло еще больше времени. Вообще, решение написать (а после окончания работ над ней - опубликовать) далось нелегко. Меня останавливали несколько мыслей. Одна из них была: кто я такой, чтобы писать по такой широкой теме? Ведь даже не всякий научный деятель берется написать книгу такого широкого профиля... Почему же именно я и имею ли я на это право? На самом деле, эти вопросы гложат меня до сих пор, тем более, перед самым анонсом книги. И все-таки, я решился как написать, так и выпустить эту книгу, и сделал я это по нескольким причинам. Во-первых, давно занимаясь публицистикой в этой области я заметил, что крайне небольшое число изданий посвящено теме звука и ее раскрытию в научно популярной форме. Подобного рода работ крайне мало и явно недостаточно. Это очень заметно ощущается по различного рода вопросам в письмах, а также в обсуждениях на форумах. Во-вторых, мне хотелось изложить в книге свой подход к вещам и поделиться в ней тем, чем я могу.

Что ж, книга вышла, и мне только остается анонсировать ее:

Описание:
В книге рассматривается широкий круг вопросов, связанных со звуком. В популярной форме излагаются основы теории звука и его обработки, начиная с физики образования и распространения звуковых волн, восприятия звука человеком и заканчивая подробным описанием и анализом существующих способов цифрового представления звука и базисных методов его обработки и сжатия. Издание состоит двух частей, первая из которых посвящена аналоговой, а вторая — цифровой форме представления звука. В книге ясно и доходчиво разъясняются фундаментальные теоретические основы звука, знание и понимание которых поможет не только расширить кругозор, но и повысить профессионализм в решении различных практических задач в области обработки звука. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся и увлекающихся работой со звуком, аудиоаппаратурой и звукомузыкальным творчеством.

288 стр., с ил.; ISBN 5-8459-1002-1; формат 70x100/16; 2006; Вильямс.

Страничка на сайте издательства: http://www.williamspublishing.com/Books/5-8459-1002-1.html
(там можно ознакомиться с оглавлением книги, а также пролистать части из нее).

От себя скажу, что это "официальное" описание книги довольно суховато :). На самом деле, это просто научно-популярная книга, в которой я постарался собрать все: от физики звука и звуковых волн, до психоакустики, а также начальных сведений из области цифровых сигналов. Книгу совсем необязательно читать всю целиком. Ее можно читать частями. В книге есть формулы (как физические, так и математические), но они являются лишь подспорьем, а никак не основной опорой, так что пугаться нечего.

Я искренне надеюсь, что эта книга окажется полезной многим, а тем, кого занимает тема звука, но кто только начинает в ней разбираться - в особенности.

Отдельно хочу заметить, что хотя на работу над книгой было потрачено много сил и стараний, хоть были перерыты множественные справочники и другая литература, эта книга, как и любая другая работа человека, может содержать неточности или даже ошибки. По сему на своей домашней страничке я открываю специальную страницу, посвященную этой книге. На этой страничке будут собираться все те замечания, уточнения и исправления к книге, которые потребуются.

На сегодняшний день книга доступна для заказа, например, тут:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2847691/
http://eng.books.ru/shop/books/441007
http://www.sprinter.ru/books/1884110.html
http://www.omega-l.ru/

Комментарии к заметке (

Новости проектов WebSound.Ru

Важное обновление на нашем форуме.

Для удобства общения музыкантов и всех любителей музыки, на форуме WebSound.Ru организована специальная система обмена и прослушивания музыкальных файлов. Система интегрирована в форум для удобства пользователей, а также из соображений безопасности. Панель инструментов системы располагается в "шапке" форума с правой стороны.




Смысл системы заключается в следующем. Каждый форумчанин может воспользоваться специальным механизмом, позволяющим ему загружать свои музыкальные работы в файловую базу форума. Цель этого механизма - обеспечить удобное и быстрое средство локального обмена файлами, а также организация удобного способа прослушивания работ форумчан.

Всякий "залитый" в базу аудио трек получает уникальный линк. Этот линк может быть свободно использован для публикации закачанного файла в пределах форума, например, внутри топиков с обсуждением работ. Вне форума линк работать не будет - чтобы скачать файл по линку необходимо быть зарегистрированным пользователем нашего форума.

Помимо предоставления прямого линка на файл, система позволяет вставлять в сообщения на форуме небольшой флеш-проигрыватель, предоставляя пользователям форума возможность прослушать закачанный файл прямо на странице форума без необходимости его скачивания к себе в компьютер.

Всякий закачиваемый аудио трек по желанию пользователя может получить статус "публичного". Все публичные треки автоматически попадают в плей-лист музыкального проигрывателя форума, всегда доступного из "шапки" форума. В остальном, разницы между "публичными" и "непубличными" файлами нет никакой.

Для управления загруженными файлами в распоряжении пользователей имеется специальная страница управления. На этой странице отображаются все загруженные пользователем файлы. При необходимости файлы можно легко удалить.

 Я надеюсь, что эта новая файлообменная система поспособствует развитию музыкального общения на нашем форуме.

 

На страничке с музыкальными двойниками очередные пополнения.

234. Alizee - J'en ai marre, 2003 (MP3, 453 Kb) VS. Coldplay - Viva la vida, 2008 (MP3, 922 Kb)

Форумчанин Игорь (Igor777) заприметил очевидное сходство этих двух популярных композиций. Незамысловатая мелодия просто идентична - безошибочно.

