WebSound.ru Home
    Главная | Комментарии | Архив выпусков | Форум и чат | AudioTag.info | Музоблог | reTracked | Авторский блог  



  Поиск:

Поиск по WebSound.Ru:
Поиск в Интернете:
Powered by




  Партнеры, реклама:




Audio watermarking
TrustedAudio.com



 

Выпуски (02.Sep.00 - 30.Sep.00)

30.Sep

2000

N20

Здравствуйте. Обновления и информация на сегодня.

Начнем с небольших изменений в интерфейсе сайта. Во-первых, я немного переделал левый и нижний фреймы, они стали `уже, фон поприятнее и, самое главное, грузиться побыстрее. А во-вторых я снова несколько переделал скрипт, реализующий меню: теперь при открытии одного фолдера с подвложениями закрываются остальные. Такое нововведение вызвано желанием избежать введения полосы прокрутки во фрейме. Теперь меню должно вполне помещаться во фрейм. Некоторые читатели предлагали мне убрать скрипт и написать обычное html-меню, но, поверьте, это будет гораздо менее удобно и наглядно, так как с помощью скрипта можно реализовать подвложения, а с помощью html это будет очень коряво :). Да и, кроме того, обычное html-меню уже есть (ссылка выше).

В прошлом выпуске я пойдя на поводу у одного уважаемого читателя согласился с ним, что в русском языке нет слова "енкодер" и поэтому употреблять его будет неграмотно. От своих слов я не отказываюсь, однако, как правильно заметил Александр Чижов (автор нашего шеф-журнала Cooler), если уж я такой чистоплюй, то будь любезен не употреблять также слова "плаг-ин", "драйв" и проч. И, знаете, он прав! :-) Будем теперь вместо этого пользоваться терминами "подключаемый модуль", "накопитель на сменных носителях" и проч... Тоже шизуха, не правда ли? Так что чистота языка - чистотой, а сленг никуда не денешь, особенно профессиональный, вот что я хотел сказать ;-)

В подразделе обзоров и статей "Теория" появилась новая статья "Восприятие и сжатие звука", автор Дмитрий Шмунк (автор лично по собственной инициативе прислал мне статью для опубликования, за что я выражаю ему благодарность). Статья является, по сути, собранием выжимок из теории звука и его восприятия, в ней содержится масса важнейших основополагающих подробностей о психологических и физических особенностях восприятия звуковых сигналов человеком; имеется описание и схема слухового аппарата человека, а также описание экспериментов, демонстрирующих те или иные феномены. Информация, дающаяся в обзоре, крайне важна для понимания основ психоакустической обработки сигналов (психоакустический анализ сигналов используется почти во всех современных алгоритмах компрессии аудио).

Новый подраздел в "Описания и обзоры": "Программирование". В подраздел добавлено небольшое описание формата заголовков .MP3-файлов.

Недавно я списался с автором искренне понравившихся мне модулей "Digital Talebearer" и "Landmark of lullabies" Milan Kolarovic aka Acumen (http://www.kolumbus.fi/acumen). Вообще-то, я просто написал ему письмо с моим восторженным отзывом и наилучшими пожеланиями (так я делаю крайне редко, кстати), а у нас вдруг ни с того, ни с сего затеялась достаточно бурная переписка. В ходе обсуждения множества вопросов (в основном на общие, а не околокомпьютерные темы) я понял, что Milan кроме того, что талантливый музыкант, так еще и очень симпатичный мне человек. Помимо всего прочего он рассказал мне, что Purple Motion (Jonne Valtonen) и Skaven (оба из группы Future Crew, если кто помнит) сейчас занимаются каждый своим: Skaven рисует в Remedy для их новой игрушки, а Purple Motion в своей новой студии занимается звуком и, кстати, в скором времени собирается выпустить диск со своей музыкой (лично я очень жду этот диск). Еще он поделился со мной своими соображениями по поводу возможностей ожидаемого в скором времени Impluse Tracker 3. Milan считает, что до полнофункционального продукта IT'у не хватает полноценной 32-битной обработки звука и поддержки DirextX/VST плаг-инов. Возможно, считает он, можно добавить и что-то еще, однако в целом именно этих возможностей действительно не хватает трекеру. Fast Tracker III он не ждет, так как им никогда не пользовался и не любит его (как и я, впрочем, - интерфейс Scream Tracker всегда лично мне нравился больше). Вообще, я понял, что голова Acumen'a заполнена мыслями и будущими проектами, так что от него можно ожидать много новых талантливых релизов - в этом я не сомневаюсь. Кстати, фотографии собачки, которой Milan посвятил полюбившийся мне модуль "Landmark of lullabies", можно посмотреть на его сайте. Я желаю Milan Kolarovic всяческих успехов и удачи, и тем более, что очень прикипел душой к его музыке.

Кратко скажу по поводу моего обзора, который был опубликован в прошлом выпуске сайта, касающегося тестирования кодеков WMA/OGG/LQT. Некоторые читатели присылают мне письма, где критикуют мою позицию относительно получаемых результатов тестирования. Возможно я изначально неточно пояснил как и какие выводы я делаю на основе полученных результатов. Поясню сейчас. Я АБСОЛЮТНО НЕ УТВЕРЖДАЮ, что результаты, получаемые при сравнении результирующих АЧХ сигналов могут претендовать на объективность. Более того, точность этого метода тестирования заведомо крайне мала в следствие анализа слишком усредненных данных. Однако я использую для тестирования именно этот метод по одной простой причине: более подходящего и точного метода мне встречать не приходилось. В целом, можно, конечно, делать выводы  на основании этого метода тестирования, но всегда нужно понимать, что эти выводы справедливы со многими оговорками. Один читатель написал, что при тестировании им одного из аудио кодеков была получена АЧХ почти идеально повторяющая АЧХ оригинального сигнала, однако само звучание даже отдаленно не напоминало качество оригинала. Так вот, я подтверждаю, что это действительно совершенно не исключено и обратного я никогда не говорил. Таким образом, делать какие-то глобальные выводы по поводу качественности или некачественности кодеков на основе сравнения их АЧХ с оригиналом правильно не всегда. В конце концов, самый хороший тест - собственные уши, и на них надо полагаться в большей степени, чем на всякие там АЧХ, сонограммы и проч.

В подразделе с утилитами обновился грабитель audio CD CDex до v1.30 beta 7. Основные новшества и изменения: исправлена проблема с проигрывателем под Win NT; доработки в алгоритме кодирования в MP2, множественные изменения в клавишах и интерфейсе.

