WebSound.ru Home
    Главная | Комментарии | Архив выпусков | Форум и чат | AudioTag.info | Музоблог | reTracked | Авторский блог  



  Поиск:

Поиск по WebSound.Ru:
Поиск в Интернете:
Powered by




  Партнеры, реклама:




Audio watermarking
TrustedAudio.com



 

Уроки музыки на компьютере

Урок 6. Барабанщик в окне

(c)Юрий Петелин
http://www.petelin.ru

Все права в отношении данного документа принадлежат автору. Воспроизведение данного текста или его части разрешается только с письменного разрешения автора.

Наверное, нет смысла говорить о том, насколько важна в любой музыкальной композиции ритмическая основа. Если вы уже пробовали себя в аранжировке, то знаете, что записать реалистично звучащий барабанный трек не так уж и просто, особенно, когда нужно придерживаться определенного стиля. Музыкантам синтезаторной эры в этом помогают драм-машины - синтезаторы звуков ударных инструментов, объединенные с секвенсорами, в памяти которых хранятся различные ритмические рисунки. За долгие годы существования драм-машин накоплено столько различных библиотек ритмических партий, что только в редких случаях музыканту приходится создавать "с нуля" что-то свое. Как правило, всегда находится подходящий прототип партии ударных в необходимом стиле. Остается только слегка его отредактировать. Реализованные "в железе" драм-машины стоят недешево, поэтому появление в 9-й версии программы Cakewalk Pro Audio нового MIDI-эффекта Sesion Drummer было встречено компьютерными музыкантами с понятным энтузиазмом. Sesion Drummer прижился настолько, что перекочевал и в новый музыкальный редактор Sonar.

Как следует из названия эффекта, его можно считать барабанщиком, которого вы как бы пригласили для участия в записи композиции. Приятно, что оплачивать труд этого сессионного музыканта вам не придется. Он поможет вам создать партию ударных инструментов быстро, качественно и совершенно бескорыстно.

MIDI-эффект Session Drummer в отличие от аппаратного устройства, работает внутри программы, так что не требуется наличия аппаратного секвенсора. Он использует стандартные MIDI-файлы, поэтому вы можете легко создавать и добавлять новые шаблоны и стили. И, самое главное, в большинстве случаев вам не нужно будет разрабатывать собственные барабанные партии для очередного проекта, так как вместе с программой поставляется большое количество шаблонов партий ударных для самых распространенных музыкальных стилей.

Работа с готовыми шаблонами 

Параметры эффекта Session Drummer выбираются в одноименном окне диалога. Окно вызывается командой Edit > MIDI Effects > Cakewalk FX > Session Drummer….


Рис. 1. Окно диалога Session Drummer

В списке Style содержится перечень доступных стилей. Первым делом вы должны выбрать именно стиль.

Названия стилей говорят сами за себя: Blues 160, Country 146, Dance 076 и т.д. Отмечу, что в список Style включены и инструментальные наборы:

  • Toolbox fills - набор заполнений и переходов
  • Toolbox percussion - набор лупов в исполнении перкуссионных инструментов
  • Toolbox Tambourine - набор лупов в исполнении тамбурина (бубна)
  • Toolbox Cowbell - набор лупов в исполнении альпийского колокольчика

В списке Pattern содержится перечень шаблонов, входящих в стиль, выбранный в списке Style. В столбце Name приведено имя шаблона, а в столбце Length - его длина в тактах.

В первой строке любого списка шаблонов записано слово Silence (тишина), во второй - Click (счет перед началом композиции, звуки ударов барабанной палочкой о палочку). Дальше идут шаблоны вариаций основного ритма (одно-, двух-, трех-, четырех-, семи- и восьмитактовые, реже - многотактовые) и шаблоны заполнений, характерных для данного стиля.

В списке Song вы должны записать последовательность шаблонов - своеобразную программу их воспроизведения. Для этого нужно выбрать необходимый шаблон в списке Pattern и либо дважды щелкнуть по нему, либо нажать кнопку Add Pattern to Song.

Кнопки Move Down и Move Up предназначены для перемещения выбранного шаблона вниз и вверх по списку Song.

Удалить шаблон из списка можно, выбрав его и нажав кнопку Remove Pattern from Song.

Кнопка Clear Song служит для очистки списка Song от записанной в него последовательности шаблонов.