Вот еще одно интересное совпадение, и не из старых вещей, а совершенно новые. В 2003 году француженка Alizee, выпустила альбом, который стал очень популярным во всем мире, в том числе и в России, с песней J'en ai marre, послушайте. И совсем недавно, в 2008 году у известной группы Coldplay, выходит альбом Viva la vida, который наверное родился благодаря этой-же мелодии, и они не только слизали её, но и ето их главная песня, которая и послужила к названию альбома. Конечно, они немного изменили, но идея та-же.

235. Iggy Pop - Tonight, 1977 VS. Зоопарк - Сегодня ночью, 1982 (MP3, 1317 Kb)
Наблюдение Владимира Котлова. По-моему Зоопарковцы просто перевели песню... другого обхяснения я не нахожу.

156. У нас в коллекции уже имеется пара (под номером 156), пара вот такая:
Bon Jovi - You give love a bad name, 1986 VS. Nightwish - Where were you last night, 2004 (MP3, 361 Kb)

Так вот, Павел Соболев дополняет:

У Вас в коллекции уже есть "Where Were You Last Night" в исполнении "Nightwish" (кавер-версия песни Ankie Bagger). Только у Вас она сравнивается с одной из песен Bon Jovi (кстати, там, явно, лишь сходство в написании мотива). Здесь в одном файле выкладываю оригинальную версию Ankie Bagger в сравнении с песней отечественной группы "Стелла" - "Позови". Тут уж явно на лицо абсолютное копирование (у песен вступление и аранжировка - всё идентично).

Вот добавление Павла:
Стелла - Позови, 1991 VS. Ankie Bagger - Where were you last night, 1989 (MP3, 554 Kb)

236. И ещё одно дополнение Павла:
Julio Iglesias - Mammy Bue, 1971 VS. Despina Vandi - Come along now, 2005 (MP3, 546 Kb)
Мелодия фактически идентична.

Жду ваших писем с дополнениями к коллекции!

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Первые стерео записи

В 176-м выпуске журнала я писал о том, кто же первым произвёл аудио запись.

Сегдня немного поговорим о том, кто первым сделал стерео аудио запись. В этом вопросе разночтений нет. Первую стерео запись произвёл инженер EMI по имени Alan Dower Blumlein.

За свою довольно короткую жизнь (он родился в 1903 году и умер в результате авиакатастрофы в 1942 году) Алан зарегистрировал 128 патентов. Кто-то подсчитал, что это выходит 1 патент в 6 недель за тот период, когда Алан работал. Вот здесь располагается полный список его патентов. Посмотрите только какие разные темы они затрагивают.

Свои инженерные таланты Алан стал демонстрировать ещё будучи ребёнком. В 7 лет Алан самостоятельно починил звонок на двери в дом, за что выслал отцу счёт.

Однажды Алан взял свою супругу в кинотеатр. Там у него родилась мысль о том, что звук при просмотре фильмов должен воспроизводиться так, чтобы он исходил с разных сторон плоскости экрана, соответственно расположению говорящих актёров. Эту идею Алан назвал "бинауральным звуком". В результате он описал и запатентовал технологию записи такого звука с помощью двух микрофонов с диаграммой направленности в виде восьмёрки, расположенных друг напротив друга с поворотом вокруг своей оси под углом 90 градусов. Вот так:

 

Вот этот патент, датированный 1931 годом.

Свои первые тестовые "бинауральные" записи Алан сделал в лондонской филармонии в 1934 году. Совсем недавно их нашли и "почистили", избавив их от потрескиваний и шумов, присущих пластинкам на 78 оборотах.

К сожалению, в 1934 году фирма EMI не оценила всей важности изобретения Алана Блюмлейна и положила его патент на полку. И только спустя годы после смерти изобретателя, мир понял, на сколько он был прав.

Записей, сделанных Аланом Блюмлейном, в свободном доступе мне найти не удалось. Если кто-то располагает информацией, где их можно раздобыть - сообщите.

Да, чуть не забыл. Вот здесь можно посмотреть видео запись демонстрационного процесса бинауральной аудио записи. Коллеги Алана один за одним выходят на сцену, проходя её слева на право и считая "один-два-три-..." с целью продемонстрировать на аудио записи передвижение источника голоса по "бинауральной" картине. А сейчас бы просто сказали "лево-право-центр" :)

На сайте BBC есть немного дополнительной информации.

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Интерфейс NTT DoCoMo

Японцы из NTT DoCoMo экспериментируют с интерфейсами управления устройствами. Инженеры изготовили акустические наушники со специальными датчиками, реагирующими на движения глазных яблок. Такая конструкция позволила им создать прототип интерфейса, управляемого посредством движений глаз. Интерфейс позволяет, скажем, изменять громкость воспроизведения, а также "листать" треки вперёд/назад, и многое другое.

Как я сказал, устройство основано на использовании датчиков, фиксирующих движения глазных яблок. Датчики не являются оптическими, т.е. они не следят за движениями глаз непосредственно, а отслеживают электрические импульсы, создаваемые мышцами глаз.

Вот исследователь занятый в этой проекте, Hiroyuki Manabe, демонстрирует прототип устройства:

Это направление исследований довольно перспективно и не так уж топиково. Смотрите, ведь раньше тот же акселерометр был в диковинку, а сегодня его встраивают во всякий приличный коммуникатор как дополнительное средство управления. Так что не загорами, возможно, и тот день, когда на улице вы встретите парня, который не только будет говорить сам с собой (блютус), но ещё параллельно этому и хаотично вращать глазами. "Шизик" - подумаете вы и глубоко ошибётесь, поскольку парень просто искал желаемую песню в своё плеере.

