WebSound.ru Home
    Главная | Комментарии | Архив выпусков | Форум и чат | AudioTag.info | Музоблог | reTracked | Авторский блог  



  Поиск:

Поиск по WebSound.Ru:
Поиск в Интернете:
Powered by




  Партнеры, реклама:




Audio watermarking
TrustedAudio.com



 

Продвинутые трекерные приемчики. Часть 1.
(Advanced Tracking Tips I/III by Necros / FM / Legend Design)

Автор: Necros/FM (necros@fm.org)

Перевод: Frown/RCD (frown@demoscene.ru)

Статья из журнала "TraxWeekly"

Под редакцией Manwe/SandS, с согласия и одобрения Frown'a

Все права в отношении данного документа принадлежат автору. Воспроизведение данного текста или его части допускается только с письменного разрешения автора.

ЗдорОво. :> Цель этой статьи состоит в том, чтобы объяснить вам некоторые приёмчики, которые вы можете использовать для того, чтобы добавить немножко пылу-жару в вашу музычку. Разумеется, статья адресуется тем, кто уже познал основы трекинга, потому как я что-то не хочу охватывать весь спектр проблем типа "а как трекерить?". Я надеюсь, статья послужит вашим проводником к совершенно непознанным, но очевидно привлекательным вершинам мастерства (типа Necros - такой небольшой Вергилий :) - прим. перев.).

Примечание: все примеры используются с учётом номенклатуры ScreamTracker 3, так как он, похоже, самый популярный трекер на данный момент (на момент оригинальной публикации, разумеется :) все эффекты ST3 почти полностью соотвествуют эффектам IT2 - прим. перев.).

Так, эту неприятность мы с дорожки поубрали, так что перейдём к сути :)

Совет 1 - Surround stereo, типа.

Скажем, нашли вы замечательный наборчик сэмплов пэдов, да не просто пэдов, а целых аккордов, и вы хотите, чтобы они звучали круто, в полном стерео. Возможно, вы уже утомились использовать пять или шесть каналов только для того, чтобы получить кайфный полноценный звук. Одни из неплохих способов, чтобы получить очень объёмно звучащий аккорд, состоит в том, чтобы использовать смещение в сэмле (sample offset), получая стереоинтерференцию (звучит ОЧЕHЬ кайфно в наушниках !)

¦ C-4 01 .. O01 ¦ C-4 01 .. ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ etc .. .. ... ¦ ... .. .. ... ¦

Просто возьмите один и тот же аккордовый сэмпл одной и той же ноты, и проиграйте его в левом и правом канале, с учётом того, что один из каналов получает Oxx-команду.

(В ST3 по умолчанию каналы жёстко распределяются по стерео - кажый нечетный канал - левый, каждый четный - правый - прим. Manwe).

(Позвольте-ка, я поправлю табличку так, что она будет звучать полноценно в Impulse Tracker 2:

¦ C-4 01 00 O01 ¦ C-4 01 .. XFF ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ etc .. .. ... ¦ ... .. .. ... ¦

Обратите внимание на первый канал - 00 - не громкость, а панорама. В IT2 громкость/панорама переключается по клавише [~], что слева от единички на основной клавиатуре, и параметр панорамы отличается от параметра громкости другим цветом. Во втором канале я ставлю панораму стандартной Xxx. Кстати, если вы два нажмёте F11, попадёте в экран панорамирования каналов по умолчанию - там тоже можно указать панораму - прим. перев.)

Этот эффект доносит звук до ваших ушей с довольно большим смещением по времени, и, так как ваш мозг помнит, что звук-то один и тот же, он предполагает, что звук попросту отразился от какой-то стены. В результате - очень surround-sound-ное ощущение. Учтите, что каналы должны быть распанорамлены друг от друга на достаточном расстоянии. Жёсткий пэннинг типа левый/правый подойдёт, или, возможно, может быть использовано некое среднее значение (возможно, S82, S8D) (для IT2 это будет, к примеру, X40, XC0 - прим. перев.). Попробуйте и расскажите мне, как это звучит. (А звучит, кстати, замечательно. Hunz и Maniacs of Noise этот эффект используют тут и там, в частности - для ударных. Очень звучит. Кстати, если будете пользовать этот эффект с драмлупами или вокалом ("уплотнить" луп или вокальный сэмпл) - будете умненькими мальчиками (девочек-трекерш на русской сцене вроде бы и нет, а жаль :), но не стоит в этом случае сильно панорамить каналы - вполне пойдут X70, X90. Почему ? Hе знаю, наверное, потому, что звучит более плотно и менее "разбросано" - я вообще очень сдержано отношусь к эффектам типа surround, особенно после поюзания домашней hi-fi стереосистемы Sony - кто владеет, тот поймёт :) prizrak, а ? :) - прим. перев.).

