WebSound.ru Home
    Главная | Комментарии | Архив выпусков | Форум и чат | AudioTag.info | Музоблог | reTracked | Авторский блог  



  Поиск:

Поиск по WebSound.Ru:
Поиск в Интернете:
Powered by




  Партнеры, реклама:




Audio watermarking
TrustedAudio.com



 

Выпуски

4.Nov

2000

N25

Здравствуйте. Сегодняшний обзор.

Давайте поговорим немного о MIDI. После выхода прошлого выпуска новостей я получил множество писем в защиту и против GM, MIDI в SB Live и проч. В числе писем я получил одно от читателя Александра Языджи. Уважаемый читатель частично соглашается с моим мнением о качестве MIDI GM-банков, однако только частично... :-) Таким образом я предлагаю вам посетить http://sbl.nm.ru, где Александр публикует результаты своей (давней) борьбы со скудностью звучания MIDI на SB Live!. На этом сайте можно найти банк для SB Live, значительно облагораживающий звучание MIDI. Вообще, Александр сделал важную заметку в своем письме ко мне: "Для класса карт до 100$ (а сейчас можно найти и за 55-60) SB Live! как раз закрывает свою покупательскую область. И если иметь 96-128 Mb оперативки, то вполне можно иметь приемлемый звук MIDI. Плохо то, что подавляющее большинство пользователей, либо покупают компьютер с установленной платой SB Live! и драйверами к ней, либо сами покупают, устанавливают и... получают "прошитую" в инсталляцию загрузку звукового банка 2gmgsmt.sf2 либо 4gmgsmt.sf2 Мало кто загружает другие банки. Банк банку рознь. Я с этим "воюю" второй год и смею предложить "свой взгляд" на поиски звуков."

Вот еще несколько слов из писем Александра: "Я у себя на сайте, год назад, уже философствовал на тему качества звучания МИДИ. Если совсем коротко, то я считаю, что для достижения приемлемого качества звучания МИДИ необходимо кроме собственно качественных файлов МИДИ, которых не очень то и много, иметь примерно следующее: от звуковых плат класса ESS и ESS подобных сразу можно отказаться. Если говорить ещё проще, то звуковые платы, стоимостью до 25-30$ МИДИ воспроизводят ужасно, а аналоговый звук портят либо высоким уровнем шумов на выходе, либо присутствуют искажения звука иногда даже слышимые. Поэтому останавливаемся на звуковой плате стоимостью 50 - 100$. Тогда я считаю, что и аналоговый звук будет хороший и МИДИ можно будет прослушивать не морщась от "весело квакающего" звука. Такая звуковая плата, например, SBLive! и вовсе не от того, что я её приобрел. По роду деятельности я занимаюсь компьютерным железом и имею опыт общения с разными платами. Если Creative ориентируется на музыку, то, например, Diamond на звук в играх. 5-ти - 10-ти долларовые пластмассовые колонки можно смело оставить продавцу, отказавшись от покупки. У нас есть в компьютере динамик и качество звука от него практически такое же как и от таких колонок. В идеале, конечно лучше иметь 2-х - 3-х полосные активные колонки с деревянным корпусом (типа Jazz), но это конечно круто. Попроще? 2-х полосные колонки за 35-40$. А вообще то я в качестве колонок использую музыкальный центр Sony и не жалею, что после опробования он так и прижился рядом с компьютером."

И еще соображения: "И что еще пришло-надумалось в продолжение к МИДИ и звуковым банкам. XG я уважаю за более широкие возможности манипулирования со звуками. И хотя я работаю с GM/GS, все  равно периодически слушаю XG файлы (установлен софтовый драйвер в комплекте с плэйером NovaStation) и когда я слышу, что-то интересное в звучании, то заглядываю в содержимое XG MIDI файла и пытаюсь разобраться какими контроллерами управления МИДИ это достигнуто и насколько это возможно перенести и применить на GM/GS. Именно контроллеры (команды управления) "оживляют" звук. Очень хорошо в этом направлении работают ребята из Новосибирска - NTONYX. И ещё. Моё чисто субъективное восприятие. Когда слушаем MIDI через XG драйвер, причем неважно какой МИДИ GM/GS или XG то присутствует как бы слитность звучания всех инструментов. При прослушивании МИДИ через "железо" GM/GS мне лично, явно слышна раздельность звучания всех инструментов и нет как бы сказать монолитности. При записи в WAV, я конечно поступаю так: записываю в WAV каждый трек (инструмент) отдельно. Получаю n количество WAV файлов, равное количеству треков в МИДИ файле. Затем обрабатываю каждый WAV в SoundForge (CoolEdit) (кое где эффекты, громкость, панорама и т.д.). Затем загружаю всё что получилось в CakeWalk и "свожу" окончательно. Есть проблемы с синхронизацией дорожек по времени (кроме других проблем)... И вот когда всё "сведено" - делается окончательная запись в "выходной" WAV. Принцип, применяемый многими. Эдакая МИНИ пародия на студию звукозаписи. Но это уже другая тема и область работы... "