Хотите MP3? Прошу: http://www.m21.ru; http://music.lipetsk.ru. Много вкусного "ширпотреба" и все работает (работало по крайней мере :-) ).

Даю ссылку: http://www.error-404.com/noerror/fasttracker3/. Вот там автор делится впечатлениями об опробованной им бета-версии Fast Tracker III (скриншоты прилагаются). Никаких подробных комментариев, только лишь первые впечатления. Одно мое опасение таки оправдалось: Fast Tracker, хотя и перекочевал под Windows, но все равно остался при своем интерфейсе ;-) (ну, не люблю я его интерфейс). Ладно, "будем подождать" (c).

В подразделе с енкодерами обновился .WMA encoder (с декодером в комплекте) от X-Filez до v1.1. В архив входит установка "Microsoft Windows Media Format Software Development Kit v 7", необходимого для поддержки WMA в системе. Программа платная.

В подразделе с енкодерами обновился Lame Encoder c v3.86 до v3.87 (то же касается и DLL-версии). Изменения: исправлена ошибка при декодировании потоков, добавлена возможность декодирования Layer I и II, исправлены некоторые замеченные ошибки.

В подразделе с лучшей трекерной музыкой появился модуль "Strangehold" by Jeroen Tel. Просьба-приказ: послушать всем! :) Модуль в архиве, кх-м, - 3 Kb. Написан с помощью одного инструмента - синусоида 440 Hz.

В подразделе с еженедельной трекерной музыкой модуль от CJ K.A.V. "Dj Groove's Nocturne 3" (remix 2). Красиво и качественно.

Неформальные новости. Сегодня моя мама купила диск для детей (заметьте, лицензионный) с песенками из мультфильмов. Смотрю: track N2 "Голубой нагон". Ж8-) Без комментариев.

23.Sep

2000

N19

Здравствуйте. Сегодняшние новости и обновления.

Уважаемые читатели! После опубликования прошлого выпуска ко мне пришло множество писем с двумя вопросами: "Почему в обзорах Ogg Vorbis и WMA не был протестированы результаты кодирования при 96 Kbps?" и "Как декодировать .WMA, .OGG в .WAV?". Господа, на все эти вопросы я уже неоднократно отвечал в предыдущих выпусках, но раз все интересуются снова, я повторюсь. Итак, ответ на первый вопрос прост: кодеру Ogg Vorbis невозможно указать на кодирование ниже чем на 128 Kbps. Вообще говоря, кодер поддерживает кодирование только на VBR, а указание типа "128 Kbps" и проч. он "расценивает" только как рекомендацию, то есть около этого числа будут колебаться битрейты всех фреймов. На второй вопрос ответ еще более прост: воспользуйтесь программой Total Recorder, расположенной в подразделе софта "Утилиты". Эта программа позволяет делать копию любых цифровых потоков, поступающих на выход звуковой карты. Такой метод подходит для "снятия" любых потоков, будь то звук из игры или от любого проигрывателя, не поддерживающего декодирование на диск в .WAV. Если же вы являетесь обладателем звуковой карты SB Live!, то можно произвести запись с устройства "What U Hear". Да, и еще один вопрос мне с огорчением задали несколько читателей: "Почему в экспресс -тестировании не участвовал Liquiifier Pro v5.0?". На самом деле причины... были :-). Но прочитайте абзац ниже.

В подразделе "Тестирование" появилась вторая часть обзора: "Экспресс-тестирование кодеков (часть 2): Windows Media Audio (.WMA), Ogg Vorbis (.OGG) и Liquid Audio (.LQT)". В этом обзоре, как видите, по просьбе множества читателей участвовал кодер Liquifier v5.0 beta 24. Причем кодирование с помощью него производилось как по алгоритму MPEG-2 AAC, так и по Dolby AC-3, представляющему большой интерес. Тестирование проводилось на битрейтах от 64 до 192 Kbps. Выводы внутри статьи. Могу только сказать, что MP3 не оставляет себе никаких шансов на существование: Ogg Vorbis, Windows Media Audio, Liquifier AAC и Liquifier AC-3 - вот лидеры, среди которых остается выбирать. Лично я больше склоняюсь в Windows Media Audio и Ogg Vorbis. Вобщем, читайте все внутри.

В подразделе с кодерами я поместил архив с Liquifier Pro v5.0 beta 24, который работает под Windows'2000. Для запуска необходимо распаковать все содержимое архива в каталог: C:\Program Files\Liquid Audio\Liquifier Pro 5.0\ и не забыть зарегистрировать все файлы LIQ*.REG. В этот же подраздел добавлен конвертор .LQM-файлов, создаваемых Liquifier'ом v5.0 в .LQT-треки, читаемые Liquid Player'ом v5.0.

В подраздел с проигрывателями добавлен Deli Player v1.02. Кратко о возможностях: мультиформатный проигрыватель, поддержка более 160! разных форматов, полная поддержка MP3 (включая редактирование ID3-тэгов), всех известных трекерных модулей, С64-SID, AIFF и проч.; эквалайзер, реверберация, дизеринг; очень удобный и мощный редактор плей-листов; поддержка архивных файлов (ZIP/RAR/LHA/LZX); графические сонограмма/осцилограмма/спектр; поддержка кож. Скажу прямо, выглядит этот проигрыватель несколько неказисто, но то, что это один из мощнейших продуктов (если не самый) - это точно. Я был несколько в шоке, увидев список того, что он может играть (больше половины я не знаю). Движок на слух очень качественный. В общем, достойная программа. Развивается довольно стабильно.

По многочисленным просьбам выкладываю в подразделе софта "Кодеры" Windows Media Encoder V7. Напомню, что это универсальный кодер от Microsoft, включающий множество кодеков сжатия аудио и видео. Среди все прочих, имеется кодек WMA (Windows Media Audio, .WMA-файлы), интересующий нас на этом сайте более всего.