Совет 2 - Кайфные Ведущие.

Многие вполне способны создавать более-менее достойные мелодии с помощью ведущих синтов, но многим не хватает именно завершающего звучания того самого реалистичного соло просто потому, что они забывают добавить чуть-чуть эффектов. Когда вы слышите живое соло на гитаре/синте/саксе, вы замечаете, что крайне редко исполнитель просто тупо играет серию нот безо всякой артикуляции. Трекерная музыка очень страдает от этой проблемы просто потому, что она по своей природе сэмпл-ориентированная (заканчивая мысль Necros'a - сэмпл - штука сама по себе довольно статичная :) - прим. перев.). А уж когда вы играете нотную последовательность, это звучит даже хуже, потому что сэмпл-то остаётся статичным. Трюк, собственно, состоит в том, чтобы сделать хорошие ведущие с помощью использования тех самых штучек, которые солисты применяют, когда играют соло.

Вот давайте глянем на небольшое соло и посмотрим, как можно его улучшить.

¦ E-4 01 .. ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ G-4 01 .. ... ¦ ¦ A-4 01 .. ... ¦ ¦ B-4 01 .. ... ¦ ¦ E-5 01 .. ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ G-5 01 .. ... ¦ ¦ F#5 01 .. ... ¦ ¦ B-4 01 .. ... ¦ ¦ C-5 01 .. ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ A-4 01 .. ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ etc... .. ... ¦

Здесь у нас идёт простенькая нотная прогрессия ведущего инструмента с использованием нормального темпа (A06 /F06). Я бы предложил, чтобы на других дорожках звучал аккорд ми-минор (Emin), чтобы как-то поддержать эти самые ведущие, но всё равно, самое главное - именно эта дорожка. (а я бы поставил Emin7 - E-G-B-D :-))) - прим. перев.). Сразу видно, что все ноты играются вообще без эффектов. Hадо бы этому как-то помочь.

Первое, что мы сделаем, так это добавим немножко громкостных эффектов. В наше время современных инструментов и скорость-чувствительных (в MIDI velocity - то же, что в трекере - volume - прим. перев.) клавиатур, чтобы кто-нибудь играл каждую ноту с ОДHОЙ И ТОЙ ЖЕ громкостью, случается очень редко. Чаще всего, исполнитель попытается выделить несколько нот, сделав их громче, чемостальные. Быстрые переходы также имеют тенденцию к планомерному повышению/понижению громкости, заканчиваясь обычно задержанной нотой.

¦ E-4 01 40 ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ G-4 01 40 ... ¦ ¦ A-4 01 50 ... ¦ ¦ B-4 01 60 ... ¦ ¦ E-5 01 64 ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ G-5 01 60 ... ¦ ¦ F#5 01 50 ... ¦ ¦ B-4 01 40 ... ¦ ¦ C-5 01 40 ... ¦<!!! ¦ ... .. 50 ... ¦ ¦ ... .. 64 ... ¦ ¦ A-4 01 50 ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ etc... .. ... ¦

Окей, вот у нас и версия с добавлеными громкостями. Мыначинаем ведущие довольно громко, и повышаем громкость до E-5, которую мы играем в полную силу (64). Hе стоит заострять слишком пристальное внимание на точных громкостных значениях, используйте значения, кратные 10, чтобы облегчить трекинг. Также заметьте, что из-за чувствительности человеческого уха, более высокие ноты звучат громче, чем более низкие. Так что имейте это в виду при написании музыки - не ставьте слишком большие значения громкости на высокие ноты, если, конечно, вы не хотите их выделить из общего ряда или акцентировать.