Вот такие соображения, может немного длинновато, но очень по теме. Я посчитал важным привести эти мысли здесь, так как они во многом схожи с моими (хотя я сторонник несколько более жестких требований к аудио аппаратуре) и могут оказаться полезными многим читателям. От себя добавлю, что банк Orion я послушал. Конечно, нечего и говорить, - звучание качественных MIDI-файлов на этом банке просто разительно отличается от звучания на родных банках от Creative. Тут, как говорится, без комментариев. Но... Не все могут позволить себе "откусить" 40 метров RAM только для MIDI банка. Вывод прост: для конечного пользователя (слушателя) важен результат, то есть качество звучания и то, какими средствами это звучание достигается. И если при использовании XG, обладающего гораздо более широкими средствами синтеза звука, чем GM, для обеспечения качественного звучания достаточно небольшого банка, то в GM недостатки синтеза можно попытаться скомпенсировать использованием более объемных банков. Однако все равно GM с XG не сравнится - в этом я убедился уже давно. В этом можете убедиться и вы послушав, например, MIDI-файлы, идущие в комплекте с софт-синтезатором Yamaha S-YXG50/100. Если этого вам покажется мало, то здесь я выкладываю небольшой архивчик с подборкой XG-файлов. Да, и еще одно замечание. Что бы там не говорили, а, вот, техно-музыка на GM вообще не получается. Классика звучит нормально, а техно - абсолютно никакое. А все это даже не из-за банков (и даже Orion тут не поможет), а из-за скудных возможностей управления синтезом звука.

Недавно на нашем шеф-журнале Cooler Александр Чижов анонсировал интересный плаг-ин, мимо которого я не смог пройти: Ohaha v1.0 plug-in for MS Internet Explorer - плаг-ин, встраивающийся в IE, и позволяющий осуществлять поиск музыки (.mp3) и софта прямо из IE. Для поиска MP3 используются след. системы: Napster, Gnutella и Ohaha. Плаг-ин уже выложен в подраздел с утилитами. Вообще, очень удобная штучка. Есть только один минус - в списке найденных MP3 не выводится информация о битрейте. Но будем надеяться, что в будущем плаг-ин разрастется и расширится в возможностях.

В подразделе с проигрывателями обновился мой любимый WinAMP с v2.65 до v2.7 beta 9 (в архиве инсталляция v2.666 + апгрейд до v2.7 beta9). Что нового? Новый плаг-ин декодирования MP3: заявлено полностью ISO-стандартное декодирование, поддержка ID3v2-тэгов! (как изменилось качество декодирования судить сложно); увеличена скорость чтения названий файлов, скорость чтения файл-листов; сильно переделанный MOD-плаг-ин (боюсь, ему это все равно не поможет ;-) ); встроена новая версия выходного WaveOut-плаг-ина; лучшая поддержка MIDI. Нет, все-таки молодцы Nullsoft, я боялся что они забросят WinAMP в дальний угол, но пока этого не случилось. Я по-прежнему считаю, что это самый лучший проигрыватель (самый удобный, скажем так) и самый развиваемый.

Что-то я забыл совсем о таком трекере, как Mad Tracker. А тут как раз вышла очередная его версия, так что в соответствующем подразделе Mad Tracker обновился с v2.05 до v2.08. В версии v2.06 коренных изменений, кроме багфиксов не было. В v2.06: редизайн интерфейса, вывод в WAV на 24-битах, улучшена поддержка XM и MOD, поддержка .UMX (Unreal music), hipass фильтры + багфиксы. В v2.08: автоматическое наименование инструментов, новый механизм работы с сэмплами, новое окно с эффектами для дорожки и другое.