Ровно 10 номеров назад я поместил на сайт плаг-ин для WinAMP DFX v3.0. Писал я о нем так: "Сколько не видел различных "улучшателей звучания" - этот лучший. Производит очень качественную компенсацию (восстановление) высоких частот, улучшает басы. Придает звучанию прозрачность, изменяет пространственность звука. Все параметры регулируемы. Кушает очень много ресурсов процессора, но их отрабатывает честно. Я ради эксперимента специально поставил послушать парочку "глухих" композиций, но результатом был искренне удивлен и обрадован. Звук стал намного приятнее, сгладился и появились отличные высокие. Все это субъективно, конечно, но среди подобных плагинов более качественные мне не встречались". Вот, теперь вышла новая версия этого замечательного плаг-ина, DFX v4.0. Она (вместе с необходимой добавкой для всех версий плаг-ина под разные проигрыватели) выложена в подразделе с проигрывателями. Отмечу, что я выкладываю только плаг-ин для WinAMP. Вообще, имеются также версии для Sonique, Real Player и еще чего-то, посмотрите на его родном сайте. В новой версии 4.0 есть важное новшество: появилась возможность "подтягивать" басы. Причем делается это настолько качественно, что даже на специально опробованных наушниках-пукалках за 1$ мне удалось добиться очень приличных басов.

Да, хотел сказать вот что. Как правильно сделал мне замечание один из читателей, слова "енкодер" (от англ. "encoder") в русском языке нет, есть слово "кодер". По этой причине я буду пользоваться теперь только этой правильной русской терминологией, чего и вам советую ;-).

Читатель Chav (спасибо большое) прислал интересную информацию о существовании еще одного алгоритма компрессии аудио, причем разрабатываемого всего одним человеком по имени Andree Buschmann. Алгоритм называется MPegPlus. В подразделе с кодерами уже выложен компрессор MPegPlus v1.7.5, а в подразделе с проигрывателями - соответствующий плаг-ин для WinAMP. Итак, кодирование происходит в файлы .MP+. Кодирование осуществляется только на VBR, причем битрейты нефиксированные (точно как в Ogg Vorbis); имеется масса непонятных (мне) ключей, задающих параметры сжатия. Уже есть поддержка ID-тэгов, скорость кодирования большая. Плаг-ин для WinAMP работает корректно, есть перемотка, корректно показывается битрейт. Все желающие могут попробовать. Комментировать этот алгоритм подробно не берусь. Он пишется всего одним человеком, так что, боюсь, будущего у него заранее нет. Но... Исходники автор собирается полностью открыть, и вообще, на сколько я понял, алгоритм имеет в своей основе идею MPEG, но реализация полностью авторская. Так что никаких лицензий и проч. Я как всегда не удержался и ниже привожу АЧХ, где представлен график оригинального WAV (1 минута, очень насыщенный спектр на всех частотах), WAV, полученного после кодирования оригинала в MP3 с помощью Lame Encoder (VBR 160-192 Kbps) и WAV, полученного из .MP+ (VBR, в среднем 180 Kbps); размеры файлов: test.mp3 - 1347 Kb, test.mp+ - 1356 Kb. Вот тут смотрите АЧХ. Ну, что тут скажешь. До 19 Khz график MPegPlus выглядит точнее MP3 (я рассматривал АЧХ и в бОльшем масштабе). Дальше без комментариев. Если это действительно пишет один человек - я преклоняюсь перед ним. А вообще, создается ощущение, что кодеки сжатия аудио не создает теперь только ленивый :).

Несколько слов хочу посвятить вот чему. Недавно от уважаемого читателя Юрия Воробьёва пришло письмо, в котором мне было предложено поделиться своими соображениями по поводу подробного тестирования качества различных кодеров, опубликованного в обзоре: http://ixbt.stack.net/multimedia/mp3encs.html и http://ixbt.stack.net/multimedia/mp3encs-2.html. Автор этого обзора получил несколько странные результаты, которые не могли оставить меня равнодушным. Я позволю себе поразмышлять немного по поводу использованной автором методики тестирования, а, вернее, высказать свое мнение, как всегда не претендующее на объективность. Итак, автор обзора придумал свой оригинальный метод тестирования, который позволяет сравнивать два сигнала в динамике. Действительно, методы, к которым прибегают почти все авторы обзоров и тестирований (и я в том числе), а именно, метод сравнения результирующих АЧХ оригинального и сжатого сигналов, а также метод сравнения сонограмм, дают слишком неточные результаты. В случае сравнения статических результирующих АЧХ абсолютно не учитывается изменение сигналов в динамике, сонограмма же - слишком неточный графический метод, также не позволяющий точно проследить динамику, более того, ввиду использования больших окон при БПФ появляется эффект размазывания. Автор вышеуказанного обзора придумал свой метод. На сколько я понял его идею, она выглядит приблизительно следующим образом. Берутся два сигнала (в цифровом виде, естественно), которые необходимо сравнить, и записываются не в абсолютном виде (то есть абсолютные значения амплитуд, PCM - ИКМ - импульсно-кодовая модуляция), а в виде относительного изменения значений амплитуд сигнала (как в ADPCM - АОИКМ - адаптивная относительная импульсно-кодовая модуляция). Другими словами, сигнал записывается значениями, характеризующими изменение значения каждого отсчета относительно предыдущего. Таким образом, в результате проделанной операции получаются, грубо говоря, данные об углах наклона амплитудной огибающей в каждой точке или, что то же самое, информация о виде (форме) сигнала. После такой обработки проводится вычитание одного сигнала из другого (оригинального) и усреднение значении амплитуды полученной разницы. По усредненной величине амплитуды можно судить о потерях, которые сопутствовали сжатию сигнала. Так вот о результатах тестирования. Автор протестировал огромное множество всяких кодеров и битрейтов, и я бы даже не усомнился в верности этой новой методики тестирования, если бы не одно "но" (замечание автора обзора о кодеке Liquid Audio): "Не смотря на свою "коммерциализованность" этот формат не отличается хорошим качеством - искажения слышны даже на слух, причем их уровень практически не зависит от битрейта. Ну а уж полученные в ходе тестирования результаты не оставляют LQT никаких шансов в конкуренции с МР3". Вот на этом месте я призадумался... О явной слышимости искажений я ничего комментировать не стану, а вот о результатах тестов сказать нужно. Действительно, полученные результаты ставят Liquid Audio на последнее место после всех кодеков. Я ни в коем случае не пытаюсь критиковать самого автора этого обзора или его методику, но, думаю, что такой результат показывает некорректность или неприменимость этой методики в данных тестах. Я думаю, что такие плохие результаты связаны именно с точностью тестирования, как это ни парадоксально. Вот мои соображения. Дело в том, что, как известно, в основе всех современных аудио кодеков лежит психоакустический анализ сигнала. Его идея - убрать из исходного сигнала лишнюю, избыточную или бесполезную для человеческого уха звуковую информацию. Такой информацией, которой можно пожертвовать ради размера, является: замаскированные частоты (частоты, не улавливаемые на слух из-за преобладания других), неслышимые частотные составляющие (уровень которых не "дотягивает" до минимально распознаваемого человеческим ухом; на разных частотах этот уровень различается), а также лишняя информация о стерео панораме (направление прихода, например, нижних частот, человек уловить не может). Так вот, подвергаемый такому анализу сигнал впоследствии сильно изменяется в результате удаления из него всей лишней информации. Что значит изменяется? Это значит, что спектр, форма сигнала могут быть сильно отличными от оригинального сигнала. Причем, если общая субъективная картина звучания для человека изменяется очень слабо, (то же касается и всех усредненных физических характеристик, в том числе усредненной АЧХ, которую в таком случае вполне можно назвать субъективной физической характеристикой), то детали сигнала на уровне отсчетов могут быть сильно отличными. А ведь именно подробную информацию о динамике изменения формы сигнала и учитывает предложенный метод! А это значит, что такой метод является скорее объективной оценкой качества компрессии, то есть объективной физической характеристикой. А это не есть правильно в данном случае, так как цель всех рассматриваемых кодеков - обеспечить субъективно сходное с оригиналом качество звучания и никак ни объективное физическое сходство с оригиналом, что пытается определить метод. Именно по этой причине, думаю, Liquid оказался "хуже" всех. Но в то же время можно сказать (об этом упоминает и сам автор тестирования), что Liquid при всей несхожести сигналов с оригиналом обеспечивает субъективно хорошее (я бы сказал больше) качество, что говорит в пользу используемой в нем психоакустической модели. Все это я говорил к тому, чтобы немного покритиковать :) использованный в вышеуказанном обзоре метод. Похоже, что идея метода несколько расходится с принципом, на котором основаны почти все современные алгоритмы кодирования, а именно: обеспечить субъективно схожее звучание сжатого потока с оригиналом. Обеспечить объективное совпадение форм сигналов ни один алгоритм своей задачей не ставил, поэтому обсуждаемый метод, думаю, в данной ситуации малоприменим.