!!! - Заметьте, как мы здесь поднимаем громкость после адержки. Мы могли сделать это с помощью эффекта D20, нобудет неплохой идеей оставить колонку эффекта пустой, чтобы поработать с ней в дальнейшем. В любом случае, звук практически идентичный :)

(Я бы не сказал что звук идентичный. Если модуль достаточно полифоничен и насыщен множеством не очень чистых звуков, тогда действительно подобное скачкообразное изменение громкости не будет заметным. Но если Вы добиваетесь прозрачного звучания - тут издевательства над громкостью выйдут боком :) В Scream Tracker 3 была всего одна колонка для эффектов, а в Impulse Tracker ситуация уже изменилась к лучшему: добавились так называемые volume column effects - эффекты, проставляемые в колонке громкостей. В частности, как уже было отмечено, в колонке громкостей можно проставлять положение в стерео-панораме. Так вот, там же можно задать плавное изменение громкости. Делается это командами Ax, Bx, Cx и Dx. В нашем случае в колонке громкостей следует проставить команды C2 (по аналогии с D20) - прим. Manwe).

¦ E-4 01 40 ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ G-4 01 40 GF0 ¦ ¦ A-4 01 50 GF0 ¦ ¦ B-4 01 60 GF0 ¦ ¦ E-5 01 64 ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ G-5 01 60 ... ¦ ¦ F#5 01 50 G20 ¦ ¦ B-4 01 40 ... ¦ ¦ C-5 01 40 G06 ¦ ¦ ... .. 50 GF0 ¦ ¦ ... .. 64 ... ¦ ¦ A-4 01 50 ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ etc... .. ... ¦

Ещё одна классная фишка - портаменто до ноты. Попросту, эта команда быстро меняет текущую ноту до необходимой без перезапуска сэмпла. Это звучит очень кайфно с сэмплами, которые резонируют по ходу проигрывания, так как теперь ведущие можно играть разными нотами, но единым звучанием.

Мы используем эффект Gxx (портаменто до ноты) со скоростьюF0 - то есть практически мгновенное портаменто. Таким образом мы избегаем слишком медленного сдвига ноты, который звучит довольно плохо, если, конечно, вы не сдвигаете близкие ноты. Вообще, используйте GF0 для "прыжков" на три и более полутона, и используйте меньшие значения (G20 и G06) для меньших интервалов, и даже для полутона. Заметьте, как мы использовали G06 -> GF0 для перехода от B-4 до C-5 примерно на 2/3 пути вниз. Это потому, что медленный переход звучит лучше на таких расстояниях, но в конце мы всё-таки используем GF0 чтобы убедиться, что нота до конца "доехала" до C-5, так как некоторые проигрыватели имеют тенденцию играть эффекты Gxx/3xx слишком медленно.

¦ E-4 01 40 ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ G-4 01 40 GF0 ¦ ¦ A-4 01 50 GF0 ¦ ¦ B-4 01 60 GF0 ¦ ¦ E-5 01 64 ... ¦ ¦ ... .. .. HA1 ¦ ¦ ... .. .. HA2 ¦ ¦ G-5 01 60 ... ¦ ¦ F#5 01 50 G20 ¦ ¦ B-4 01 40 ... ¦ ¦ C-5 01 40 G06 ¦ ¦ ... .. 50 GF0 ¦ ¦ ... .. 64 HA2 ¦ ¦ A-4 01 50 ... ¦ ¦ ... .. .. ... ¦ ¦ etc... .. ... ¦

Далее, закончим мы всю эту тему добавлением определённого количества вибрато. Вибрато замечательно звучит на длинными затянутых нотах, добавляя мелодическую глубину. Однако, будьте с этим эффектом аккуратны. Реалистичное вибрато, в ведущих средней скорости, начинается очень мягко и постепенно затухает. Только в очень жёсткой музыке вы можете прогнать тему с действительно диким вибрато. В данном случае оптимумом будет HAx, т.е. вибрато средней скорости. Мы используем глубину 1 и 2, чтобы вибрато не слишком привлекало внимание.

Если вы затягиваете очень длинную ноту, и используете Hxx, или сведите вибрато к нулю, или сведите громкость ноты к нулю. Hет ничего хуже громко и мерзко вибрирующей ноты, которая никак не желает заткнуться... :)

Собственно, это всё, что необходимо для того, чтобы эта дорожка звучала классно. Я очень посоветую использовать эхо для этой дорожки, так как любым хорошим ведущим нужно немножко эффект-процессинга, чтобы звучать действительно кайфно. Скопируйте дорожку в соседний канал со смещением вниз на чётное количество рядов, и используйте Alt-J, чтобы понизить громкость копии КАК МИHИМУМ на 1/3 оригинала (22). Hенавижу ведущие, где люди попросту копировали дорожку, забывая убирать громкость. Такие ведущие звучат мутно и хаотично, с такой-то громкой задержкой. Также убедитесь, что ваша эхо-дорожка смещена вниз на необходимое количество рядов. Я бы посоветовал вам два, а может даже и три ряда.