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Cпасительные кабели

Оказывается, даже кабели и штекеры можно делать не "как всегда", а "как лучше". Есть такая фирма, Replug, делает она всевозможные кабели, которые призваны спасти ваше аудио устройство от неминуемого повреждения в случае, если вы по неосторожности резко потяните за присоединённый к устройству аудио шнур.

Смысл тут довольно прост. Конструкция кабеля и штекера таковы, что при прикладывании усилия на разрыв, кабель попросту отсоединяется от штекера. А штекер остаётся в устройстве. Просто и удобно. Конструкция основана на использовании тугих эластичных соединений, которые в нормальном состоянии являются довольно прочными.

Довольно красивая и аккуратная идея. Кабели эти, как я понимаю, не из дешёвых. Я не проверял цен. Производитель: http://www.replug.com/.

 

А фирма Belkin решила пойти ещё немного дальше и выпустила аудио переходник для подключения к гитаре. Кабель имеет магнитное соединение.

Идея аналогична реплаговской, но исполнение иное - соединение магнитное, а не эластичное. Наверное, чрезмерно эмоциональным гитаристам эта находка окажется очень полезной.

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Orion Galaxy Omega 8 - аналоговый синтезатор

Признаюсь, я не из тех, кто капитально помешан на всякого рода синтезаторах, ручечках, кнопочках... Но иногда и мне тяжело устоять... Studio Electronics анонсировали свой новый аналоговый синтезатор Orion Galaxy Omega 8.

В нём привлекательно всё - от концепта, до футуристического дизайна и, собственно, возможностей синтеза.

Я не смог найти все технические подробности об этом синтезаторе, но вот то, что удалось найти. Omega 8 - это полностью аналоговый синтезатор, лишённый DSP. 8 голосов, дискретная схема, многотембровость, аналоговые фильтры, индивидуальная стерео пара на каждый голос. При этом управление любыми блоками может осуществляться по MIDI. RAM для хранения патчей. Кроме того море ручек, переключателей и лампочек.

Стоимость аппарата составляет под 5 тысяч долларов (для 8-голосой модели).

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Робот-гитарист и скрипка

Подглядел на CDM. Вот видео, демонстрирующее интерактивный эксперимент. Mari Kimura, скрипач-виртуоз, в интерактивной аудио игре с роботом гитаристом, созданным Eric Singer (основателем LEMUR - лиги электронных музыкальных роботов). Сначала само видео.

Теперь по сути. Запечатлённое на видео - интерактивный эксперимент. Робот подключен в компьютеру с запущенным MaxMSP. Робот "слушает" питч (высоту тона), а также громкость звука скрипки и расстановку звуков во времени, после чего реагирует на "услышанное" в соответствии с заданной программой.

Идея очень интересная. Сам робот - это вообще отдельная тема. Очень уж он здорово и, главное, быстро играет. Местами очень интересно, местами - скучно. Мне кажется, эту идею, вместо запечатлённого на видео какофонического фарса, можно было бы превратить во что-то действительно мелодичное и музыкальное. Скажем, робот мог бы подыгрывать скрипке, подражая или создавая многозвучия. В общем, тут полёт мысли может быть очень широк. Жаль, что это не было сделано.

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Проект Younnat.com

Читатель Олег прислал несколько просто занимательнейших видео роликов своего проекта Younnat.com. С удовольствием делюсь этими работами с вами, друзья.

Смотрите.

Живо, концептуально, музыкально, интересно! Так держать!
На сайте проекта есть и другие ролики.

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Светомузыкальная шумелка

В 177-м номере журнала я уже показывал вам разного рода аудио шумелки. На очереди ещё одна, на этот раз с применением света. Называется ThingamaKit.

Вот как она звучит вживую:

Страничка этого забавного проекта: http://bleeplabs.com/thingamakit/. Собственно, из видео всё ясно, в общем-то. Вот тут показаны несколько фотографий процесса сборки. А на страничке проекта можно заказать себе готовый комплект деталей для сборки.

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Настоящие ручки на вашем экране

Lyndsay Williams из Girton Labs Cambridge разработал и воплотил в виде реально работающего прототипа технологию, которая позволяет цеплять на ваш LCD-монитор настоящие ручки управления. Я осознаю, что понять о чём я говорю из текста можно не вполне. Поэтому прикладываю видео ролик:

Ручка, прилепленная к экрану, - не подделка, и управление ею - самое настоящее. Смысл изобретения Lyndsay Williams заключается в следующем. На заднюю часть экрана прикрепляется специальная панель, называемая SenseSurface. Эта панель покрывает всю площать поверхности LCD-панели. SenseSurface подключается к компьютеру через USB. Панель отслеживает кручение (в плоскости X-Y) ручек, "прилепленных" к лицевой стороне экрана за счёт эффекта намагничивания. Проще говоря, с задней стороны к экрану прилепляется панель SenseSurface, а с лицевой стороны на экране размещается ручка, которую притягивает к задней стенке магнитным полем. Далее, всякий поворот ручки распознаётся панелью и соответствующая информация отправляется в компьютер.

Это изобретение позволяет превращать виртуальные ручки на экране монитора в настоящие (что, собственно, и демонстрирует представленный выше видео ролик). Сейчас изобретатель разыскивает партнёров, чтобы наладить коммерческое производство придуманной им системы.

Страничка проекта: http://girtonlabs.googlepages.com/sensesurface.

Кстати, Lyndsay Williams является бывшим сотрудником Microsoft Research. И многие из его идей совсем не бредовые. Так, например, летом 2008 года фирма Apple выкупила у него права на его патент 1997 года, в котором он уже тогда описал по распознаванию рукописного текста.

