Добро пожаловать на авторский некоммерческий электронный журнал WebSound.Ru, посвященный компьютерному звуку, технологиям, музыке и цифровому аудио-музыкальному творчеству. Здесь вы найдете новости, статьи, размышления, анонсы, программное обеспечение, информацию и полезные ссылки, тем или иным образом связанные с цифровым аудио.
Приятного чтения!
Александр Радзишевский
Журнал основан 5 мая 2000 года, о сайте.
Автор и ведущий: Александр Радзишевский, домашняя страничка автора,
e-mail автора: webauthor {at} radzishevsky {dot} info
Журналу помогает журнал Cooler.
- на страничке "О журнале" можно прочесть о журнале WebSound.Ru;
- информация для рекламодетеля расположена на этой страничке;
- если у вас имеются проблемы с доступом в файловую базу, пожалуйста, прочтите информацию здесь;
- анонс последнего номера журнала в формате RSS располагается тут;
- об обновлениях программ и выходе новых, а также обо всем интересном сообщайте автору WebSound.Ru на: webauthor {at} radzishevsky {dot} info.
Прежде чем начать выпуск, чтобы немного улучшить вам настроение, выкладываю вот этот замечательный трекерный модуль. Музыку написал Саша "Manwe" Мачуговский и трек занял второе место на июньской демо-пати DiHalt 2014. Если вы (ну, вдруг) забыли чем играть IT-модули, то скачайте XMPlay.
Ко вниманию русскоязычных посетителей сайта из Израиля и других стран. Если вам не удается попасть на странички из пункта меню "Софт", обращайтесь ко мне напрямую по e-mail обязательно с указанием вашего IP (его можно проверить тут: http://whatismyip.net) и типа Интернет-соединения (ADSL/Cable или другое).
Вышла новая версия интересной утилиты под названием LossyWav. Суть и идея этой утилитки я в своё время подробно пояснил, вот тут читайте. Так вот, вышла новая версия, 1.4.0. Вот что нового:
* Code converted from Delphi to C++; Huge thanks to Tycho for kicking off the transcode;
*
WAVE64 and RF64 compatibility introduced for large audio files;
* "--feedback" parameter introduced to allow noise introduced by bit-depth reduction to influence number of bits removed;
* Optional "altfilter" noise-shaping filter creation method added to adaptive noise shaping method;
* Optional curvilinear interpolation routine available in adaptive noise shaping method in addition to previous linear interpolation.
Утилитка располагается у нас на страничке с кодерами. Тут её обсуждение.
Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.
На synthtopia.com проводится опрос о лучшей DAW 2014 года. Голосование пока что не окончено (я смотрю на результаты от 4026 проголосовавших пока), но расклад вот такой:
Интересно, что Renoise - трекер, по сути дела, - аж на 8-м месте!
Кстати, вот ещё немного статистики от той же synthtopia. Читатели блога смотрят сайт в этих ОС:
А вот предпочтения тех же читателей в отношении к операционным системам для работы с музыкой:
Надо заметить, что музыкант не является "типичным" пользователем компьютера в широком смысле ибо решает узкоспециализированные задачи, поэтому результаты этого голосования никак нельзя проецировать на другие способы использования компьютера.
Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.
Какие, всё-таки, больные идеи может порождать воспалённый мозг творческого человека!
На github расположился проект под названием ld_preload sounds, созданный Thomas Gordon Lowrey. Программа занимается тем, что генерирует "музыкальные" wave-файлы путём перехвата вызовов выделения памяти malloc() и чтения read() другой программы. Таким образом, содержимое этого файла зависит от программы, на которую этот перехватчик "навешивается".
На CDM увидел заметку (дело было в ночное время) и по неосторожности включил видео и начал слушать. Чуть не перебудил всех своим смехом. До слёз, просто до слёз. Неожиданно! Свежо!
На втором варианте я уже почти лежал под столом, но, оказалось, что второй вариант ещё опаснее первого!
Мне думается, что это ж целое поле креативной деятельности - брать записи выступлений и перекладывать их таким вот способом в музыкальный ряд! Это ж неслыханные возможности открываются! Целые оперные арии!
Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.
Yamaha празднует в этом году сорокалетие своих синтезаторов, начиная отсчёт от синтезатора SY-1, выпущенного в свет в 1974 году.