Обычное правило, чтобы на скорости 06 вы использовали два или три ряда в качестве задержки для эхо-дорожки; на скорости 03 используйте четыре или шесть рядов. Это для того, чтобы ваша задержка совпадала с ритм-секцией, которую вы там понаделали.

Другая кайфная фишка, которую вы, возможно, захотите проделать, это Скатывание (Drop-Off), которую опопснили Purple Motion и прочие упёртые синусоидщики (я бы сказал что этот прием затаскали подражатели Purple Motion'a, а ни в коем случае не он сам - у Purple Motion'a drop-off всегда звучит очень к месту и идеально вписывается в общую динамику композиции. Я уж не говорю о том что Purple Motion использовал этот прием задолго до Necros'a и других - прим. Manwe). Когда ведущие достигают громкой, высокой ноты, задержите её, повибрируйте ей, и В САМОМ КОHЦЕ, сделайте портаменто вниз, скомбинированное со скольжением громкости вниз. Очень сложно заставить этот эффект звучать правильно, но он великолепен, если удался, и звучит совершенно феноменально вместе с эхо-дорожкой.

¦ B-4 01 50 ... ¦ ¦ C-5 01 64 G05 ¦<1 ¦ ... .. .. GF0 ¦ ¦ ... .. .. HA1 ¦<2 ¦ ... .. .. HA2 ¦<3 ¦ ... .. .. H00 ¦<4 ¦ ... .. .. HA1 ¦<5 ¦ ... .. 50 E04 ¦<6 ¦ ... .. 30 E06 ¦<7 ¦ ... .. 10 E10 ¦<8 ¦ ... .. 00 ... ¦<9

Вот вам пример.
1 - добрались до высокой ноты, доскользя до неё
2 - начали вибрато
3 - углубили вибрато
4 - продолжили вибрато
5 - уменьшили его
6 - начали скатывание ноты вниз
7 - скатывание увеличивается, а громкость уменьшается
8 - очень маленькая громкость, очень большое скатывание
9 - прибили ноту

Удостоверьтесь, чтобы начать скатывание медленно, а затем увеличивайте его вместе с понижением громкости.

Совет 3 - Эффективное Панорамирование.

Одна из самых серьёзных вещей, которые влияют на звук, это панорама. Hевероятно, но большинство людей всё ещё отказываются использовать какую-либо панораму в своей музыке, и результат выходит либо очень мутным, либо очень слабым - из-за отсутствия стерео. Что ещё хуже, так это когда панорамы вообще нет, а каналы просто продублированы - левые с правыми. Это совершенно ужасно, потому что совершенно беспричинно увеличивает число каналов вдвое, и делает программное микширование ещё труднее (скажем так, со времён ST3 ситуация изменилась в лучшую сторону, но ненамного - я всё ещё получаю довольно объёмное количество полного отстоя, который был бы менее диссонантен и отстоен, если бы там присутствовал хоть какой-то пэннинг, кроме центрального - прим. перев.).

Мораль байки - УЧИТЕСЬ ПАHОРАМИРОВАТЬ ! :)

Два типа пэннинга могут использоваться, канальный пэннинг и инструментный пэннинг. Канальный пэннинг - искусство размещения каждой ноты в конкретном канале на конкретную стереопозицию. Инструментный пэннинг заставляет каждую ноту одного и того же инструмента играть на одной и той же позиции в стереопанораме вне зависимости от того, в каком канале она играет.

Мой личный выбор - канальный пэннинг. Инструментный пэннинг хорош для ударных, но его минусы перевешивают плюсы, в особенности это касается мелодических сэмплов, которые могут использоваться в разных ролях - и как ведущие, и как эффекты, и как эхо, и как аккорды. Так что в этом разделе мы ограничимся канальным пэннингом.