В подразделе с проигрывателями обновился MODPlug Tracker до v1.12. Часть добавлений: поддержка VST плаг-инов, регулировка эффектов для каждого инструмента в отдельности, резонансные фильтры теперь работают также и со стерео сэмплами, изменения в интерфейсе и проч. 

Появилась информация, что Fast Tracker III мы сможем увидеть уже в ближайшие пару недель, если не раньше. Все потирают руки, хотя я, честно говоря, не знаю что от него желать... Вроде всего хватает и в современных трекерах. Только что, может быть, поддержка всяких плаг-инов (VST, DirectX...). 

В подразделе с еженедельными трекерными модулями как всегда обновление - три очень красивых модуля (XM) в восточной манере от Tangerine: Dance of the crane, Hip-hop lullaby и Toy summer. Как всегда очень рекомендую послушать. 

 

15.Sep

2000

N18

Здравствуйте. Сегодняшние новости и обновления.

"Компьютерная обработка зука"Уважаемые читатели! В начале этого выпуска сделаю небольшое сообщение. Книга "Компьютерная обработка звука", автором которой является ваш покорный слуга, реально появилась на складе электронного магазина "Озон": http://www.ozon.ru/detail.cfm/ent=2&id=27879&partner=derevyanko. С содержанием и предисловием к книге вы можете ознакомиться на страничке издательства "Knowledge": http://www.knowledge.ru/books/Sound/index.htm. Еще раз отмечу, что книга рассчитана на круг начинающих в этой области, однако не стОит путать понятия "для начинающих" и "для чайников" - это "немного" разные вещи как по форме, так и по содержанию ;-).

Новостей сегодня много. Когда у меня появляется немного свободного времени (а это происходит все реже) я с удовольствием посвящаю себя обновлению сайта и написанию обзоров. Надо сказать, что над сегодняшним выпуском я изрядно потрудился :-). Приступим к разбору новостей.

В подразделе енкодеров обновился енкодер Ogg vorbis, а в подразделе с проигрывателями обновился соответствующий плаг-ин для WinAMP. Новая версия енкодера уже позволяет выбирать уровень компрессии, а плаг-ин для WinAMP корректно отображает информацию о проигрываемых файлах и битрейте (VBR). Подробнее обо всем, а также тестирование и сравнение Ogg Vorbis с MP3 читайте в подразделе "Тестирование" в новом обзоре "Краткое тестирование енкодера/декодера по алгоритму Ogg Vorbis". Вывод обозначу кратко, но ясно: Ogg Vorbis - перспективнейшая разработка, бесплатная для распространения и написания на ее основе ПО, а также уже превосходящая MP3 по качеству.

От очень многих читателей часто приходят письма с однотипным вопросом: "Какой из существующих сегодня алгоритмов сжатия аудио обеспечивает наиболее качественный результат?". Этот вопрос стал встречаться все чаще с выходом нового алгоритма Ogg Vorbis и новой версии кодека Windows Media Audio V7. По этой причине я решил сделать небольшой, но, надеюсь, информативный обзор, непосредственно касающийся этой темы. Итак, еще один обзор на сегодня в подразделе "Тестирование": "Экспресс-тестирование кодеков Windows Media Audio (.WMA), MPEG-1 Layer III (.MP3, Lame Encoder) и Ogg Vorbis (.OGG)". Процесс тестирования и выводы выносить сюда нет смысла - читайте все внутри. Надеюсь, обзор поможет вам разобраться что к чему.

Уважаемый читатель Lado Gotsiridze прислал ссылку на примечательный форум, посвященный обсуждению всего, что связано с компрессией аудио: http://www.yourbbs.com/v2/?bbs=6054 (только на английском языке). Этот форум внушает некоторое доверие по той причине, что, как я заметил, в нем участвуют не только  "простые смертные", но и сами разработчики. Так, по некоторым вычитанным оттуда темам выясняется, что новая версия TAC енкодера должна скоро выйти (хотя, опять же, судя по заявлениям, это "скоро" тянется уже довольно давно). Кроме того, мой вывод, обозначенный в статье об алгоритме TAC, о том, что сжимаемый сигнал подвергается каком-то немного странному по исполнению (порванная АЧХ), но неплохому по результатам алгоритму психоакустической обработки подтверждается и другими участниками форума. Вообще, форум полезный. Кроме того, один из участников форума высказался по поводу нового компрессора по алгоритму AAC - Mayah AAC (о нем я писал в одном из прошлых выпусков): "I tested the final version as delivered for about 1000 bucks. To make it short: Forget it. It's sounds awful and it's far from the quality of Liquifier. Beside that, there's no plugin for winamp because the whole thing has been made for broadcasting purposes and not at all for any end users. A friend of mine had a copy protected version that was shipped with a dongle. But he sent it back to mayah because of the bad quality. Believe me... I know what I'm talking about. :-)". Lado Gotsiridze, приславший мне эту цитату, отмечает, что участник, писАвший эту заметку, по некоторым наблюдениям очень компетентен в данной области. А коль так, то про Mayah AAC можно забыть и о его судьбе больше не беспокоиться. 