В подразделе с проигрывателями обновился плаг-ин DFX c v4.0 до v4.1. DFX v4.1 - Plug-In для WinAMP и других проигрывателей (в архиве содержится также модуль для Sonique) облагораживающий звучание проигрываемых файлов. Действительно качественно и заметно улучшает звучание высоких и (особенно) низких, не нарушая оригинального звучания. Встроена также функция расширения стерео базы (или, как написано на регуляторе "трехмерное звучание"). Несомненно, качественная программа. Как всегда полнофункциональна.

В подразделе с еженедельными трекерными модулями композиция "Deepness" by Aracne. Трансово-хардкорная композиция. Мне понравилась оригинальность идеи и высокое качество исполнения. И еще одни модуль: "Turquoise" be Reed, в стиле фанк-джаза. Очень симпатичная вещица.

28.Oct

2000

N24

Здравствуйте. Обновления и новости на сегодня.

Александр Чижов прислал мне интересную ссылку на страничку об MPEG: http://www.cselt.it/mpeg/. Там можно найти общую информацию о текущих и планируемых разновидностях алгоритмов и проч. подробности.

Хотел бы порекомендовать всем любителям музыки сайт http://megacd.newmail.ru. На этом сайте вы можете выбрать музыку из огромного списка (около 1500 компакт-дисков) и заказать ее себе на CD-R причем в том формате, в котором только захотите: MP3, VQF, LQT, WMA и проч - все сожмут в соответствии с вашим заказом. CD-R пришлют по почте. По-моему очень здорово.

В подразделе с енкодерами обновился кодер по алгоритму MpegPlus до v1.7.6a и появился декодер v1.7.6. Из нововведений: очень заметно увеличена производительность, теперь в кодер включены предустановленные профили кодирования, встроены линейные fadein/fadeout, теперь информация об использованном для кодирования профиле и о наибольшем значении амплитуды сигнала записывается прямо в кодируемый бит-поток.

В подразделе с проигрывателями обновился плаг-ин для WinAMP для воспроизведения .MP+ файлов (алгоритм MpegPlus). Новая версия v1.7.7. Из изменений можно выделить: добавлен новый алгоритм, предотвращающий щелчки; добавлена возможность удаления ID3-тэгов; поле Genre теперь работает.

Уважаемый читатель Alex Shtol, являющийся одновременно автором все набирающего обороты кодера X-Filez WinOgg и кодера/декодера WMA, поделился с нами очередными обновленными версиями этих продуктов. Итак, новая версия WinOgg Encoder (алгоритм Ogg Vorbis) v1.2. Скорость кодирования в новой версии увеличена в два раза! Это очень существенное изменение. Также, Alex сообщил, что в будущих версиях можно ожидать еще некоторых сюрпризов (о которых нам с вами сообщат дополнительно :-) ). Обновился также и енкодрер/декодер X-Filez WMA Encoder/Decoder до v1.2.5. В новой версии добавлены некоторые дополнительные параметры декодирования и также сделаны некоторые незначительные исправления.

На уважаемом сайте iXBT появилась статья, описывающая новую звуковую карту Santa Cruz от Voyetra Trutle Beach (да,  уж давно как Voyetra). Ссылка на статью: http://www.ixbt.com/multimedia/santa-cruz.html. Тем, кто выбирает себе для покупки звуковую карточку будет полезно почитать. 

Кстати, на счет оборудования. Очень странно, но факт - выбор среди звуковых карт среднего класса сегодня невелик. Я бы даже сказал, крайне невелик. На Terratec денег хватит не у всех, а карточки классом пониже большого выбора не оставляют - как всегда всякие облегченные варианты SB Live, MX300 и проч. Особенно неприятно дело обстоит на фронте MIDI. Любая самая расфуфыренная карта с синтезатором по стандарту GM всегда уступит среднего класса XG-синтезатору. Я, как пользователь SB Live, могу сказать открыто - по сегодняшним меркам GM не дает ну никакого звучания, сколько банков на него не вешай. Старый добрый софтварный синтезатор от Yamaha S-YXG50/100 переплюнет любой GM-синт. К чему это я? Да, так, просто размышления вслух. Прогресс движется, делают всякие 6-канальные карты, а позаботиться об удешевлении существующих карт полупрофессионального уровня никто не хочет. Да, и мне вообще не понятен ажиотаж вокруг 6-канальных систем. Пользователь зачастую просто не представляет себе какого звучания можно добиться на обычной двухканальной системе! Какие там 6 каналов! Мне это все напоминает историю с 3D и 128 бит, помните? На любой коробке можно было встретить "3D", а что "3D", при чем тут "3D" - никто в подробности не вдавался. Главное, чтобы написано было. Вот, теперь, похоже, будет почти тоже самое. Возможно, я старомоден, но видя иногда усилок Aiwa высшего класса 65 года выпуска я испытываю трепет и неудержимое желание приобрести именно его, а не карточку с поддержкой 6 каналов...