На своём сайте компания публикует, в хронологическом порядке, всю историю своего "синтезаторостроения". Всего ожидается публикация 5 частей, один раз в месяц, с июля по ноябрь.
Очень впечатлившее меня исполнение на терменвоксе:
Если вы не в курсе, то поясню, что исполнение на терменвоксе является очень сложным и тонким делом.
Увидел на synthtopia.com.
В прошлом выпуске я публиковал призыв поддержать проигрыватель foobar, чтобы он смог мигрировать на мобильные платформы. Уж не знаю помогло ли конкретно моё воззвание, но в результате деньги собраны (автор собирал 100 тысяч долларов), и мы можем надеяться, что плеер действительно появится на всех основных мобильных платформах - Android, iOS, Windows Phone.
ASIO4ALL - драйвер аудио для Windows, превращаюзий всякую аудио карточку в ASIO-устройство, обновился до версии 2.11. Это довольно знаменательное событие, поскольку в последний раз программа обновлялась более четырёх лет назад. Вот список новшеств:
Improvement: Make an attempt to reclaim an unavailable audio device, includes workaround for a (confirmed) Windows bug.
Improvement: Add general fixed factor resampling capability
Improvement: Latencies now displayed for the preferred buffer size, if host elects to violate the spec.
Improvement: Support for single common sample rate that is *not* a multiple of 8 or 11.025
Workaround: Realtek PULL mode not supported for "odd" ASIO buffer sizes. Symptom was a "Beyond Logic" error depending on ASIO buffer size.
Fix: Potential application compatibility issue regarding ASIO reset request message
Fix: Increased latency in x64 mode
Fix: Pull mode _and_ latency display now working
Fix: ASR issue with MSVC 2013 x64 -> Performance impact with hosts compiled with MSVC 2013
Fix: UI appearance with different system locale
Fix: Hang with some x64 hosts
Fix: Crash on exit of A4Apanel64.exe
Fix: Minor memory leak
Fix: All known 2.11 Beta(1,2) regressions fixed!
Виниловый диск Jack White "Lazaretto", о котором я писал в прошлом номере, стал самым продаваемым виниловым альбомом за последние 20 лет. С июня по август было продано 240 тысяч дисков этого альбома. Для сравнения, второй по продаваемости альбом 2014 года набрал чуть менее 30 тысяч продаж. Очень внушительное достижение. Впрочем, это не мудрено - диск вышел интересным, возможно, даже не столько в музыкальном смысле, сколько в качестве коллекционной диковинки со множеством интересных и нетипичных решений, примененных в его печати и изготовлении.
Забавная/небесполезная задумка по превращению всякой MIDI-клавиатуры в дополнителное средство управления, например, средой программирования.
Варган... Но не обычный, а тональный варган Саяна Андриянова:
Carolina Eyck, - музыкант с мировым именем, исполняющая на терменвоксе, рассказывает о том, как обращаться с этим инструментом.
Посмотрите здесь, очень интересно. Кстати, она же даёт ту же самую лекцию и на чистом японском...
Между прочим, Каролина является автором книги "Искусство игры на терменвоксе" ("The Art of Playing the Theremin").
Агентство NASA опубликовало на SoundCloud целую подборку настоящих космических звуков и эфирных речевых записей, которые разрешено свободно использовать.
Там и записи сигналов спутника, и переговоры, и команды. Много всего интересного и, самое главное, настоящего. Слушаем/качаем.
Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.
На улице иногда встречаются талантливейшие музыканты. И нет ничего более замечательного, чем такая случайная встреча-находка. Вот видео с synthtopia: парень Jake Clark, исполняющий техно на тонгофоне (wiki), сделанном из PVC-труб (поливинилхлорид).
Второе видео, которым я хочу с вами поделиться, сделано лично мной. В середине августа я с семьёй отдыхал в Финляндии, и гуляя по Хельсинки мы совершенно случайно наткнулись на уличное выступление группы замечательных ксилофонистов, кажется, из Питера. Привожу лишь один фрагмент. Эти ребята - настоящие виртуозы, они исполняют сложнейшие классические вещи, орудуя двумя палочками в одной руке. Но "Миллион алых роз" на ксилофонах меня просто умилило... Если кто-то знает этих людей и сможет сообщить об этом в комментариях - будет замечательно.