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Старые добрые компакт-кассеты

Всё-таки было что-то в этих кассетах, было. До сих пор они притягивают взгляд и я лично с теплотой вспоминаю их. В цифровой век как-то всё обесценилось, всё можно скопировать, носитель не имеет значения, всегда можно сделать копию на другой. А тогда... Тогда старались выбрать кассету получше, хранить акуратно, а каждая новая копия портила запись. Я тут на нескольких ресурсах сразу подглядел упоминание симпатичных кассет. Поглядите-ка:

А вот ещё:

Кстати, в этой связи напомню вам ссылочку на удивительную коллекцию-каталог аудио кассет. Вот она: http://www.c-90.org/. Душевный проект...

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Археология: Бэйсик Apple I из аудио

В далёком 1976 году Стив Возняк и его приятель Стив Джобс открыли компанию Apple специально для того, чтобы продавать на рынке свой компьютер Apple 1. Трудно себе это сегодня представить, но выглядел этот компьютер, например, вот так:

А стоил 666 долларов и 66 центов. Компьютер поставлялся в виде запчастей - материнской платы и чипов. Клавиатуру, корпус, монитор и блок питания нужно было раздобыть самому. Из характеристик: процессор с тактовой частотой 1 МГц, 4 Кб ОЗУ, текстовый терминал 40х26 символов. Мда, ну да речь не об этом.

А всё дело в том, что компьютеров этих было выпущено всего 200 штук. При этом реально существует не более сотни. Говорят, что ни у Джобса лично, ни у самой компании Apple этих компьютеров не осталось. Только Стив Возняк сообщает что у него есть парочка. Вот тут, кстати, клуб владельцев Apple I.

Так вот. Компьютер Apple I поставлялся вот с такой кассетой:

На кассете хранился загружаемый код языка Бэйсик. Дамп занимал ровно 4096 байт и на его загрузку уходило секунд 30. Надо сказать, что далеко не все из 200 компьютеров поставлялись с такой кассетой, а лишь часть из них. И вплоть до самого 2002 года считалось, что кассеты и дамп полностью утеряны. По крайней мере никто не мог найти эту раритетную кассету или копию того Бэйсика. И далее, собственно, происходит детективная история, которая своей тематикой и соприкасается с WebSound.Ru.

Короче говоря, в 2002 году человек по имени Achim Breidenbach из компании Boinx Software раздобыл MP3-файл с записью звука оригинальной кассеты с Бэйсиком. Вот этот файл. Он обратился к своему отцу, который работал с Apple I в далёком 76-м, и тот написал программу на GFA BASIC (Atari ST), которая декодировала звуковую волну MP3-файла обратно в двоичный дамп. Achim не остановился на этом, а написал эмулятор Apple I, который вместе с декодированным дампом Бэйсика выложил в Интернет. Люди подхватили эту идею, взяли дамп и подкорректировали его код на предмет неверно декодированных с кассеты звуков. В результате получился вот такой ассемблерный код, который был загружен, проверен и выявлен как рабочий.

Здесь немного подробнее о процессе декодирования аудио файла (рассказывать, собственно, нечего, потому что нужно просто верно декодировать набор импульсов в нули и единицы).

Вот такая детективная история, где, собственно, история, археология, технология, азарт и звук слились воедино :)

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Новости кодирования аудио - lossyWAV и аудио вирус

В 178-м выпуске Websound я рассказывал о новом кодере аудио файлов, называемом lossyWAV. В заметке я подробно описал идею кодера и технику кодирования. Так вот, здесь можно скачать недавно вышедшую новую версию кодера. Новая версия имеет номер 1.1.0.

В середине июля вся общественность Интернета обеспокоилась новым вирусом-трояном Worm.Win32.GetCodec.a, заражающим аудио файлы. Конечно, заразить аудио файл в чистом виде невозможно. Речь идёт о модификации WMA-файлов, к которым подмешается некий кусочек, требующий (при попытке воспроизведения этого файла с помощью Windows Media Player) скачивания некоего кодека. Вот этот кодек и есть фэйковый, и является на самом деле паразитным трояном. Аналогично заражаются MP3-файлы - их содержимое троян перекодирует в WMA (сохраняя при этом исходное расширение), и дальше делает всё, как я описал. В общем, не пользуйтесь Windows Media Player, и не скачивайте всё что предлагают :)

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Маскируем автомагнитолу

Довольно актуальная тема для всякого автовладельца. Мне, например, уже били стекло в машине и вытаскивали CD-проигрыватель. Вряд ли есть кто-то, кто прямо или косвенно не сталкивался с этой роблемой. В Интернете я уже не раз встречал разные реализации идеи максировки вашего проигрывателя. Поделюсь ею вкратце и приведу пример.

Идея заключается вот в чём. Берём старую ненужную кассетную автомагнитолу. Вставляем в неё аудио кассету, но только на половину, чтобы кассета торчала наружу. Далее с внутренней стороны аккуртано, чтобы не испортить "лицо" заливаем всё эпоксидкой. Далее, обращаемся к соседу-слесарю и с его помощью отрезаем на станке переднюю крышку магнитофона со вставленной в неё кассетой. Получаем максировочную "морду" вашего магнитофона. Далее приделываем крепление (просто чтобы держалось и не падало) и на этом дело сделано. Вот пример такой работы. В поездке:

На стоянке:

Сами понимаете, снаружи всё выглядит неподдельно правдоподобно. Вряд ли кто-то позарится.

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Аккуратное обращение с кабелями

Я сам, как и многие другие, часто сталкиваюсь с проблемой правильного (или хотя бы просто аккуратного) хранения/размещения кабелей. Подглядел в этой связи подборку информации на MT. Для начала - простой и удобный держатель аудио кабелей:

Делает synthwood. Хотя, чем платить за это 45 долларов - легче самому что-то подобное смастерить. Взять те же.... грабли :) А что, очень похоже!