Небольшая информация для тех кто не знал :-). Некоторые модели звуковых карт Sound Blaster Live! от Creative не имеют цифрового входа для сигнала с CD-ROM. Проблема решается следующим образом. Берете карту в руки, удостоверяетесь, что на ней установлена полноценная 40-пиновая колодка для подключения дополнительной дочерней платы от Creative. Если колодка действительно 40-пиновая, то отсчитываете 15 и 16 пины - это SPDIF_IN (цифровой вход). 15 - сигнал SPDIF_IN, 16 - земля. Соединяете подходящим шнурком Digital Out вашего CD-ROM/DVD-ROM с этими двумя пинами. Все. Для регулировки громкости только придется регулировать в миксере не Digital CD In (которого просто нет), а SPDIF In. 

В подраздел с лучшей трекерной музыкой я добавил IT-модуль "Twenty-four" by Slightly-Magic. Это действительно достойнейший модуль. Рецензию на него я писать не стану - это просто излишне. Если не слышали раньше - послушайте сейчас. 

В подразделе с еженедельной музыкой модуль "Powerade" by Redribbon / Mandarine. Я бы сказал, классный funk-jazz.  Качественно.

На последок хотел отметить, что я часто не упоминаю здесь о дополнениях на страничке с полезными ссылками. Однако вы заглядывайте туда, так как обновления там происходят довольно часто. Вообще, там накопилась уже довольно симпатичная коллекция :-).

21.Oct

2000

N23

Здравствуйте. Сегодняшние новости.

Недавно я получил письмо от одного весьма компетентного и сведущего неофициального лица, приближенного к Майкрософт. В своем письме его автор прокомментировал некоторые мои соображения по поводу кодека WMA, высказанные мною в обзоре-тестировании различных кодеков. Так, автор письма подтвердил мои предположения по поводу использования в WMA несколько изощренной психоакустической модели (напомню, этот вывод был сделан мною по причине того, что на низких битрейтах WMA выдавал разительно лучшие результаты в сравнении с остальными алгоритмами, а на высших битрейтах несколько отставал от конкурентов). Кроме того, автор письма сообщил, что пока что дальнейшее радикальное развитие WMA не предполагается, будет осуществляться лишь корректировка и доработка психоакустической модели, а также оптимизация кода енкодера.

Сегодня у нас "пир софта". Смотрите.

В подразделе с утилитами обновилась программа GAP (Game Audio Player) c v1.28 до v1.32. Изменений и дополнений куча: изменен и дополнен ACM плаг-ин, добавлена поддержка NHL'2000, NFS 5, FIFA'99'2000; SOL, AUD и ASF дополнены и изменены, добавлены плаг-ины GRP и MVE. Это только часть, все перечислять не буду, лучше просто скачать и попробовать.

В нашем полку AAC прибыло. Свеженький кодер от PsyTel: PsyTel AAC encoder 1.0 beta 1 от 20 Oct 2000 (я так понял, что это MPEG-4 AAC). Уже выложен в соответствующий подраздел. Вообще-то, изначально эта версия позволяет кодировать не более минуты аудио, однако на уважаемом Level Zero я обнаружил специальную "добавочку", которая избавляет кодер от этого неприятного факта; "добавочка" лежит в архиве с кодером. Чем проиграть полученные .AAC? Очень просто - тем же, чем проиграть и .AAC, полученные от кодера FAAC, - специальным плаг-ином для WinAMP IN_AAC.DLL v0.6, ранее выложенным в подраздел с проигрывателями. Возвращаясь к кодеру, отмечу, что поддерживает кодирование на различных битрейтах, в том числе и на переменном битрейте (VBR). Также есть возможность указания частоты среза. Кстати, что подразумевается сейчас под AAC не совсем понятно: то ли это MPEG-2 AAC, то ли уже MPEG-4 AAC (вообще, предполагалось, что MPEG-2 AAC ляжет в основу MPEG-4 AAC со многими доработками, конечно).

Раз уж взялись за AAC, то в подразделе с енкодерами обновился до v7.0 и FAAC (Free Advanced Audio Coder). В архиве с ним лежит и декодер v0.6.

