Звуковая карта, структуру которой мы рассмотрели в предыдущем номере (Магия ПК, №2/2001) - это еще не все, что нужно для превращения компьютера в музыкальный инструмент, требуется также соответствующее программное обеспечение. Какие именно программы понадобятся вам - зависит от целей, которые вы перед собой ставите.
Нет такой ниши в области работы с музыкой и звуком, в которой не теснились бы одновременно несколько программ, разных по сложности и стоимости, обладающих разными возможностями. Перечислю лишь основные классы необходимых для эффективной работы программных средств: MIDI-редакторы (секвенсоры, как правило, совмещают в себе функции MIDI- и аудиоредакторов), MIDI-аранжировщики, аудиоредакторы, редакторы звуковых банков, виртуальные синтезаторы и панели управления параметрами синтеза вашей звуковой карты. Компьютерная студия не будет полной, если у вас нет программных аналогов устройств обработки звука (модулей эффектов, или plug-in-модулей) и программ для записи композиций на CD. Но сейчас речь пойдет только об универсальных музыкальных редакторах.
Музыкальные редакторы
В классе универсальных музыкальных редакторов в нашей стране наиболее распространены Cubase VST и Cakewalk Pro Audio. Возможности последних версий этих программ практически равноценны. Лицензионные экземпляры работают одинаково надежно, а вот при установке с диска туманного происхождения Cubase выведет из строя операционную систему вашего компьютера с большей вероятностью, чем Cakewalk. Многим нравится дружелюбный характер интерфейса Cakewalk Pro Audio.
Не советую пользоваться так называемыми "русскими" версиями этих программ. Фирменных версий, локализованных для русскоязычного пользователя, пока нет, а в "самопальных" перевод названий команд и окон выполнен столь безграмотно, что это только усложняет работу с программой.
В музыкальных редакторах класса Cubase - Cakewalk запись MIDI-композиций выполняется как с аппаратной, так и с виртуальной MIDI-клавиатуры, в реальном времени, в циклическом или пошаговом режиме. MIDI-данные отображаются и записываются в виде нот, клипов, отпечатков фортепианных клавиш, табулатур, списка сообщений, графиков изменения параметров синтеза, данных автоматизации.
Композиция состоит из отдельных треков, за каждым из которых может быть закреплен любой MIDI-инструмент из любого банка. Допускается смена инструмента в любой момент времени, одновременная работа с несколькими MIDI-синтезаторами. Отдельные ноты или любой фрагмент композиции с помощью стандартных приемов можно подвергнуть неразрушающему редактированию. Возможна запись и редактирование цифрового стереозвука. Есть встроенные MIDI- и аудиоэффекты.
Программы совместимы с DirectX модулями эффектов, которые можно применять в реальном времени. Имеются средства для разработки панелей управления любыми MIDI-устройствами и виртуальный аналог интеллектуального микшера.
MIDI-нотатор
Редактор не имел бы права именоваться музыкальным, если бы не
позволял оперировать самыми что ни наесть привычными нотами и
символами нотного письма. Для этого в состав любой хорошей программы
входит нотный редактор, или нотатор. Самое главное свойство MIDI-нотатора заключается в том, что можно не только читать нотную запись, но и воспроизводить ее звучание. И еще одна важная особенность: ноты записываются несколькими способами. Например, щелкаете мышью на линейках нотного стана, наигрываете партию на MIDI-клавиатуре...
Рис. 1. Окно нотатора
Окно нотатора похоже на страничку нотной тетради: нотные станы, поделенные на такты. Правда, вид странички можно изменить, чтобы вести запись или на двух нотоносцах в скрипичном и басовом ключах, или на одном нотоносце в любом известном музыкантам ключе. В любом месте можно вставить или удалить такт, обозначить необходимые ключевые знаки. С помощью инструмента "Карандаш" записывают ноты любой длительности, пунктирные ноты, триоли, символы крещендо, диминуэндо, обозначения аккордов. С помощь инструмента "Ластик" исправляют ошибки. С помощью инструмента "Динамик" прослушивают, правильно ли звучат записанные ноты. Для тех, кто неуверенно ориентируется, на какой линейке в том или ином ключе располагается определенная нота, предусмотрена подсказка. В ней содержится обозначение ноты, соответствующей положению курсора мыши.