В каждой из строк списка кроме имени представлены следующие сведения о шаблоне:

  • Loop Count - число повторов шаблонов в композиции
  • Length - длина одного шаблона в тактах
  • Time - время начала шаблона (в формате Такт: Доля: Тик)

Число повторов шаблонов в композиции становится доступным для редактирования, если дважды щелкнуть левой кнопкой мыши по строке списка шаблонов.

С помощью кнопки Load Song from File загружается новый файл, содержащий стили, а с помощью кнопки Save Song to File вы можете сохранить на диске стиль, разработанный вами в результате комбинирования нескольких шаблонов.

Кнопкой Plugin Settings открывается окно диалога Settings.


Рис. 2. Окно диалога Settings

В списке Drum Map представлена таблица соответствия ударных инструментов MIDI-клавишам. По умолчанию ударные инструменты закреплены за клавишами согласно спецификации GM. Если нумерация ударных инструментов в синтезаторе вашей звуковой карты не соответствует спецификации GM, таблицу можно отредактировать: щелчком мыши выделить одну из ее строк и, пользуясь клавишами <+> и <-> на компьютерной клавиатуре, назначить выбранному ударному инструменту другую MIDI-клавишу.

В раскрывающемся списке Output Port вы можете выбрать любой из MIDI-портов, существующих в вашей MIDI-системе, а в раскрывающемся списке MIDI Channel - любой из 16 MIDI-каналов. По этому каналу и через этот порт программа будет передавать MIDI-сообщения для синтезатора, исполняющего партию ударных инструментов.

С помощью кнопки, помеченной тремя точками (в группе Content Folder), вы можете сменить папку, предназначенную для хранения файлов с шаблонами стилей.

Вернемся к окну Session Drummer для того, чтобы рассмотреть на простом примере порядок записи последовательности шаблонов в список Song.

Предположим, что нам нужно дополнить треком ударных инструментов композицию, структура которой в окне Track (программы Cakewalk Pro Audio, Sonar) выглядит следующим образом: 2 свободных такта, 4 такта вступления, 16 тактов куплета и 8 тактов припева.

В окне Track создадим MIDI-трек, и закрепим за ним набор ударных инструментов. После знакомства со стилями, которые предлагает Cakewalk Pro Audio (или Sonar), находим, что более всего нашему замыслу (разумеется уникальному) отвечает стиль Alternative 174 – 1–4 note kick. Поэтому его мы и выберем в списке Style окна Session Drummer.

Перенесем из списка Pattern в список Song следующие шаблоны:

  • Silence длиной в 1 такт (шаблон необходим, чтобы учесть паузу в первом такте)
  • SN/Tom fill 1 длиной в 1 такт (ударные начнут свою партию за один такт до вступления, исполняемого мелодическими инструментами)
  • var 1/Cick/SN/Hat длиной в 3 такта (основная часть вступления)
  • SN/Tom fill 2 длиной в 1 такт (последний такт вступления, переход к куплету)
  • var 2/Crash/SN/Hat длиной в 4 такта (заготовка основной части куплета)
  • var 5/Crash/SN/Hat длиной в 3 такта (продолжение заготовки основной части куплета)
  • SN/Tom fill 1 длиной в 1 такт (последний такт куплета, переход к припеву)
  • var 3/Crash/SN/Hat длиной в 4 такта (основная часть припева)
  • var 4/Crash/SN/Hat длиной в 3 такта (продолжение основной части припева)
  • SN/Tom fill 2 длиной в 1 такт (последний такт припева, переход к следующему куплету)

Получен промежуточный результат. Куплет композиции состоит из 16 тактов, а в список Song для формирования партии ударных в куплете мы включили три шаблона, общая длина которых составляет только 8 тактов. Поэтому в столбце Loop Count списка Song для шаблона var2/Crash/SN/Hat длиной в 4 такта мы должны ввести число повторов 3. Теперь можно полюбоваться и рисунком, отражающим окончательный результат работы.


Рис. 3. Пример завершенного списка Song (шаблона трека ударных)

Как и все остальные MIDI-эффекты, Session Drummer можно применять и в реальном времени, и путем пересчета MIDI-данных на выделенном треке.

Для применения эффекта в реальном времени нужно открыть окно Console, подключить эффект к модулю трека ударных, и открыть окно эффекта Session Drummer (подробнее о применении эффектов реального времени в окне Console см. в гл. 12 книги “Cakewalk Pro Audio 9. Секреты мастерства”). После этого вы можете, включив режим циклического воспроизведения, на слух подобрать наиболее подходящие для вашей композиции шаблоны ударных. Когда вы твердо решите, что лучшего варианта искать далее не следует, нажмите в окне Console кнопку Apply MIDI Effects. Данные на треке будут пересчитаны: будет создана партия ударных. Подключить эффект к треку можно и в окне Track, но для пересчета сообщений на треке все равно придется открывать окно Console.