Еще пару слов следует сказать в отношении TAC. В обзоре, который я опубликовал в прошлом выпуске, я описал тестирование качества алгоритма при сжатии лишь реальных сигналов. Результаты синтетических тестов я не описал, однако предварительную оценку высказать все же могу. Итак, по результатам синтетических тестов (сжатие специально сгенерированных шумов, прерывистых сигналов, синусоид и проч.) можно отметить, что работа TAC оставляет желать много лучшего и в целом неудовлетворительна. Так, в результате сжатия сигнала, составленного из 1 сек. синусоиды (4 КГц), затем 4 сек. тишины и 5 секунд еще одной синусоиды, был получен сигнал, не имеющий вообще никакого отношения к оригиналу (первая часть с синусоидой была сильнейшим образом искажена, затем присутствовала "тишина" и сигнал внезапно обрывался). С одной стороны, можно сделать предположение, что в алгоритме TAC кроме прочего проводится анализ всего сигнала целиком (а не по частям, как происходит при обычном пофреймовом кодировании), однако в таком случае техническое исполнение этой идеи не выдерживает никакой критики. Такая картина не может не огорчать, так как у других алгоритмов с синтетическими тестами таких проблем не возникает.

В подразделе с проигрывателями произошла замена и обновление плеера и плаг-ина .PLJ-файлов (PlayJ). Вместо указанного плеера и плаг-ина появился PlayJ Studio v2.05 - комплект, включающий в себя собственно проигрыватель и три плаг-ина для WinAMP, Windows Media Player и Real JukeBox. В новой версии программы объявлено о поддержке новой версии PlayJ-файлов v2.0. Что это такое и чем отличается от старых .PLJ не ясно. Но подозреваю, что изменения коснулись чего угодно, но только не качества кодека (чего можно хотеть от переделки MP3?).

Для любителей суперскоростного MP3-енкодера Gogo-no-coda: произошло обновление этого компрессора до v2.36. Как всегда, что нового появилось в программе выяснить не удалось в виду отсутствия какой-либо информации на этот счет.

Недавно на новостном сайте http://www.3dnews.ru проскочило сообщение о разработке стандарта кодирования видео, коэффициент компрессии которого в 12 раз превышает MPEG-4. Отмечается, что данный стандарт основан на использовании Wavelet-анализа. В этой связи хочется отметить, что разработки на основе Wavelet-анализа достаточно свежие (им в среднем около 10 лет). Wavelet-анализ, это новый вид (способ) анализа сигналов, принципиально отличный от анализа Фурье. Как известно, преобразование Фурье позволяет представить сложные сигналы в виде суммы синусоидальных сигналов различных частот и амплитуд. Известно также, что первоначально такая трансформация задумывалась для работы с периодическими сигналами. Однако в реальной жизни периодические сигналы встречаются крайне редко и чаще всего приходится иметь дело с сигналами непериодическими. Для работы с непериодическими сигналами была придумана модификация оригинального анализа Фурье, чаще встречаемая как FFT (Fast Fourier Transform - Быстрое Преобразование Фурье). БПФ оперирует блоками сигнала (окнами) определенного размера. Спектральный состав сигнала определяется в каждом окне отдельно, что позволяет наблюдать изменение спектрального состава сигнала в динамике. Однако используемое сегодня почти везде БПФ имеет массу недостатков. Один из них, самый главный - принцип неопределенности, формулирующийся так: чем выше спектральное разрешение, тем больший блок информации (сигнала) должен быть взят для анализа и, тем самым, ниже получаемое временное разрешение. И наоборот, чем выше временное разрешение, тем ниже разрешение спектральное (тем менее точный спектр мы получаем). Кроме того, есть и еще один немаловажный недостаток: ряд Фурье теоретически бесконечен, то есть сумма синусоид, с помощью которой представляется оригинальный сигнал, бесконечна (кроме частных случаев). Wavelet-анализ, как я уже сказал, - относительно новая разработка. Математический аппарат был придуман в начале 20 века, однако на протяжении столетия сильно дорабатывался и изменялся, по этой причине конкретные разработки на его основе можно встретить только в последние 10 лет. В основе Wavelet-анализа также лежит идея представления сигнала суммой определенного числа базисных функций. Однако, во-первых, сумма эта конечна, а во-вторых в качестве базисных функций в Wavelet используются не sin и cos, а совершенно иные, локализованные во времени функции, которые кроме всего прочего могут сильно менять свою форму в зависимости от коэффициентов стоящих при них. Замечу сразу, я не математик (а только учусь ;-) )  и по этой причине в чем-то могу ошибаться, однако некоторое время назад я живо интересовался этой темой и перерыл чуть ли не всю доступную в Интернете (крайне немногочисленную) литературу по этому вопросу. Так вот, идея Wavelet не заканчивается на использовании иных базисных функций. Еще одно новшество заключается в том, что анализу подвергается не весь сигнал целиком, а разделенный (обычно равномерно в логарифмической шкале) на полосы частот (разделение на полосы происходит путем пропускания сигнала через фильтры). Каждая полоса частот подвергается анализу отдельно, разделяясь (как впрочем и в БПФ) на окна (блоки). Размер (длина) блоков лежит в зависимости от того, в какой полосе частот проводится анализ: чем более низкие частоты содержатся в данной полосе, тем большие блоки используются для анализа (то есть тем на меньше частей разделяется данная полоса частот), и наоборот (это называется "масштабируемый размер окна"). Такая частотно-временнАя декомпозиция делается для того, чтобы учесть одну деталь: чем выше частота, тем легче она определяется во времени, и наоборот, чем ниже частота, тем труднее ее идентифицировать. Таким образом, путем проводимого частотно-временного разбиения сигнала спектральное и временное разрешения удается максимизировать одновременно. В отношении базисных функций тоже следует сказать пару слов. Берется одна специальная материнская функция (такую функцию можно выбрать из достаточно обширного набора), из которой, грубо говоря путем изменения различных коэффициентов, может быть получена функция совсем другого вида (формы). То есть из одной материнской функции может быть получено множество других базисных функций для использования на разных полосах частот. Самое главное, что базисные функции локализованы во времени, то есть это не бесконечные периодические функции, как sin и cos, а вполне конечные всплески определенного вида. С помощью суммы таких всплесков (кстати, "wavelet" - "всплеск", анг.) сложный сигнал может быть представлен намного легче, чем с помощью sin и cos, как в БПФ. Хватит о теории. На практике, wavelet-анализ (всплесковый анализ) получает все большее и большее распространение. Уже существуют алгоритмы для сжатия графических изображений и аудио данных. Причем эти разработки вполне завершенные. Например, в ФБР уже давно используется алгоритм сжатия графики, основанный на Wavelet, для хранения отпечатков пальцев. Уверен, что от Фурье никто не откажется, однако очевидно (как в теории, так и на практике), что Wavelet имеет намного больший потенциал нежели БПФ и на этом методе еще будет основано огромное количество различных алгоритмов, которые придут на смену существующим.