Ну, это для начала. Из инструментов посерьёзнее есть целые наборы от Middle Atlantic. Они делают всякий инструментарий для хранения, сворачивания и крепления кабелей всех мастей. Коллекция у них немаленькая, есть очень интересные и полезные экземпляры. Вот тот же держатель кабелей в их исполнении:

Ну, а вот ещё 10 полезных способов как правильно управляться с кабелями. Материал английский, но там и из фото всё ясно.

А вот тут ещё одно пособие с иллюстрациями правильного способа сворачивания кабелей.

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Паровой синтезатор

Ну, натуральный паросинт (stynth - "steam synth").

Именно такой соорудил человек по имени Лорин Эдвин Паркер (Lorin Edwin Parker). Синтезатор работает на воде и угле. Вместо угля, конечно, можно использовать этанол или пропан, но это беспонтово.

Механизм контроллирует давление пара с помощью шарового клапана. Пар активирует динамо-машину. Последняя представляет собой двигатель прикреплённый к маховику, создающему переменное магнитное поле. Получаемый электрический сигнал снимается и подаётся в усилитель.

Для продолжительного звука огонь должен быть хорошим и устойчивым.

Синтезатор генерирует мощность достаточную для подключения 6-ваттной нагрузки. На одном баке воды синтезатор работает около 20 минут.

А вот синтезатор в действии:

Без чудаков мир бы был скучен. Оригинальная страничка.

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Проект 386 DX

Прислали мне вот эту ссылку: http://easylife.org/386dx/. Сначала я совершенно не мог понять в чём тут дело. На страничке ничего не поясняется.... какое-то упоминание компьютера 386 DX, какие-то файлы... В общем, у меня взяло пару минут понять о чём речь. И когда я понял, я и обрадовался и огорчился одновременно. Огорчился потому, что проект, как я понял, более не развивается уже несколько лет. А обрадовался я идее и исполнению.

"386 DX" - это, как оказалось, такой довольно старый кибер-панк проект, целью которого являлось создание ремиксов (или, точнее, перепевок) старых хороших песен с использованием MIDI-синтеза и голосового движка (text-to-speech) для вокала. Я с огромным трудом сумел найти имя автора проекта - Алексей Шульгин. Какие-то данные можно откопать только в ревью этого проекта.

Я настоятельно рекоммендую сходить на страничку проекта и послушать доступные там для скачивания MP3-файлы. Как пример - ссылка на песню "Всё идёт по плану".

Обратите внимание, что это сейчас прослушивая треки вы можете вспомнить про существующий сегодня ямаховский Вокалоид с его синтезированным вокалом. А тогда, несколько лет назад, ничего подобного не было. Так или иначе, но проект очень интересный, даже не столько своей техникой, сколько подходом, концептом и андерграундом мысли, если так можно выразиться.

Почитайте ещё вот это интервью.

В принципе, я понимаю причины, по которым автор решил больше не развивать проект. Этим проектом он уже сказал что хотел. Дальнейшие работы по наращиваю списка "перепетых" треков уже не дополнили бы проект идейно, это и была, видимо, основная причина.

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Корпоративная вечеринка Google

У Экслера на сайте подглядел заметку с просто потрясающим видео. Это фрагмент корпоративной вечеринки в Google. Пройти мимо было невозможно. Nathan "Flutebox" Lee и Bearyman - сотрудники лондонского офиса Google - демонстрируют в привычной для фирмы непринуждённой обстановке свои поистине грандиозные музыкальные таланты. Flutebox играет на флейте и сам себе аккомпанирует, имитируя голосом ударники, а Beardyman демонстрирует свои возможности голосовой звукоимитации. Просто срыв башки.

... и при этом эти ребята совсем не артисты, а, так сказать, более-менее рядовые работники интеллектуального фронта.

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Демосцена, трекерная музыка

Трекеры продолжают развиваться на самых разных платформах и в самых разных видах. Я убеждаюсь в этом подготавливая всякий номер журнала. Вот и очередная новость. Популярнейший трекер NitroTracker для приставки Nintendo DS обновился до версии 0.4. В новой версии - возможность создания лупов (петель), а также рисование огибающих с помощью стилуса.

 

А ещё рендеринг в WAV, индикатор свободной памяти, панорамирование сэмплов, а также поддержка MIDI и многое другое. Просто замечательный проект!

 

Кстати, по поводу трекеров задаю вам загадку. Вот, на всём их уже написали, под любые ОС. А есть ли проигрыватель трекерных модулей для Интернет-браузера? Такой, чтобы играл модуль прямо на странице сайта, читая его по некоторому URL'у? Заброшенный плаг-ин ModPlug, а также замороченый ява-заточенный JMOD не предлагать! :) Я, вот, искал и не нашёл. У меня сложилось такое впечатление, что нету таких разработок. А как жаль! Я всё думал на websound прикрутить проигрыватель трекерных модулей прямо онлайн. Конечно, можно нарендерить MP3шек и встроить флэш-плеер для их воспроизведения, но это не совсем то... Хотя тоже вариант. Что скажете?

 

На нашем форуме форумчане продолжают публиковать свои подборки качественной трекерной музыки с прямыми ссылками. MyOwn31 продолжает радовать отличными модулями. Вот здесь очередные списки с линками и впечатлениями. Настоятельно рекомендую к прослушиванию. Кстати, там же и изветсные трекерщики появляются. Например, Олег Дунаев выложил там пару своих новых работ. В общем, заходите.