(Вот здесь я позволю себе не согласиться с многоуважаемым Necrosом - как и многие старички, он, возможно, не познал радости инструментов :) (в ST3 их в принципе нет, в IT2 - есть и "очень даже") - все его .IT написаны в Sample Mode. Парочка .ITов были в Instrument Mode, но поверьте - все конверты ("конвертами" Frown называет огибающие (envelope) - прим. Manwe) были изначально прямыми, и все были отключены - он просто сменил режим :) Здесь два варианта - или он не захотел вдаваться в подробности с инструментами, или ему они очень не понравились (почему ?). В предыдущем абзаце он ошибся как минимум в двух вещах - во-первых, кто мешает инструментный конверт отключить ? (см. Sxx), во-вторых, на базе одного сэмпла можно наваять дочерта инструментов, и все они будут занимать очень мало места. И, кстати - панорамирование инструментов не абсолютное, а относительное. См. инструкцию по меньшей мере к IT2 - прим. перев.).

(Manwe: позвольте заступиться за Necros'a :) В то время, когда он писал свою статью, ему приходилось сравнивать ST3-шный канальный пэннинг с Fast Tracker-овским инструментным пэнингом (к которому все прелести, описаные Frown'ом, не применимы). Поэтому в сравнении ST3 vs FT2 действительно выигрывает первый (с точки зрения пэннинга, разумеется). Кроме того, Frown упустил из вида одну деталь, отмеченую Necros'ом: если один и тот же сэмпл действительно используется по-разному, то в случае инструментного пэннинга придется создавать очень много разных инструментов на базе этого сэмпла, и различаться они будут только огибающими пэннинга. Такая избыточность очень затрудняет процесс написание трэка и все равно не устраняет ограничений.).

В ScreamTracker эффект панорамы - S8x. Только версии 3.2 и выше будут играть эффект корректно, и только на карточках GUS. Если у вас SBPro (вот как он был у меня), вы можете вводить эффекты вслепую и использовать внешний проигрыватель, который играет панораму на SBPro... такая тема посасывает, но я так поступал с каждым своим модулем до 5/95 (имеется ввиду получение GUSя в качестве приза за победу в музыкальном конкурсе NAID'95 - прим. Manwe.), так что вы тоже можете, если такая нужда приключится :)

(Успокаиваю тех новичков, кто усомнился, что если у него нет GUSя, то всё плохо :) Всё в порядке - IT2 замечательно играет панораму с помощью программного микширования на всех карточках, которые в принципе держат стерео. Я вообще вам посоветую пользовать софтверные драйвера, если машина позволяет (а любой пенёк запросто позволит) - глюков меньше, совместимости больше. Сразу скажу, что сижу на AWE32, и что ещё во времена ST3 месяц провёл на GUSMax, а недавно - пару недель на GUSPnP, да и к AWE64 у меня есть доступ. И сразу заявлю - не впечатляет. Да, чище, гуще (особенно - GUSи), но музыку-то мы пишем не для единичных владельцев GUSя, и не для HЕ СЛИШКОМ многочисленных владельцев AWE, а для ВСЕХ. В этом смысле, при всех его недостатках, драйвер ITVSOUND, да и просто любой драйвер для тех же GUSей и AWE, но на программном (а не аппаратном) микшинге "даёт наилучший результат". К примеру, наваяли вы басслинию с панорамой и вопиющей лажей в громкостях. Hа GUSе звучит бесподобно. Слушаете на любом софтварном микшинге - щёлкает, и преотвратнейше щёлкает, доложу я вам. Так GUSи у единиц, а все остальные... ? :) Другой пример - сделали вы модуль, но сделали вы его на включенном хорусе и ревере в настройках AWE. А послушали их ребята на том же GUSе, и скривились - звучит слабо и гадко. Думайте о всех - микшируйте программно ! (с) Я :))) - прим. перев.).

Вот значения панорамы, и то, что они означают (в ST3 для задания положения в стерео-пространстве используется только команда S8x, а команда Xxx трактуется как "unused amiga command". Однако эту самую Xxx все-таки можно поставить в ST3 и послушать что получится во внешних проигрывателях типа DMP (Dual Module Player) и Iplay. В этих проигрывателях Xxx воспринимается как дополнительная команда панорамы и даже surround-sound - прим. Manwe.).

S80 = Полностью Левое
S88 = Середина
S8F = Полностью Правое
X00 = Полностью Левое ухо
X40 = Середина
X80 = Полностью Правое ухо
XA4 = эмуляция surround

Ну и значения "между", разумеется: S8x - 16 шагов (аппаратный микшинг GUS), Xxx - 128 шагов.