Сегодняшние музыкальные обновления в подразделе с еженедельной трекерной музыкой хочется отметить особо. Эти модули я скачал с http://www.zipp2000.narod.ru, где располагается небольшая страничка автора музыки Евгения Данченко aka Zipp. Первый модуль (IT) "Nature". Рецензию на этот модуль я прочитал на сайте http://trackers.elkatel.ru и сразу же решил послушать. Что ж, моя рецензия будет не менее восторженной, чем та, которую написал уважаемый Esteps. Знаете, ничего не приходит на ум для описания, кроме переделанного всем известного изречения "простота - сестра таланта". Потрясающе красивая и в то же время простая не ненавязчивая музыка, передающая настроение и смысл именно в той мере, в какой нужно - не более и не менее. Техничность исполнения модуля на высшем уровне. Я рекомендую слушать в наушниках (в хороших). Дальнейшие комментарии считаю излишними. Еще один модуль этого же автора: (IT) "Liryca". Также очень красивая и, может, несколько наивная, но тем и замечательная музыка (house). Исполнение на высоте. 

Еще пару замечательных модулей прислал мне Александр Чижов, автор нашего шеф-журнала Cooler. Говорит, что эти модули уже публиковал как-то в одном из выпусков Cooler, но я (каюсь) по лени своей копаться не стал и, вот, выкладываю здесь. Автор этих модулей Vusal Musaev (прошу прощения за возможные неточности в имени). Первый модуль (XM) "Voice of legends". Оригинальная музыка в неопределенном подвижном восточном стиле с некоторой примесью техно. Великолепная техника и аранжировка. Второй модуль также с восточным уклоном (XM) "The mystic night" с началом, несколько напоминающим (лично мне) музыку Vangelis. Все это очень стОит послушать. 

 

09.Sep

2000

N17

Здравствуйте. Новости.

По просьбе уважаемого читателя Nik Spire, а также ввиду отсутствия иной информации по этому вопросу, я произвел небольшое тестирование присланного мне енкодера по алгоритму TAC (Transparent Audio Compression by K+K Research). Все свои соображения, коих не так уж много, я высказал в новом обзоре, помещенном в соответствующий подраздел "Тестирования". Попутно попрошу всех, кто располагает какой либо неучтенной мною информации по алгоритму TAC, присылать ее мне. Как всегда, поправки к обзору принимаются и приветствуются. Собственно, сам енкодер и декодер TAC (демо-версии) помещен в подразделе софта "Енкодеры".

Вопрос о принципе работы устройства What U Hear (WuH) в SBLive!, поднятый мною двумя выпусками ранее, вызвал просто небывалый резонанс среди читателей. Одни утверждают, что в своем первом предположении я не ошибался (что WuH - это аналоговая петля), другие же поддерживают иной вывод, который я обозначил в прошлом выпуске, что WuH - это все-таки цифровая петля. Проблема, оказывается, даже не в знании или незнании мною и остальными пользователями правильного ответа, а, скорее, в полном отсутствии подробной и исчерпывающей информации по этому поводу от собственно производителя, фирмы Creative. Поэтому, нам приходится разбираться самим. Итак, посоветовавшись в некоторых форумах, а также проведя почти что целое расследование в сотрудничестве с Дмитрием Михайловым, мы приходим ко мнению, что WuH - все-таки цифровая петля. Это во-первых косвенно подтверждается исследованием АЧХ при записи через WuH сингала, поступающего только с Wave на разных частотах дискретизации. Характер помех не позволяет думать, что петля аналоговая. Кроме того, мы позволили себе приблизительно прикинуть схему работы аппаратной части SB Live!, которая (схема) и представлена ниже. Безусловно, схема не претендует на точность так как составлена только по результатам испытания различных способов записи с карты на карту. Уже представляю бурю эмоций, обуревающую владеющими этим вопросом людьми :), а по сему, поправки приветствуются.

                  |
                  \/
  ------------<EMU10k1-start>---------------
        <resampling to 48 Khz>
                  |
      *---<-<-----*---------->--->--->--[WAVE-record]---->-->------------------>
      |
      |  <MIDI-synthesis (MIDI effect-processing)>
      |           |
      |           *---------->--->--->--[MIDI-record]---->-->------------------>
      |           |
      *----->-----+
                  \/
      <General effect-processing>
                  |
                  *---------->--->--->-----[WuH-record]---->--+->-[WuH-record]->
                  \/                                          |
  ------------<EMU10k1-end>------------------                 |
                  |                                           |
                  \/                                          |
            <AC'97-codec>-->-[one analog input - CD/Line/Mic]-|
                  |
                  \/