Создание барабанных стилей для Session Drummer 

Session Drummer поддерживает стандартный тип файлов Standard MIDI Files Format 0, поэтому вы можете создавать или добавлять новые стили и шаблоны. Шаблоны сохранены на единственном треке (N10) и отделяются друг от друга маркерами.

Когда вы видите имена шаблонов, перечисленные в Session Drummer, то в действительности вы рассматриваете список маркеров в файле. Шаблоны сохранены в едином файле, называемом файлом стиля. Имя файла, которое используется при сохранении файла стиля, появляется в поле Style окна Session Drummer.

Если хотите быстро познакомиться с содержанием файла стиля ударных, откройте один из таких файлов, воспользовавшись командой File > Open…. В каталоге Drum Styles выберите, например, файл Alternative 080-Straight 16ths. Сделайте текущим трек N10 и откройте окно Markers. Теперь вы можете убедиться в том, имя стиля в Session Drummer совпадает с именем файла, а названия шаблонов в Session Drummer - с именами маркеров.

Используя Cakewalk (Sonar), вы можете создавать собственные файлы стиля для Session Drummer:

  • Назначьте для трека N10 инструмент General MIDI Drums
  • Создайте на треке (наиграйте на MIDI-клавиатуре, запишите нотами в окне Staff или отпечатками клавиш в окне Piano Roll) один или несколько шаблонов партии ударных
  • Упорядочьте шаблоны на треке таким образом, чтобы выровнять их по первой доле каждой такта
  • Создайте и поименуйте один или несколько маркеров, выровняв их по началу каждого такта
  • Сохраните файл как MIDI File Format 0 в выбранном вами каталоге с любым понятным вам именем. Это имя файла в дальнейшем появится в поле Style окна Session Drummer

Много готовых барабанных шаблонов (как в составе MIDI-композиций, так и в виде отдельных барабанных треков) можно найти в Internet. Конечно, качество некоторых MIDI-композиций может быть и не очень высоким, так что придется прослушать много барабанных треков, прежде чем вы найдете подходящий.

Создать файл со стилем для Session Drummer из существующего шаблона еще проще, чем создать абсолютно новый собственный стиль:

  • Откройте файл с желательным шаблоном-оригиналом
  • Скопируйте шаблон
  • Откройте новый проект (File > New…) и выберите подходящий темп
  • В окне Track вставьте шаблон в позицию 1:1:000.
  • Установите указатель текущей позиции в точку 1:1:000
  • Вставьте маркер (Insert > Marker…) и в окне диалога Marker введите его имя (оно станет именем шаблона)
  • Сохраните файл в каталоге Drum Style (или вашем собственном каталоге) с тем именем, которое вы бы хотели видеть в дальнейшем в поле Style окна Session Drummer

Поскольку Session Drummer проигрывает шаблон многократно, то чрезвычайно важно, чтобы цикл шаблона был организован правильно. Вы должны проверить это прежде, чем сохраните шаблон стиля. Выделите в окне Track клип и прослушайте его звучание в цикле, используя панель инструментов Loop.

Если разработанные шаблоны в сонге звучат не так, как отдельно от него, проверьте выполнение следующих необходимых условий:

  • Шаблоны должны содержаться на единственном треке, которому назначен инструмент General MIDI Drums
  • Шаблоны должны иметь длину, кратную такту
  • Шаблоны должны включать в себя маркер, размещенный в начале шаблона
  • Начало шаблона должно быть выровнено по началу такта (это будет гарантировано, если при перемещении клипов с шаблонами шаг сетки установить равным одному такту)
  • Начало и окончание шаблона не должны пересекать границы такта. Не забудьте, что Session Drummer воспроизводит шаблоны в цикле, и границы цикла всегда совпадают с границами такта

Создание шаблонов стилей для Session Drummer не составляет особого труда. Вероятно, поэтому виртуальный барабанщик, включенный разработчиками в число MIDI-эффектов программ Cakewalk Pro Audio и Sonar, стал жить своей собственной виртуальной жизнью. В Интернете и на дисках для него теперь можно найти самодельные наборы стилей.