В подразделе с проигрывателями добавлен плаг-ин для WinAMP, предназначенный для воспроизведения .AC3-файлов (Dolby AC3). Пригодится как для воспроизведения файлов, снятых с DVD, так и пользователям AC3-кодера Soft Encode от Sonic Foundry, который лежит в подразделе с кодерами.

В подраздел с енкодерами добавлен декодер .AC3-файлов в .WAV. Позволяет также производить демультиплексирование файлов .VOB, M2V и .MPG с последующим декодированием AC3.

Уважаемый Alex Shtol, автор X-Files WMA и OGG Vorbis кодера и декодера поделился со мной информацией о, собственно, появлении на свет Ogg Encoder/Decoder v1.0 для Windows. Кодер (демонстрационная версия) выложен в соответствующем подразделе. Основан на оригинальном кодере Ogg Vorbis beta 2. Что примечательно, кодер поддерживает ID-тэги для файлов .OGG. Так как в спецификации Ogg Vorbis ID-тэги еще не утверждены, Ogg Encoder имеет свой собственный формат ID-тэгов. Поддерживаются битрейты от 128 до 350 (напомню, Ogg Vorbis кодирует с переменным битрейтом, таким образом указание битрейта регулирует ту цифру, вокруг которой в среднем будет колебаться VBR). Кстати, ID-тэги вполне прилично понимаются OGG-плаг-ином для WinAMP. 

Кроме того, обновился и X-Files WMA Encoder до v1.2.4. Теперь кодер позволяет кодировать не только из .WMA, но и из .OGG и .MP3, хотя, конечно, нужно понимать, что качество такого "кодирования" будет ужасным по объективным причинам. Спасибо Alex Shtol за программы и информацию.

В подразделе с проигрывателями обновился Sonique c v1.63 до v1.808. Добавления и исправления: обновлен MP3 декодер, исправлена система справки и ошибки с циклами (loops), добавлен декодер Ogg Vorbis и др. незначительные исправления.

В подразделе с проигрывателями появился новый плаг-ин для WinAMP для воспроизведения .MP3-файлов (основан на декодере от Fraunhofer), v2.60a17. Тестирование я не проводил, но если уж он действительно основан на декодере то Фраунхофер, наверное, он также, как и плаг-ин от WinAMP 2.22, звучит качественнее сегодняшнего "родного" плаг-ина от WinAMP. Плаг-ин прислал Eugene Anokhin, за что ему большое спасибо. Плаг-ин имеет полную поддержку ID3 v2 тэгов. Полная поддержка MPEG-1 Layer I, II. Процессорного времени кушает немного (хотя мне оценить тяжело, т.к. у меня установлен Celeron 850 o/c).

В подразделе с еженедельной трекерной музыкой обновления: "Gentle skin" by Teque / Trauma и модуль моего любимого финна Acumen "Pitch-black". Стиль обоих модулей тяжеловат, но модули стОящие. Как всегда, стараюсь лицом в грязь не ударить и выложить "самое-самое" :)

13.Oct

2000

N22

Здравствуйте. Обновления на сегодня (пятница, тринадцатое).

В FAQ сайта я добавил обсуждение вопроса, часто появляющегося в письмах читателей: "Какой метод сравнения двух аудио сигналов можно признать наиболее точным?". Тема эта достаточно "скользкая", поэтому я помещаю написанное сюда на всеобщее обозрение, поправки принимаются и приветствуются. Итак, вот что я написал по этому поводу в FAQ:

Сначала договоримся, что речь идет о сравнении двух сложных непериодических сигналов, представленных в цифровом виде. Далее все зависит от стоящей перед экспериментатором задачи. Вероятно, все сводится к двум вариантам: физическое сравнение двух сигналов (то есть сравнение точности совпадения форм сигналов) и субъективное сравнение, когда целью является оценка "похожести" звучания двух сигналов. 