В подраздел софта "Утилиты" добавлена библиотека BASS v0.8a в комплекте с .MO3 конвертером. Обо все по порядку. Итак, BASS - это универсальный звуковой движок для воспроизведения сэмплов/потоков (MP3/WAV)/CD-audio/трекерных модулей. BASS построен на основе проигрывателя трекерных модулей XMPlay - без сомнения, самого качественного из всех существующих. Сам представленный BASS будет интересен в первую очередь создателям ПО и демо-мэйкерам. BASS признается одним из самых качественных движков для воспроизведения трекерных модулей. Поддерживается синхронизация с программными событиями. Имеет следующие API: C/C++/Visual Basic/Delphi, TMT Pascal также поддерживается. В архиве: BASS.DLL (всего 92 Kb), документация, API для подключения BASS в программы на C/C++/VB/Delphi, а также конвертер - небольшая утилита для конвертирования трекерных модулей в формат .MO3. В отношении MO3 хочется сказать пару слов. Я возмущался и буду возмущаться тем, что некоторые господа трекерщики в последнее время взяли моду выпускать не трекерные модули, а MP3-файлы. Я считаю это в какой-то степени неуважением к искусству и слушателям. В то же время я согласен с тем, что модули с качественными сэмплами зачастую имеют большой объем, что вынуждает либо пересэмплировать сэмплы, либо выпускать MP3. Делать MP3 - кощунство, а вот воспользоваться конвертером в MO3 в данной ситуации очень хороший выход. MO3-модуль не теряет качеств обычного трекерного модуля, так как он фактически таковым и является, за тем лишь исключением, что в обычном модуле сэмплы хранятся в виде обыкновенного потока, а в MO3 сэмплы подвергаются сжатию в MP3 (каждый сэмпл в отдельности). Зато при использовании MO3 не теряется структура модуля, что позволяет легко декодировать его обратно в исходный формат. Единственный минус MO3, о котором следует сказать, это невысокая распространенность данного формата. MO3 понимает только XMPlay, на сколько мне известно. Но в будущем, думаю, MO3 признают все проигрыватели. Следует сказать также, что кодирование сэмплов в MP3 производится с помощью любого доступного MP3-енкодера.

В том же подразделе выложена и утилита UnMO3 v0.1, предназначенная для декодирования MO3-модулей обратно в их исходный вид (к сожалению, пока поддерживается только декодирование в .MOD и .XM).

Внимание! Любители и пользователи *nix-систем! Мне казалось, что программ для работы со звуком под *nix нет или их ничтожно малое количество. Что ж, я был не прав. Вот здесь http://www.freshmeat.net располагается куча всякого софта под *nix-системы, но самое главное, очень много программ для работы со звуком. А именно:

http://www.freshmeat.net/appindex/console/sound.html - консольные приложения, 124 софтины;
http://www.freshmeat.net/appindex/gnome/sound.html - под Gnome, 24 штуки;
http://www.freshmeat.net/appindex/kde/multimedia_and_sound.html - под KDE, 33 штуки;
http://www.freshmeat.net/appindex/x11/mp3.html - под X без привязки к WM, 68 штук;
http://www.freshmeat.net/appindex/x11/sound.html - ..., 121 штука.

Спасибо за информацию моему другу Владиславу Бакаеву.

В подразделе с еженедельными трекерными модулями как всегда обновление - "Butterfly flew away" (.XM) by Damac & Swallow. Красивая композиция неопределенного стиля. Автор(ы), как всегда, из Финляндии. Вообще, непонятно почему, но это факт, что огромное число трекерщиков именно из Финляндии. Причем выдающихся трекерщиков там по-моему тоже больше, чем в остальных государствах, хотя страна и небольшая.

В подраздел с лучшей трекерной музыкой я решил добавить два модуля (IT) от Acumen (Milan Kolarovic): "Digital Talebearer" и "Landmark of lullabies". Эти модули уже были выложены для прослушивания парой номеров ранее. Мне искренне понравились эти композиции, а также они понравились всем моим друзьям, которым я давал их послушать. Кстати, эти модули являются примером того, как когда слушая музыку даже не задумываешься какой разрядности сэмплы были использованы при написании. Я искренне полюбил творчество Acumen. И, кстати, он тоже финн! ;-)

02.Sep

2000

N16

Здравствуйте. 

Пожалуй, начну сегодня несколько необычно. Если вы не скачали себе еще игрушку MoorHuhn 2, то очень советую скачать (ссылка имеется в нашем шеф-журнале Cooler, http://cooler.irk.ru), во-первых, просто из-за ее веселости, скажем так, а, во-вторых, я никогда еще не слышал к игрушкам столь оригинального саундтрека! Это просто стоит послушать! Я бы хотел пожать руку творцу этого музыкального произведения. Обычно саундтреки, писанные "на заказ", не выделяются своей гениальностью и талантливостью (как, впрочем, и все остальное, что делается не по вдохновению, а за деньги), но этот... вобщем прикол приколов! Не ждите чего-то сверхъестественного, просто уж очень идея мне понравилась, оригинальная.

Техническая новость. Впредь, если у вас возникают проблемы с обзором меню в левом фрейме (меню выполнено на java-script), воспользуйтесь ссылкой в начале этой страницы, чтобы загрузить обычное html-меню.

"Срочно в номер". Как говорится, век живи - век учись. В прошлом номере я сбил с толку самого себя и, что самое неприятное, вас, уважаемые читатели. Во-первых, приношу свои извинения за то, что ввел в заблуждение, а во-вторых мгновенно исправляюсь. Итак, в прошлом выпуске касаясь вопроса об SB Live! я ошибочно предположил, что виртуальное устройство "What U Hear" является как бы "аналоговой петлей", если такой термин применим. То бишь, я предположил, что сигнал, снимаемый с этого устройства, проходит два взаимообратных преобразования ЦАП-АЦП, что привносит погрешности и помехи в записываемый сигнал. Оказалось, что я не прав. Дело в том, что тестовый сигнал, на котором я проводил свое исследование был сгенерирован с частотой дискретизации 44100 Гц. Однако выяснилось, что все преобразования в DSP SB Live! (EMU10K1) проходят с частотой дискретизации 48000 Гц. Таким образом, для проведения преобразований сигнала с частотой дискретизации 44.1 КГц проводится его передискретизация до 48 КГц. В результате этого процесса в сигнале наблюдается появление погрешности, выражающейся в подмешивании лишних спектральных составляющих. В этой связи рекомендую ознакомиться с документом, расположенным здесь: http://www.orc.ru/~peratron/. Как отмечает уважаемый автор этого документа (Eugene A. Petroff), появление такого рода помех практически не влияет на качество сигнала. Более того, уровень помех фактически не превышает уровень помех, появляющихся при передаче аудио потока по цифровым каналам. Таким образом, устройство "What U Hear" можно смело рекомендовать к использованию для перехватывания цифровых сигналов. Спасибо Андрею Ткачеву за справедливую критику в мой адрес. FAQ исправлен.