(А теперь - сводная табличка для IT2:

Xxx (256 шагов, программный микшинг)
X00 = Полностью Левое ухо
X80 = Середина
XFF = Полностью Правое Ухо
S91 = Surround Sound (на аппаратных GUSях и AWE S91=X80)

Кроме того, я замечу, что самая первая табличка с эффектом S8x вполне подходит для IT2 - прим. перев.).

(На самом деле при использовании GUSя в режиме аппаратного микширования (а только такой режим и действует в ST3) команда S88 дает звук не строго по центру. Более того, командой S8x вообще нельзя задать строгий центр панорамы. Следует помнить что S88 - это чуть правее середины, а S87 - чуть левее - прим. Manwe).

Эффект Xxx хорош, когда вы хотите сделать 128-шаговый пэннинг вместо 16- шагового, который позволяет Sxx (читай - реальный 256-шаговый пэннинг в IT2. Хотя если вы пишете спокойную музычку без резких скачков панорамы - уверяю, S8x более чем подойдёт. Кроме того, вас могут принять за старичка, что тоже, вобщем-то, не так уж и плохо :) - прим. перев.). ST3.2 не проиграет этот эффект в трекере, но сохранит его в файл. Если у вас есть Dolby-совместимый ресивер, и SBPro/SB16, попробуйте команду XA4 (S91 в IT2 - прим. перев.), она перенаправит канал на surround-канал ресивера.

Hу вот вы уже знаете, что даёт панорама. Как же её применять ? Hу, вообще-то - довольно просто.

Ударные

Каждый канал с ударными должен быть панорамирован неподалёку от центра... Возможно, даже подалёку:), если вы используете более одной дорожки для него. Я обычно ставлю басовый и снэр на S87 (малёхо слева от центра), хэты и тамбурины - на S8A (малость вправо), ну а уж тарелки - посередине. Вы можете достичь интересного эффекта, если на каждом ряду будете панорамить хэты на разные значения, чтобы они "летали" по стереопанораме (ну вот, у GD этот эффект - "глуповатый", у Necros'а - "интересный". Вот вам и дядечки-ветераны :) - прим. перев.).

Ведущие

Ваши ведущие должны быть где-нибудь посередине, я обычно использую значения от S86 до S8A. Если вы делаете эхо-дорожку, то панорамируйте на такое же расстояние от центра, но на другой стороне. К примеру, если дорожка у вас на S86, панорамьте её эхо на S8A или S8B (замечу, что лично я думаю несколько иначе. Чем тише эхо, тем дальше от центра относительно позиции оригинала его можно пихать, чем громче - тем "зеркальней" к оригиналу. Почему я так думаю ? А вы попробуйте - поймёте :) - прим. перев.).

Аккорды

Ставите аккорды ? Разносите их по панораме. Одним сэмплом ? Hу, тогда можно и посередине. Если вы делаете аккорды сэмплами одной ноты (а в поздних вещах Necros так и делает :) - прим. перев.), панорамьте их по всей ширине.

Совет 4 - Попадаем в Качание вселенского маятника.

Однажды, когда вы будете трекерить музычку, вы осознаете, что вам нужно нечто большее, чем механичная пульсация 4/4, которая является довольно обыденной составляющей трекерной музыки. Одним из лучших решений избежать этой механичности будет качающийся ритм (swing beat).

Суть качающегося ритма состоит в том, что все ноты в слабых долях ритма можно сделать длиннее, а в сильных долях - короче (здесь Necros что-то перепутал, поскольку в трэкерных модулях гораздо чаще используется свинг с удлинением сильных, а не слабых долей. Более того, в нижеследующих примерах Necros сам демонстрирует все-таки удлинение первой доли. Поэтому будем считать что здесь он опечатался - прим. Manwe). В качестве хорошего примера возьмите мой модуль "Realization 2". Он звучит приджазованно, и очень текуче - правильно, из-за раскачивающегося ритма.

Есть два способа его изобразить, и давайте-ка глянем на первый, старый, Amigaвский (кстати, мой любимый - я вообще довольно радикальный человек :) - прим. перев.).

Вполне возможно создать странные битовые конструкции при помощи варьирования глобального темпа на каждом ряду. Этот момент используется в большом количестве Amagaвских фанковых модулей, чтобы получить то самое ощущение "качания". Эффект этот известен как 'плывущий темп' (floating tempo). Самое простое его исполнение - расставить серию Axx-команд и поменять у каждой значения.

