Смерть Боба Муга, всколыхнувшая недавно все мировое сообщество музыкантов и просто ценителей музыкального творчества, заставила нас вспомнить немного о том, как же начиналось развитие синтезированной музыки. Оказывается, историю помнят далеко не все. Читатель Igor Vitiorets обращает наше внимание на этот прискорбный факт. Вот его письмо:
Привет,
Александр.
Зашел в очередной 188 раз скачать у тебя со странички CDex и нашел сообщение о смери Муга. Боб конечно был очень талантливым парнем. Но к нашему сожалению, весь мир и в том числе очень много русских специалистов считает его изобретателам музыкального синтезатора.
Это не так.
Самый первый электромузыкальный инструмент был сделан советским
изобретателем Львом Терменом - Терменвокс
в начале 20х годов.
А классический аналоговый синтезатор
со всеми его узлами
генераторами огибающей, низкой частоты, всяческими плавающими и
прочими фильтрами придумал советский изобретатель Володин, примерно лет на 10 раньше
Муга.
Другое дело что коммерчески это не было использовано :-(((
Кстати первенство Володина вполне документально подтверждаемо:
статьи, препринты и авторские свидетельства. Вот хорошая страничка: http://www.theremin.ru/center/library.htm
> В 30-е годы Андрей Володин начал разрабатывать "Экводин" - первый в мире аналоговый синтезатор.
> В 50-е он был готов к фабричному производству, но оказался не нужен социалистическому обществу,
> и в массовом производстве было отказано. Посему пальма первенства досталась в 1964 году
> американцу Роберту Мугу, изобретение которого тут же приняли на вооружение многие рок-группы
Обидно, что не только мир,
но и мы Советские-Российские не помним нашей славы и наших
приоритетов.
Игорь, большое спасибо за письмо. Действительно, как говорится, страна не помнит своих героев, как это ни банально. Позволю себе процитировать вот эту страничку:
Поразительно, но факт: первый в мире электромузыкальный инструмент был изобретен в России. В начале 20 века русским ученым Львом Терменом был сконструирован так называемый терменвокс. Производя дирижерские пассы руками перед ящичком с двумя антеннами, можно было наслаждаться звуками, похожими на неземную скрипку. Но, несмотря на то, что прибор привел в восторг самого Ленина, для которого Термен часто играл в Кремле, сам ученый вскоре попал в опалу, и об аппарате на долгие годы забыли. В 30-е годы Андрей Володин начал разрабатывать "Экводин" - первый в мире аналоговый синтезатор. В 50-е он был готов к фабричному производству, но оказался не нужен социалистическому обществу, и в массовом производстве было отказано. Посему пальма первенства досталась в 1964 году американцу Роберту Мугу, изобретение которого тут же приняли на вооружение многие рок-группы. К концу 70-х синтезаторы уже не считались диковинкой, и их серийным производством занялись крупные фирмы, являющиеся к настоящему моменту ведущими производителями в этой области ("KORG", "Roland", "Yamaha" и др.). До сих пор не определено точно, кто первым начал играть электронную музыку.
Страничка о Льве Сергеевиче Термене располагается тут. В частности, вот что там можно прочесть:
ТЕРМЕН Лев Сергеевич (1896-1993) - изобретатель, физик, музыкант.
Создатель первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс (1919-20) [вырезано] Родился в 1896 году в Петербурге. Окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели, обучался на физико-математическом факультете Петербургского университета.
С 1919 г. - заведующий лабораторией Физико-технического института в Петрограде, одновременно с 1923г. - сотрудничал с ГИМН'ом (Государственный институт музыкальной науки, Москва).
В 1927 г. был направлен Наркомпросом РСФСР в зарубежную командировку. Объездил всю Европу, был одним из популярнейших людей в Нью-Йорке, входил в клуб миллионеров. В 1931-38 гг. - директор акционерного общества Teletouch Inc. (США). В его Нью-Йоркской студии бывали и работали такие выдающиеся люди своего времени, как эмигрант Альберт Эйнштейн, дирижер Леопольд Стоковский, актер Чарли Чаплин, художница Мари Элен Бьют и т.д. и т.п. Его изобретения, сделанные в 20-40-е, годы прочно вошли в наш обиход.
В конце 1938 г. возвращается в СССР. Арестован в 1939 г. и осужден на 8 лет лагерей. Год проводит на Колыме, но большую часть срока - в легендарной "Туполевской" шарашке. После освобождения работает в научно-исследовательском центре КГБ, разрабатывая различные электронные системы.
С 1963 г. - сотрудник акустической лаборатории Московской консерватории. В конце 60-х из-за разногласий с ректоратом после публикации статьи о Термене в Американской газете "Нью-Йорк Таймс", Льва Сергеевича со скандалом изгоняют из консерватории, он вынужден перейти на работу в МГУ.
С 1966 г.- сотрудник кафедры акустики физического факультета МГУ.
Пожалуйста, обратите внимание! Если вы хотите что-то сообщить автору WebSound.Ru, лучше сделать это не здесь, а направить ваше сообщение по e-mail.
Пожалуйста, составляйте свои комментарии в вежливой форме. Не засоряйте сайт бессодержательными и невежливыми сообщениями.
Ниже располагаются комментарии к этой заметке
Пожалуйста, обратите внимание! Если вы хотите что-то сообщить автору WebSound.Ru, лучше сделать это не здесь, а направить ваше сообщение по e-mail. Пожалуйста, составляйте свои комментарии в вежливой форме. Не засоряйте сайт бессодержательными и невежливыми сообщениями.