Вместо того, чтобы руками взад-вперёд крутить виниловый диск, один парень по имени Джереми (Jeremy Bell) решил, что такого же аудио эффекта можно добиться с помощью старых кассетных магнитофонов. С этой целью он развинтил два уокмэна, вынул из них магнитные головки, вынеся их наружу и сделав их "мобильными". Затем на неподвижной доске он развернул пару магнитных лент в длину. И вот что у него получилось:
Идея, как мне кажется, не нова. Не могу вспомнить, но что-то подобное уже пробегало. Тем не менее, интересно.
Cтраничка этого проекта располагается тут: http://jeremyseanbell.com/scrubboard/
Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.
Не вполне свежая новость, но нельзя обойти вниманием. Организация под названием AARC ("Alliance of Artists and Recording Companies"), являющаяся non-profit объединением более чем 300 тысяч музыкантов, подала в суд на компании GM и Ford (а заодно и на поставщиков головных устройств/магнитол для этих компаний - японские фирмы Denso и Clarion с представительствами в Америке). Поводом послужило то, что автомобили этих производителей оснащены магнитолами с жёстким диском, на который пользователь можно скопировать музыкальные треки с компакт-дисков. Это, якобы, противоречит акту о домашней звукозаписи то 1992 года, который запрещает "рипать" аудио. Приводы CD-R, например, под этот акт не подпадают, поскольку не продаются под маркировкой "музыкальное оборудование", а, вот, магнитола в машине - как раз очень даже музыкальная.
Организация собирается серьёзно судиться и требует выплату многомилионной неустойки. Иск можно почитать вот тут.
Различные комментаторы предполагают, что шансов у AARC выиграть это дело почти нет, но "вонищи" будет немало. Это очередной пример абсурдной трактовки законов в разрезе технического прогресса и неприкрытое выкачивание денег, проще говоря, троллинг. Интересно, чем кончится.
Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.
Совершенно случайно наткнулся на эту прелесть. Группа немецких сценеров выпустила альбом ремиксов на мелодии от Jeroen "WAVE" Tel, использовавшихся в различных играх с Commodore 64 (и не только). Есть и ИМХО откровенно слабые (1 и 4 дорожки), и вполне себе захватывающие (6, 2, 3, 10 и, пожалуй, 9-я).
Список:
1) XENOX - Invest Intro [3:32]
2) EIZ - Hawkeye [5:27]
3) Dr. Future (feat Aki Jorvinen) - Cybernoid (Gargoyle's Theme) [6:32]
4) Awesome-A - Battle Valley Dark Rises [4:20]
5) CZ-Tunes - Intro [3:39]
6) AMOK - Alternative Fuel [3:47]
7) Sunsprise - Agony Medley (Level 3 / Lading Sea / Level 2) [4:29]
8) Mitch Van Hayden - Rubicon (Elemental Mix) [6:32]
9) EIZ - Supremacy [4:56]
10) XENOX - Closing In [3:41]
Все дорожки выложены во flac и доступны по следующей ссылке на SoundCloud:
Frederic Motte - один из самых известных на демосцене музыкантов, прославившийся также своей музыкой к играм для компьютера Amiga, освежил звучание своих 4-канальных MODов, выпустив альбом "Amiga Days". 20 композиций в классическом стиле "компьютерной музыки" начала 90-ых.
Репортаж о фестивале Chaos Constructions 2014 на телеканале TV100 (там и Сашу Мачуговского показывали). Кстати, очень, очень понравилсь приписка к репортажу на сайте телеканала: "Три долгих дня одни умники объясняли другим, как еще можно использовать свой компьютер".
Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.
LinnStrument (о котором я писал не раз), находящийся пока ещё в процессе разработки, уже можно посмотреть на видео. Очень впечатляет.
Компания Korg выпустила вот такую коробочку Miku Stomp effect:
Эффект, активируемый нажатием ноги. Дополняет ваше исполнение на подключенном к нему инструменте синтезированным женским пением в стиле Vocaloid. Коротенькое демо вот тут.
Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.
На страничке с реставраторами обновление iZotope RX Advanced v4.00. Программа для очистки и восстановления аудио. Состоит из целого набора утилит:
Hum Removal -
Cleans up electrical hum and line noise
Declipper -
Rebuilds clipped audio from overloaded A/D converters and analog gear
Declicker -
Eliminates clicks, crackles, pops and digital impulse noises
Denoiser -
Removes broadband noise with natural sounding results
Spectral Repair -
Fixes intermittent noises, corrupted intervals and even gaps in audio
Advanced Spectrogram -
Displays a visual representation of audio with the greatest time and frequency resolution available
На страничке с редакторами обновление N-Track Studio EX v7.1.2. Многодорожечная студия для записи MIDI и аудио.