 

Объявление от проекта cjclub.ru:

Клуб Авторов электронной музыки обявляет о начале отбора треков для покупки неисключительных прав на публичное прослушивание и воспроизведение в коммерческих целях.
Нам нужны треки в следующих стилях и направлениях - lounge, jazz, acid jazz, soul, fank, instrumental, ambient, deep house, house и т.п.

Требования к трекам - длительность от 6 минут, битрейт DEMO не ниже 192 kbps. У трека не должно быть длительного вступления и концовки, которые делают для удобства сведения диджеям. Музыка набирается для озвучивания торговых залов, кафе и т.п. Соответственно это должна быть мелодичная не надоедливая музыка. Количество треков не ограничено. Нам нужно очень много материала.

Будут выкупаться только права на публичное исполнение и воспроизведение в коммерческих целях. В дальнейшем Вы можете продавать эти же треки кому угодно.

Срок действия купленных прав - неограниченный (максимальный в соответствии с законодательством).
Приблизительная стоимость каждой композиции - 100 рублей. В будущем - отчисления с каждого заключённого договора.

Треки принимаются на email promo собака cjclub.ru
Подробнее - http://forum.cjclub.ru/index.php?showtopic=9188

 

На страничке с еженедельными трекерными модулями очередные работы:

1. "Back to yesterday" by keen, 2000
2. "Gateways to Jambala", part II, by Trauma, 1999

 

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Аудио всячина

Фирма Tascam решила прекратить разработку и поддержку своих программных продуктов из линейки Giga - GigaStudio sampler, GigaPulse, GigaViolin и Giga VI. Собственно, на этом всё. Продажи прекратятся вскоре, а поддержка продуктов прекратится 31 декабря 2008 года. Общественоость негодует ещё и потому, что Tascam как-то "втихую" прикрыла линейку, никому ничего об этом официально не заявив.

 

Как выясняется, далеко не все стремятся миниатюризировать сэмплеры, встраивая их в игровые приставки, телефоны/смартфоны и проч. Есть и полная противоположность этой тенденции. Вот яркий пример: сэмплер от bwack.

Вот тут ещё одно видео.

 

Вот уже и для iPhone стали появляться программы аудио направления. Фирма Faber Acoustical выпустила сразу две программы. Одна из них - SignalSuite.

Программа предназначена для генерации периодических сигналов различных форм с возможностью панорамирования. Полезная безделушка для звукоинженера-гика (а какой звукоинженер не гик будет пользоваться для этого iPhone'ом? :). Ещё одна программка - SignalScope.

Эта программа предназначена для отслеживания спектра и формы сигнала микрофона в режиме реального времени. Кстати, сигнал для анализа может браться не только с микрофона, но и с акселерометра. Обе программы, естесвенно, платные (а как же иначе, это же для iPhone..).

 

Не мог пройти мимо. На MT было упоминание музыканта-органиста по имени Billy Alexander. Не было бы тут ничего примечательного, если бы этот человек не родился с врождённой патологией - отсутствием пальцев на руках и ногах. И вот как этот человек играет на органе.

Вот тут ещё один ролик. Дай бог ему здоровья.

 

Если какой-нибудь новичок в гитарном деле возьмётся делать свою гитару, то вероятнее всего у него получится вот так:

 

Дизайнер Владимир Шрейдер из команды Артемия Лебедева разработал дизайны скотча (липкая лента)

Вот здесь этот продукт. В коллекции есть и другие замечательные скотчи.

 

Совершенно невероятное видео, на котором человек играет полонез турецкий марш дайал-тонами на нескольких телефонных аппаратах.

Интересно, кому ж он звонил? :)
На самом деле эти тоны не вполне DTMF - реальные DTMF не имеют такого диапазона тональностей. Я не ставлю под сомнение исполнение, я просто думаю что эти аппараты наружу (не в линию) воспроизводят не DTMF, а их вариации. Конечно, сути это не меняет.

 

http://pakl.net/iphone/ - проект Tenori-on-подобного секвенсора для iPhone.

 

Очень забавная музыкальная композиция "The Typewriter", композитор - L. Anderson.

 

Компания Livid неодиданно для всех выпустила в свет свою новую программу для создания лупов (петель) под названием Livid Looper.

Программа очень красиво оформлена, её интерфейс очень привлекателен. Очень важным является ещё и то, что программа работает как на Мак так и на PC, и, кроме того, является open source. Список основных возможностей:

• Up to six files loaded in each looper for quick recall and playback
• Loop is automatically pitch shifted to match the BPM
• Automatic segmenting for slicing up a loop
• Interactive waveform display for arbitrary loop selections
• Assignable to crossfader
• Record live audio and instantly loop it
• Multiple audio effects, including a VST effect
• Granulator for scramble or time-shift effects
• Record up to 8 synced sequences of knob turns and effect changes
• Record up to 8 synced sequences of segment and file changes
• All actions are quantized to the master BPM
• Easy MIDI learn function
• Tight integration with Livid's Ohm controller
• Free of charge and open source (developed in Cycling 74's Max/MSP)

Скачать программу можно вот здесь.

 

Вот тут подробности о том, каким образом будет распространяться новый альбом группы Metallica "Death magnetic".

 

Как-то я писал и давал ссылку на удобную программу для управления громкостью с помощью колеса прокрутки вашей мышки. Просто недавно наткнулся на альтернативу - Volumouse. Программа бесплатная, может пригодится.

 

Вячеслав прислал пару ссылок на интересный синтезатор Gakken Analog Synthesizer SX-150.