Первый вариант употребим больше при необходимости оценить, например, степень искаженности сигнала, прошедшего какую-либо обработку или передачу по цепям, вносящим помехи. В таком случае сравнение оригинального и искаженного сигналов можно производить, например, путем вычитания одного сигнала из другого (это возможно только в том случае, когда начало и протяженность сигналов во времени точно совпадают) - по результату (результирующему сигналу, полученному путем поотсчетного вычитания одного сигнала из другого) можно приблизительно оценить уровень потерянной информации (на слух либо проследив изменение спектрального состава сигнала). Также недавно автором одной из статей был предложен иной метод. Берутся два сравниваемых сигнала (в цифровом виде, естественно) и записываются не в абсолютном виде (то есть абсолютные значения амплитуд, PCM - ИКМ - импульсно-кодовая модуляция), а в виде относительного изменения значений амплитуд сигнала (как в ADPCM - АОИКМ - адаптивная относительная импульсно-кодовая модуляция). Другими словами, сигнал записывается значениями, характеризующими изменение значения каждого отсчета относительно предыдущего. Таким образом, в результате проделанной операции получаются, грубо говоря, данные об углах наклона амплитудной огибающей в каждой точке или, что то же самое, информация о виде (форме) сигнала. После такой обработки проводится вычитание одного сигнала из другого (оригинального) и усреднение значении амплитуды полученной разницы. По усредненной величине амплитуды можно судить о потерях, которые сопутствовали сжатию сигнала. 

Второй вариант, целью которого является субъективное сравнение разницы в звучании двух сигналов, очень часто применим при оценке качества алгоритмов компрессии аудио. Вообще, целью большинства аудио кодеков (за исключением специализированных, например, вокодеров или кодеков для передачи ограниченного спектра частот) является в максимально меньшем объеме данных сохранить аудио информацию как можно более приближенную по качеству к оригинальному звучанию. Другими словами, задача сводится к обеспечению субъективно сходного с оригиналом качества звучания и никак ни объективного физического сходства форм (огибающих) оригинального и декодированного сжатого сигналов. В этом случае, применимость описанных выше методов сравнения может быть очень спорна, так как форма сигналов может совпадать очень слабо, а субъективное качество звучания оригинального и восстановленного сжатого сигналов при этом почти не изменится. Тогда для сравнения сигналов можно воспользоваться несколькими разновидностями спектрального анализа, каждый из которых, тем не менее, имеет массу недостатков. 

  • Первый заключается в графическом сравнении результирующих АЧХ оригинального и восстановленного сжатого сигналов за какой-то промежуток времени. Под понятием "результирующая АЧХ" подразумевается график зафиксированных пиковых значений амплитуд частотных составляющих сигнала за некоторый промежуток времени. Таким образом, взяв два одинаковых промежутка сравниваемых сигналов и построив их результирующие АЧХ, по совпадению (не совпадению) графиков АЧХ можно приблизительно оценить уровень потерянных частотных составляющих в сжатом сигнале, а также увидеть полосы частот, где эти потери наиболее выражены. Однако этот метод является статичным, то есть он абсолютно не учитывает изменение сигналов в динамике, что является очень важным, так как часто встречаются случаи, когда результирующие АЧХ сигналов почти совпадают, однако звучание сравниваемых промежутков сигналов отличается коренным образом даже на слух.

  • Вторая разновидность спектрального анализа - сравнение сонограмм сигналов (сонограмма - это диаграмма, на которой по оси абсцисс откладывается время, по оси ординат - частота, а амплитуда соответствующей частотной составляющей отмечается интенсивностью цвета в данной точке). Сонограмма является более информативной характеристикой, так как позволяет учесть при сравнении изменение сигналов в динамике. Однако этот метод, в отличие от предыдущего, является "слишком графическим", то есть, если при сравнении статических АЧХ имеется возможность оценить "на глаз" разницу графиков, то в случае с сонограммами эта возможность затруднена, так как сравнивать приходится не кривые графиков, а интенсивность цветов на диаграммах. Есть и еще один немаловажный недостаток сонограмм - размытость сигнала во времени, то есть неточное совпадение (отставание либо опережение) спектральной картины с реальным спектральным составом сигнала в каждый конкретный момент времени. Такой феномен обусловлен принципом неопределенности сопутствующим использованию Быстрого Преобразования Фурье (БПФ): чем больше временнОе разрешение спектра, тем меньше спектральное разрешение, и наоборот. При построении сонограммы берутся относительно большие окна для БПФ (промежутки времени, в которых анализируется спектр) и именно это и обуславливает эффект размазывания сигнала. Конечно, появление этого эффекта можно в какой-то мере избежать применяя анализ с перекрывающимися окнами в несколько проходов, однако объем вычислений при этом крайне возрастет и достичь одновременно высоких спектрального и временного разрешений не удастся.

  • Третий метод представляет собой более конкретизированный предыдущий, он заключается в построении АЧХ для каждого сканируемого окна БПФ. Однако эта задача не лишена тех же проблем, что и предыдущий метод, и, кроме того, производить сравнение графически крайне неудобно, даже если представить всю обсчитанную спектральную картину сигнала в трехмерном виде.