* Работа с аудио на частотах дискретизации до 192 КГц с использованием драйверов ASIO, WDM, MME и DirectSound;
* Поддержка VST, DirectX, ReWire, в том числе и инструментов стандартов VSTi и DXi;
* Обработка звука, поступающего на линейный вход, в режиме реального времени.
* Работа в форматах 5.1, 6.1 и 7.1, есть модуль пространственного панорамирования;
* На каждый аудиотрек установлен 20(!)-полосный графический эквалайзер, спектроанализатор, и реализована возможность подключения 32-х эффектов (AUX);
* Полная автоматизация всех параметров;
* Поддержка и синхронизация с видео (AVI, MPEG);
* Синхронизация с другими программами и внешними устройствами по SMPTE/MTC или MIDI Clock.
Работает стабильно и профессионально. Никаких серьезных багов не отмечено. Решение графического интерфейса достаточно стандартно, и он буден понятен любому, кто когда-нибудь сталкивался с мультитрековыми программами.
По уровню Fasoft N-Track Studio можно сравнивать с Cubase, и идейно эти программы чем-то подобны.
(Official homepage: http://www.fasoft.com/)
Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.
Исключительно интересная фото-прогулка по музею-коллекции электронных музыкальных инструментов Игоря Сандлера. "Около полусотни уникальных клавиатур собраны в музее клавишных инструментов, расположенном в Продюсерском центре Игоря Сандлера в Москве. Самое представительное на территории России собрание клавишной электроники...". Под каждым фото небольшой комментарий о свойствах и истории инструмента. Спасибо Евгению Данченко за ссылку.
Сказ о том, как старый синтезатор Yamaha пятнадцатилетней давности получил вторую жизнь. В двух частях, один, два. Шедевриально, конечно. Думаю, тут бы и инженеры Ямахи стоя аплодировали. Автор - Сергей Ануфриенко.
Ototo - проект создания универсального музыкального инструмента со множеством сенсоров, позволяющего, фактически, извлекать звук из всего подряд. Заметка на habrahabr.
Очень интересная заметка о том, как превратить аналоговый тракт обычной звуковой карты в последовательный цифровой интерфейс с передачей данных на скорости 45 Kbaud. Не знаю, когда такое может пригодиться, но, как говорится, хозяйке на заметкую
Просто изумительно! Более того, думаю запросто можно наложить "классическую" нотную запись (нотами в виде точек) на вот такую, что позволит значительно детализировать запись и передать все необходимые нюансы исполнения.
Путеводитель по музыкальным проигрывателям для Android - часть 1, часть 2.
http://wavepot.com - совсем "недетская" игрушка. "The digital audio workstation on the web". Онлайн-синтезатор, работающий прямо в браузере, при этом синтез осуществляется на основе кода программы. Вот, например, код звука, напоминающего человекоподоный звук "яай":
// justaboutdead - YAY!
function dsp(t){
var n = sampleRate / 500;
var bass_osc = 0.24 * tri(n, t)
+ 0.052 * sin(n * 32, t);
var bass_sub = sub(bass_osc, (1 + sin(1.1337, t)) * (2 + (1 + sin(0.42, t)) * 15), t);
return 0.3 * bass_sub;
}
var tau = 2 * Math.PI;
function sub(wave, mul, t){
return Math.sin(wave * mul + tau * t);
}
function sin(x, t){
return Math.sin(tau * t * x);
}
function tri(x, t){
return Math.abs(1 - (2 * t * x) % 2) * 2 - 1;
}
В наборе множество уже готовых "функций" звуков и примеры программ, играющих вполне осознанную музыку. Здорово!
TANGUY - игрушка в виде внутрибраузерного синтезатора. Играем на клавиатуре, +/- - переключение октавы. Luke Teaford потратил на этот проектик время и сообщает, что лучше всего им пользоваться в Google Chrome. Не знаю, кому и зачем это может пригодиться, но если что - линк вот.
Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.
Ваши предложения, замечания и новости я, как всегда, жду к себе на e-mail. Напоминаю, что в архиве выпусков можно найти как предыдущий выпуск, так и все до него. Анонс последнего номера журнала в формате RSS располагается тут.