Синтезатор довольно простой, но интересен тем, что управляется с помощью подобия стилуса. Вот тут подробнее и с видео роликом. И тут фото.


Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Новости hardware

DirectVoxx Muso - интересный аксессуар для вашего iPod. Эта штука добавляет вашему аудио проигрывателю функцию распознавания речи, которая позволяет вам голосом говорить плееру что играть (удобно при вождении автомобиля, занятиях спортом, да и просто понтово). Причём ваши команды могут быть произнесены даже в вольной форме, например, "сыграй мне джазу", или "дай что-нибудь из Шопена" (думаю, жаргон типа "вжарь мне на баяне, родимый!" он распознает вряд ли). Естественно, обращаться можно и по названию групп и песен. Устройство не требует обучения, и способно распознавать голос любого говорящего (пока только на английском). В общем, устройство реализует очень продвинутый движокраспознавания речи.

Вот здесь можно посмотреть видео, наглядно демонстрирующее работу устройства. Интересно, что новинка оказывается дороже самого плеера, приставкой к которому оно и является. Цена устройства составляет 159 долларов. Но эта цена и не удивительна, учитывая те компоненты, на которых оно основано. Посудите сами: ADI Blackfin DSP 600 Mhz, 256 Mb SD + 512 Mb NAND RAM и ещё много-много всего. Целый компьютер получается.

 

Фирма Belkin всё для того же iPod выпустила аксессуар, превращающий этот плеер в портативное устройство для аудио записи.

Аксессуар называется GoStudio. Он поддерживает работу со всеми типами плееров iPod и позволяет записывать аудио в формате 44.1 КГц/16 бит напрямую со встроенного стерео микрофона, или же со входа XLR или миниджека.

 

Прислали информацию об интересном мультимедийном кресле - X-Rocker и V-Rocker.

Это не просто кресло, а мультимедийное место посадки.

Технические характеристики:
Выходная мощность: RMS 2WX2+4,5 Вт (суммарное значение коэффициента нелинейных искажений = 10%)  
Отношение сигнал-шум (усилитель):
                   Сабвуфер:>50 Дб   
                   Сателлит: >60 Дб
Частотный диапазон: 60 Гц ~ 15 кГц
Искажение: Сабвуфер: <4%(F=100 Гц)
                  Сателлит:  <1%(F=1 кГц)
Вход: 10 В/1,2 A переменного тока
9,84 фута/3 м

Управление и подключение: Панель управления, Индикатор включения X Rocker в сеть, Аудиовход, Аудиовыход для нескольких пользователей, Регулировка уровня, Регулировка низких частот, Кнопка включения/выключения питания X Rocker, Гнездо входа питания переменного тока 10 В X Rocker, Гнездо для подключения наушников, Принадлежности, входящие в комплект поставки X ROCKER, Кабель RCA Stereo 3 м со штекером 3,5 мм (1 шт.),

Купить можно тут, если что. 6250 руб.

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Обновления ПО

На страничке с аудио редакторами обновление MAGIX Samplitude 10.1 Classic. Цифровая аудио студия с полным комплектом инструментов для записи, микширования, сведения и мастеринга аудио - вплоть до записи аудио CD.
Возможности (англ.):
- 48 tracks, 4 submix buses, 4 aux buses
- Consistent use of 32-bit floating point processing
- ASIO, MME, and WDM support
- Comprehensive realtime audio editor functions
- Unique object-oriented editing options
- Batch processing, flexible mixer with variable signal flow
- ReWire, DirectX and VST plugin support
- Automatic latency compensation for Samplitude effects
- VSTi support incl. 8 separate outputs
- MIDI recording & editing
- Supports up to 8 I/Os (24-bit/96 kHz)
- Mixer automation (vol. pan), Undo history
- High-quality effects: Normalize, 4-band parametric EQ, Stereo Enhancer, Amp Simulation, Vocoder, Dehisser, Timestretching/Pitchshifting, Panorama, Dynamics (Compressor, Expander, Noise Gate, Limiter), Reverb, Delay, Resampling, Declipping, Distortion, Noise Reduction, Phase Invert
(http://www.samplitude.com/eng/sam/se.html)

 

Там же новая программа - MAGIX Music Maker 14 Producer Edition d-version v13.0.2.1 - аудио-музыкальная студия для создания музыки с поддержкой VST. Мастеринг, микширование, автоматизация, мультитрековый редактор, редактирование видео и многое другое. (Official homepage)

 

На страничке с эффектами и синтезаторами обновление Native Instruments Guitar Rig v3.1.1.010 (DX + VST + RTAS). GUITAR RIG - набор всевозможных реал-таймовых гитарных примочек. Эмулирует прежние и современные усилители, эффекты-процессоры, микрофоны и многое другое.
Возможности программы:

  • Twelve supreme-sounding guitar and bass amps, all perfectly emulated in stunning detail
  • New matched cabinet module provides tried and true classic sounds in seconds
  • 44 effects: meticulously modelled stomp boxes, distortion and volume pedals, as well as other popular units
  • 18 guitar and six bass cabinets, four rotary speakers and nine microphones - all based on popular vintage gear
  • Highly flexible, intuitive and easy-to-use "rack“ concept with drag & drop operation
  • Intelligent preset management for fast access to a huge selection of ready-to-play sounds for all styles
  • Essential tools: Integrated tuner, metronome and two tapedeck modules for easy recording
  • Premium special features include a loop machine for on-the-fly jamming, plus modifiers such as LFOs, step sequencers, envelope followers and multi-step envelopes for dynamic signal modulation
  • Dedicated "Live View"for instant parameter assignment overview
  • Dynamic Tube Response Technology® delivers a profound sonic quality

 