Приятная новость от фирмы Syntrillium, занимающейся изготовлением замечательного редактора Cool Edit. Выпущено новое обновление для редактора Cool Edit Pro - до версии v1.2a. В обновленной версии, как заявляют разработчики, сильно (в 3 раза) увеличена скорость работы фильтра Noise Reduction, появились дополнительные возможности работы с дисками больших размеров, а также для работы с многопользовательскими установками под Windows'2000. Кроме того, исправлены найденные баги. Одно огорчение - обновление доступно лишь для владельцев фирменного CD с Cool Edit Pro. Но, будем надеяться, кто-нибудь из не безызвестных благодетелей подсуетится :)

Не может не радовать сообщение о постоянной работе над новым WinAMP v3.x. В новой версии этого замечательного универсального проигрывателя авторы постарались (стараются) переработать все: от системы плаг-инов до интерфейса, кож и плей-листа. Отмечается, что кожи теперь будут полностью видоизменяемыми (в том числе в размерах и расположении), будут поддерживаться слои и проч. В общем, нововведений планируется масса. Кстати, уже доступны беты SDK. Будем надеяться, что WinAMP только похорошеет от этих новшеств. Вообще, при всем разнообразии проигрывателей, WinAMP - самый универсальный, самый общедоступный и самый распространенный. Он не безгрешен, как я уже писал, его плаг-ин для воспроизведения трекерных модулей не блещет качеством, а качественный декодер MP3 от Fraunhofer в v2.22 был в последующих версиях заменен менее качественным алгоритмом. Однако в целом WinAMP, как комплекс, состоящий из движка, плей-листа, плаг-инов и органов управления - самый удобный из всех существующих. Все это, конечно, по моему сугубо личному мнению. Ждем версий 3.x! Единственный вопрос, который меня очень тревожит: а можно ли будет к новой версии WinAMP подключать плаг-ины (главное, входные) старого образца? 

В соответствующем подразделе софта обновилась программа Wave Corrector с v1.25 до v1.26 (полнофункциональна).

В подразделе утилит обновился грабер аудио-CD CDex c v1.30beta3 до v1.30beta5. В очередной версии программы исправлено большое количество ошибок и недочетов с правильным отображением информации, чтением плей-листов. Улучшена работа с мультисессионными дисками, а также исправлен алгоритм частичного копирования аудио треков.

В подразделе с утилитами появилась очень полезная программа VST Adapter v1.02 (полнофункциональна). Эта программа предназначена для организации DirectX-интерфейса для работы с Cubase VST плаг-инами. Иными словами, VST Adаpter обеспечивает функциональность VST плаг-инов в программах, понимающих только лишь плаг-ины DirectX. Заявлена корректная работа со следующим ПО: Sonic Foundry Sound Forge 4.x, Emagic Logic Audio Silver/Gold/Platinum, Cakewalk Pro Audio 7.x and 8.x, Sonic Foundry ACID and ACID Pro, Steinberg Cubase Audio VST 3.5x and 3.6x, Syntrillium Software Cool Edit Pro, FASoft N-Track Studio, SEK'D Samplitude 5.x and Samplitude 2496. Возможна также совместимость с AWave 5.x и Mixman Studio Gold. Как VST Adapter работает на практике? В специально предназначенную директорию вы скидываете ваши VST плаг-ины и затем в нужной вам программе в списке DirectX плаг-инов вы находите VST Adapter, открываете его и считываете с помощью него нужный VST плаг-ин. Я опробовал его работу в Cool Edit Pro v1.20, никаких нареканий не возникло, причем превью работает корректно.

Раз уж заговорили о плаг-инах, то в подраздел с редакторами выложен небольшой архив со следующим набором VST плаг-инов (прошу прощения за возможные недочеты в описании):

  1. MDA Combo (изменение типа аудио - радио и проч.)
  2. VAX Choirus (некая помесь фэйзера и флэнжера, много опций)
  3. VAX Flanger (стандартный флэнжер)
  4. VAX Phaser  (стандартный фэйзер)
  5. VAX Quick comp (амплификатор и что-то еще, я не разобрался)
  6. VAX Reverb (достаточно качественная, живая реверберация)
  7. VAX Sweep delay (хорошо регулируемая плавающая задержка)
  8. VAX Tempo delay (сложно охарактеризовать, смесь эха и задержки, привязанных к темпу)
  9. VAX Tremolo (тремоло, хорошо настроиваемо)
  10. VAX v Flanger (еще один флэнжер, немного другой)
  11. VPP Multi fx (фэйзер, задержка и хорус в одном флаконе, много опций)
  12. VPP Stereo Flanger (серьезный стерео флэнжер)

Как всегда, обновился подраздел с еженедельной трекерной музыкой. Итак, модуль .XM "Another worlds" by Quadro / Flash Inc. С одной стороны, автор пишет, что это чип-электронная музыка. По размеру возможно да. Но по качеству и оставленным впечатлениям - нет. Замечательное, немного психоделическое подвижное произведение. По крайней мере я воспринимаю его именно так. Очень красиво. Еще один модуль: "Northern Sky" (.IT) by Chris Jarvis. Сложно каким-то образом охарактеризовать стиль этого произведения. Во всяком случае у меня прослушивание оставило впечатление полета над просторами какой-то незнакомой заснеженной земли (судя по названию, я не ошибся в своих впечатлениях). Сначала динамичная, а затем вдумчивая и спокойная композиция. Очень качественно, послушайте.

И в заключении пару слов от себя. Вы заметили, очень многие люди жалуются, мол, 8-битные сэмплы, фуфло, звучит коряво, неприятно... Да еще вместо модулей (XM/IT/S3M/...) стали MP3 выпускать, мол, крутые, как же жить без мастеринга, поканальной обработки и проч. А, вот, иногда послушаешь действительно качественно с душой написанный модуль и даже не задумываешься о том, сколько там бит на инструмент приходится, что там каналы не обработаны, что это не MP3 и что занимает он 100 кил, и так становится стыдно и неприятно за господ, выпускающих MP3 с трекерных модулей.... Так что, друзья, качественно пишите и правильно слушайте музыку, а скольки битные там сэмплы и сделана ли постобработка даже вопрос не станет. Вот так. Это моя, так сказать, принципиальная обоснованная позиция. А убедиться легко: послушайте что-нибудь из Acumen, SandS, Necros (эти - первое что приходит в голову) или даже сегодняшних композиций. А лучше, послушайте все, что лежит в подразделе лучшей трекерной музыки. Да, что говорить, примеров масса.