Очевидно, что идеального метода сравнения сигналов не существует. Поэтому в каждом конкретном случае пользуются наиболее подходящим по точности и удобству методом сравнения, руководствуясь только соображениями целесообразности.

В подразделе с редакторами аудио появился Steinberg WaveLab v3.01 build 12. Это мультитрековый звуковой редактор, включающий: эффект обработка, анализ сигналов, возможность записи аудио CD, поддержка VST+DirectX плаг-инов и проч. Действительно мощная и достаточно удобная программа. Я встретил в ней несколько, на мой взгляд, концептуальных вещей, не встречающихся в других редакторах.

И еще один звуковой редактор в том же подразделе - SEK'D Samplitude 2496 v5.58. Мультитрековый звуковой редактор. Позволяет помимо прочего записывать аудио CD, поддержка плаг-инов DirectX, эффект-обработка звука и проч. возможности. За последние два номера я "вывалил" в онлайн уже 4 звуковых редактора: Cool Edit, Sound Forge, Samplitude и WaveLab. Чем пользоваться - решать вам. Каждый редактор имеет свои собственные функции и оригинальные решения, однако каждый из них не лишен и своих недостатков. Я выбрал для себя Cool Edit Pro (прямо как в рекламе :-) ), кто-то пользуется Sound Forge, а есть и приверженцы других редакторов. Выбор за вами.

В подразделе софта "Утилиты" появилась новая программа Frequency Master Generator v0.93 (спасибо атору программы Андрею Ткачеву, приславшему ее). FMG - это универсальная консольная утилита, которая может быть использована для синтезирования различных частотных событий и звуков. Фактически, программа является транслятором, который читает команды из текстового файла и выполняет их в заданной последовательности, генерируя выходной .WAV-файл. Очень полезная утилита для создания искусственных тестовых сигналов. Например, нам необходимо создать файл, содержащий сигнал длительностью 1 секунда, содержащий частоты на 1, 5 и 10 Khz. Создаем маленький текстовичок: "freq=1000 sec=1; freq=5000 sec=1; freq=10000 sec=1". Запускаем программку и получаем необходимый файлик. Можно задавать форму сигнала (синусоида, прямоугольный, треугольный) и прочие возможности. В общем, спасибо автору за полезную утилиту.

Позволю себе продублировать ссылку с сайта Level Zero для всех любителей MP3: http://www.altmp3.ru

Ну, вот, и дождались многочисленные любители трекера Fast Tracker очередной версии этого продукта, а именно, вышла бета-версия (beta 0.21) нового Fast Tracker 3. Домашняя страница трекера: http://chanka.planet-d.net/ft3/. Бета-версию трекера я уже выложил в подраздел софта "Редакторы". Стоит отметить, что первоначальные авторы Fast Tracker II (Triton) не имеют к FT3 решительно никакого отношения. FT3 написан новым человеком и, судя по всему, совершенно "с нуля". Пока что никаких комментариев о качестве этого продукта я высказать не могу -  покажет время и отзывы более компетентных людей и пользователей. Однако я все-таки выскажу первые впечатления (хотя сам являюсь поклонником интерфейсной концепции Scream Tracker, то есть и Impulse Tracker): автор поработал на славу. Продукт достойный и даже если появятся нарекания на качество движка - все легко дорабатывается, главное - общая состоятельность продукта. В данном случае она, похоже, на высоте.

В подраздел софта "Утилиты" добавлена замечательная программа Game Audio Player v1.28. Исследует ресурсы игр (и др. программ) на наличие любой звуковой информации (музыка/голос/эффекта). Извлекает найденные файлы "как есть" и сконвертировав в .WAV. Осуществляет воспроизведение найденной звуковой информации с перемоткой и другими функциями. Основан на использовании системы плаг-инов, что позволяет расширять возможности программы. Список поддерживаемых файлов очень большой и позволяет извлекать звуки из огромного множества игр, большинство из которых вполне современные (Fifa / Nee For Speed / Quake / NBA Live / Diablo / ... / ...). Программа, думаю, очень полезная. 

Два обзора "Экспресс-тестирование кодеров", расположенных в подразделе обзоров "Тестирование" я перевел на английский язык, так как некоторые товарищи :) интересовались. Кстати, возможно, два этих обзора появятся в ближайшем выпуске достаточно авторитетного электронного журнала о демосцене Hugi.