На страничке с плеерами обновление FooBar2000 v0.9.5.5. FooBar2000 - это, казалось бы, крохотный MP3-проигрыватель с примитивным интерфейсом. Однако его простота и, в то же время, мощность привлечет всех, кому не нужны расфуфыренные интерфейсы, а нужен лишь удобный проигрыватель музыки. Возможности:
* Открытай структура компонент (плаг-инов)
* Изначально поддерживаемые файлы: WAV, AIFF, VOC, AU, SND, Ogg Vorbis, MPC, MP2, MP3
* Файлы, поддерживаемые путем подключения специальных модулей: MPEG-4 AAC, FLAC, OggFLAC, Monkey's Audio, WavPack, Speex, CDDA, TFMX, SPC, various MOD types; extraction on-the-fly from RAR & ZIP archives
* Поддержка Unicode под Windows NT
* ReplayGain
* многое-многое другое
(Official homepage: http://foobar2000.org/)

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Чтиво

На Хабрахабре забавная заметка о том, как на маках можно напевать песенки встроенным text-to-speech движком. Вот тут. Вот аудио пример. Обязательно прочтите комментарии.

Creative Audigy2 ZS Notebook - обзорная статья на iXBT.

Asus Xonar U1: внешний вид и звук - обзорная статья на terralab.ru

iPod shuffle второго поколения: летне-зимняя модель - обзорная статья на terralab.ru

BBK Q27: за гранью возможного - обзорная статья на terralab.ru

Медиаплеер Qumo qTouch: что корейцу здорово, то русскому смерть - обзорная статья на terralab.ru

Jabra BT8030: белая, пушистая, беспроводная… - обзорная статья на terralab.ru

Звуковая система BBK CA-520S: 5.1 и небольшой довесок - обзорная статья на terralab.ru

JBL On Call 5310: лучшее для лучших - обзорная статья на terralab.ru

Проба мультимедийного плеера Philips GoGear 6145 - обзорная статья на terralab.ru

Музыка в дорогу: выбираем портативный плеер - обзорная статья на terralab.ru

Тест бюджетных профессиональных усилителей: Behringer A500, Art Sla1, Alesis RA300, ParkAudio VX300 - обзорная статья на iXBT.

Обзор музыкальных дисков: классические видеоновинки за лето 2008 года - обзорная статья на iXBT.

Sakevich SK 1200 Studio3 - обзорная статья на iXBT.

Плееры Creative Zen Stone with speaker и Creative Zen Stone Plus with speaker - обзорная статья на iXBT.

Led Zeppelin DVD - обзорная статья на iXBT.

Интересное привью новой игры для Nintendo Wii - Wii Music - "...игроку не обязательно иметь не только слух, но и даже чувство ритма, достаточно всего лишь взять Wii-моут двигаться с ним так, как если бы вы играли на музыкальном инструменте, попутно нажимая на его кнопки..."


Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (

Интересные и полезные ссылки

Делаем контактный микрофон своими руками

Songsterr - онлайн-проигрыватель гитарных табулатур - заметка на Хабрахабре

Большой андронный рэп - заметка на Хабрахабре, я не мог пройти мимо

Гугл внедрил поиск по видео - заметка на Хабрахабре. От себя добавлю по этому поводу, что задача распознавания речи и, соответственно, создания индекса видео материалов по речевому содержанию А. нетривиальна, Б. на сегодня решаема лишь очень и очень частично В. приоритетна во многих отраслевых компаниях (так, например, я недавно побывал на семинаре в IBM как раз по этому поводу; IBM заинтересована в скачке в этой области, но пока никто не знает как).

Artist Royalties на Last.FM официально - заметка на Хабрахабре. Да, тенденция неплохая, но в действительности таким образом фиг заработаешь. Слишком малые отчисления. С другой стороны эти отчисления в таком виде и не могут быть больше. В общем, спорная затея, но неплохая.

http://onepage.ru/ - быстрый поиск музыки. Сервис вот что пишет о себе: " Найти любую композицию и скачать ее, немедленно, по прямой ссылке; Прослушать композицию перед тем как скачать; Составлять собственные плейлисты и слушать любимую музыку прямо через веб-страницу" и т.д. Вроде бы не врут...

http://www.thefilter.com/ - новый проект Питера Гэбриэла (солиста Genesis). Проект работает по принципу фильтра, который помогает пользователю найти во всем многообразии информации то, что нравится именно ему. Для этого посетитель The Filter должен выбрать определенные жанры музыки и кино, и на основе его предпочтений будет составлена подборка фильмов или музыкальных исполнителей.

Вот тут, на нашем форуме, в нескольких сообщениях целая коллекция полезных ссылок для музыкантов. Есть как общенаправленные порталы, так и сугубо теоретические и профессиональные обусждения.

Аналогично тому, как мы с вами собираем коллекции Summertimes и др., на вот этой страничке располагается сборник различных вариантов песни "Прекрасное далёко".

Вахтанг Кикабидзе на барабанах в ансамбле Орэре, запись 1969 года - заметка у Экслера.

http://cepstral.com - ещё один игрок на поле text-to-speech. Я о них не слышал. Чтение у них посредственное, на мой взгляд.

Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.

Комментарии к заметке (



На этом на сегодня все.

Ваши предложения, замечания и новости я, как всегда, жду к себе на e-mail. Напоминаю, что в архиве выпусков можно найти как предыдущий выпуск, так и все до него. Анонс последнего номера журнала в формате RSS располагается тут.

До встречи!



  Перейти к предыдущему выпуску Перейти к следующему выпуску  


Перейти в архив выпусков журнала 
Перейти на форум