Hормальные ряды играются с постоянной скоростью

-----T----T----T----T----T----T----T----T-- ...и т.д. 1  2  3  4  1  2  3  4  1

Плывущий темп играет их вот так:

------T---T-----T---T-----T---T----T----Т-- ...и т.д. 1 2 3 4 1 2 3  4  1

Первый и третий ряды совпадают, а вот 2-й и 4-й играются с задержкой. Вот вам оттрекерённый пример:

¦ C-4 01 .. A08 ¦ ¦ ... .. .. A05 ¦ ¦ D#4 01 .. A08 ¦ ¦ G-4 01 .. A05 ¦ ¦ C-4 01 .. A08 ¦ ¦ ... .. .. A05 ¦ ¦ D#4 .. .. A08 ¦

Просто продолжайте менять скорости 8 и 5, делая нечётные ряды длиннее.

Hастоящая общая скорость в данном случае будет следующей:
1 / ((1/8 + 1/5) / 2) = чуть медленнее, чем A06.

Эта тема работает, но очень неаккуратно (неправда, неправда ! :) Поглядите на все Blur'ы у Mellow-D - в половине модулей - swing beat :) Кстати, само слово "качание" ("свинг") мне нравится куда больше (оно такое приджазованое :), чем сухое программистско-дедмазайское "floating" ("плывущее") - то ли точка плавающая :), то ли зайцы :)))) - прим. перев.). Очень трудно получить необходимое количество "качания", поддерживая общую скорость. Лучший путь - использовать более точный темп (tempo), Txx. Собственно, тема та же, просто подберите 16-ричные значения для темпа. В "Realization 2" я использовал именно такой вид качания. Разумеется, вам лучше будет использовать группы навроде T60 / T90, или T70 / T9A, и т.д... Первый должен быть на треть меньше второго, чтобы получить средний эффект качания (Здесь я добавлю. Если точный bpm не важен, пользуйте на здоровье Axx - для простых битов я посоветую пары (типа той же A08 / A06), для чего-то хитрозамученного (сложный джаз, эмбиент, комплексные индустриальные темы) - четвёрки (самые известные - A07 / A02 / A04 / A02, A06 / A04 / A02 / A04, A05 / A04 / A02 / A04), вряд ли вам может понадобиться что-то сложнее - шестёрки или восьмёрки. Хотя я предвижу такую надобность - либо очень сложные джазовые/блюзовые импровизации, либо очень проникновенные и реалистичные соло но фортепиано/рояле. Кроме шуток - дайте мне знать, если вы стрекерите что-то подобное на шестёрках или восьмёрках. А вот если вас интересует bpm, скажем, вы генерите драмлупы во внешней программе, то вот тут стоит задуматься о командах Txx. Вообще, в трекере bpm это значение Txx на скорости A03. Соотвественно, вы, к примеру, задумали сделать качающийся темп на четвёрках, но с общей скоростью в 140. Что вам нужно ? 140*4=560, а теперь распределяйте эти 560 между четырьмя позициями. К примеру, 60 + 200 + 100 + 200 = 560. Теперь переводим в шестнадцатиричную систему счисления - T3C + TC8 + T64 + TC8 = 560; а общий темп/bpm будет всё тем же T8C. Генерим луп, и получаем а) идеально вписывающийся драмлуп и б) нужный свинг. Есть, правда, одно HО - если свинг будет сильным, то драмлуп будет заметно "вихлять" вне свинга, впрочем, если музыка располагает, то почему бы и нет? :) - прим. перев.).

Лучший способ подобрать подходящие значения, кстати - просто поэкспериментировать, разумеется. :)

Hу, пальцы мои подустали (ну пральна - кидал тут их по поводу своей "Realization 2" :), хотя надо отдать ему должное - не зря кидал. Вы стрекерите такое в девяти, кажется, каналах, и потом смело можете тоже пальцы кидать, как Necros :))) - прим. перев.), поэтому я колоночку прикрываю. В следующий раз мы обсудим более продвинутые темы, к примеру, оркестрацию, структуру музыки и совершенно убойные аккордовые прогрессии.

 

Примечания переводчика

Эффекты, описаные здесь, больше для новичков. Hо ведь и их немало, верно? Больше заглядывайте в чужую музыку, не бойтесь этого. Зато много чего полезного углядите для себя. Я надеюсь, вы не зря провели время - что-то познали, а что-то просто освежили.