Обновления в подразделе с еженедельной трекерной музыкой. Модуль "Not alone anymore" by feat. Nena, занявший первое место на Ulimate. Не могу сказать, что музыка поразительная (как кому, конечно), но качественно и очень симпатично. Еще один модуль от очень полюбившегося мне автора Acumen (Milan Kolarovic) "Serenity of Silence". Красиво, как всегда красиво и грандиозно, в стиле Acumen. Послушайте. 

06.Oct

2000

N21

Здравствуйте! Сегодняшние новости и обновления.

В первых строках сегодняшнего выпуска приношу свои извинения Level Zero за то, что в прошлом номере я опубликовал линки на пару сайтов с MP3 не сославшись на источник информации в лице Level Zero. Публично извиняюсь, вышло некрасиво, и заодно прорекламирую Level Zero info site: http://lz.knet.ru. Очень хороший сайт со всякими "подпольными" новостями и прогами (ну, вы меня понимаете) ;-).

Ну, что, обновимся чуток?

В подразделе с утилитами появился новый грабитель аудио CD Exact Audio Copy v0.9 prebeta 6 (информацию о существовании прислал Роман Дымченко). Возможности: коррекция джиттера, использование различных режимов копирования, автоматическое снижение скорости при ошибках, авто нормализация, поддержка Windows ACM кодеков, копирование отдельных кусков аудио (не только треков), поддержка CDDB, поддержка внешних кодеков, поддержка мультисессионных дисков. Лично я перешел на него и отказался от WinDAC по глупой причине: EAC для работы нужен только один файл и никакой инсталляции :) 

В том же подразделе обновился риппер аудио CD AudioGrabber c v1.62 до v1.70 (получен с сайта http://lz.knet.ru). В новой версии появилась возможность копирования аудио данных в RAM (оперативную память), что делает копирование более "гладким" (как написано в help'e ;-) ). Улучшено кодирование в MP3 и добавлена поддержка алгоритма Ogg Vorbis; улучшена работа с CDDB.

В подразделе с енкодерами (или кодерами, - кому как нравится) появился Sonic Foundry Soft Encode v1.0 - кодер по алгоритму Dolby Digital 5.1 (AC3) (файлы .ac3). Поддерживает кодирование на битрейтах от 224 до 640 Kbps, множество различных вариантов кодирования каналов (от 1 канала до 5). В комплекте имеется и декодер .AC3 -> .WAV. Полнофункционален ;-)

В подразделе с редакторами обновился мой любимый Cool Edit Pro c v1.2 до v1.2a. Из изменений: алгоритм очистки звука теперь работает до трех раз быстрее, дополнительные возможности по управлению дисковым пространством для дисков большого размера, возможность многопользовательской работы под Windows'2000, исправлены ошибки. Выложенная версия, сами понимаете, полнофункциональна (как и все остальное нижеследующее).

В этом же подразделе появился редактор Sonic Foundry Sound Forge v4.5h. Это мощнейший звуковой редактор, конкурирующий с Cool Edit Pro. Эффект-обработка, фильтрация, мастеринг, поддержка плаг-инов DirectX, "откат", MIDI-синхронизация и прочие возможности. Пользователи звуковых редакторов, на сколько я заметил, не смотря на существование других редакторов разделились всего на два лагеря: любители Cool Edit Pro и Sound Forge. Я отношусь к первым, но Sound Forge - не менее мощная программа.

В подразделе с редакторами VST плаг-ин VoxCiter v1.07 - двойной голосовой параметрический эквалайзер, гибкий noise gate, компрессор/экспандер вокала, "освежитель" вокала и проч. Вроде бы очень неплохая вещь для обогащения записей вокала.

В подразделе с программами-восстановителями аудио появился Steinberg Clean! v1.5. Программа восстановления аудио и записи на CD. Механизмы: declicker, decracklier, denoiser, derumbler (не знаю как это все перевести на русский: очистители от треска, шума и подобн.), , коррекция фазы, исправление скорости, расширение стерео, восстановитель тишины, эквалайзер. Поддерживается режим автоматического исправления ошибок. Программа общепризнана одним из лидеров в очистке аудио.

В подразделе с аудио кодерами обновился Lame MP3 Encoder. Версия осталась прежней (3.87), а сам енкодер теперь включает версию, скомпилированную  исключительно для процессоров MMX. Так что в архиве теперь две версии енкодера: для обычных процессоров и для MMX процессоров.

Ну, "хорошего понемножку", как говорила одна бабушка, вылезая из-под трамвая ;-). На сегодня, думаю, более чем предостаточно.