Особо следует сказать о легкости транспонирования отдельных партий или всего произведения в целом: достаточно выделить необходимый материал и выбрать интервал транспонирования. Музыкальный редактор Cakewalk Pro Audio обладает уникальными возможностями транспонирования не только из тональности в тональность, но также из лада в лад. Причем список ладов столь обширен, что не во всяком учебнике гармонии некоторые из них хотя бы упомянуты.
Мелодию песни можно сопроводить послоговой записью текста. Партитура в целом или отдельные партии выводятся для печати на принтер.
В составе программы имеется обширнейшая библиотека табулатур гитарных аккордов. Их здесь просто немыслимое количество - не нужно никакого справочника!
Вся информация, записанная в форме нот, автоматически отображается в редакторах отпечатков клавиш, на виртуальном гитарном грифе, в списке сообщений и в окне клипов (о последних двух подробнее читайте в следующем номере).
Piano Roll и отпечатки клавиш
Нотные записи привычны для подготовленных музыкантов. Но далеко не каждому талантливому человеку судьба дала возможность обучиться нотной грамоте. Даже у большинства участников проекта "Музыкальный компьютер" нет серьезного музыкального образования, но какую музыку они пишут!
Видимо, разработчики программ тоже понимали, что не все пользователи смогут выразить музыкальную идею нотами. Было найдено простое и на удивление удобное решение. Называется оно Piano Roll. На русский язык мы перевели его не совсем точно, но зато образно: "Окно отпечатков клавиш".
Рис. 2. Окно Piano Roll
Вместо пяти нотных линеек здесь их 128. По одной линейке для каждой ноты из числа тех, что способен воспроизводить MIDI-синтезатор. Такое количество нотных линеек позволяет обойтись без ключей и знаков альтерации. А это значит, что головной боли у пользователя становится меньше. И это еще не все.
Для того чтобы не нужно было постоянно пересчитывать нотные линейки, в окне Piano Roll отображается виртуальная клавиатура, подобная фортепианной. Каждая нотная линейка начинается от определенной клавиши. Клавиши можно как бы нажимать, щелкая на них мышью. Это помогает ориентироваться в линейках на слух. Обозначение той клавиши, на которую указывает курсор мыши, отображается в поле подсказки.
По сути дела, клавиатура - это вертикальная ось системы координат, в которой вам нужно записывать музыку. А горизонтальная ось - это, конечно, ось времени. Правда, время здесь измеряется в единицах, не совсем обычных: тактах, долях и тиках. На экране тики присутствуют незримо, а линии, обозначающие границы тактов и их долей, видны. Такт и доля не нуждаются в разъяснениях. А тик - это очень маленькая часть доли. Сколько тиков будет в доле, решать вам. Чем больше, тем тоньше ритмические нюансы, которые удастся записать. Например, в Cakewalk Pro Audio целых 12 градаций разрешающей способности: от 48 до 480 тиков в доле. Это ювелирный инструмент музыканта, ведь 4 тика соответствуют шестнадцатой доле. Получается, что при разрешающей способности в 480 тиков можно записать ноту в 120 раз короче шестнадцатой!
Запись музыки в окне Piano Roll действительно напоминает следы отпечатков клавиш. Отпечаток нужной клавиши начинается и заканчивается в необходимые моменты музыкального времени. На экране он представлен как цветной прямоугольник.
Вертикальная координата положения прямоугольника соответствует MIDI-номеру ноты, то есть высоте звука. Левая сторона прямоугольника приходится на момент начала извлечения звука. Длина прямоугольника по горизонтали пропорциональна длительности ноты. И все это избавляет вас от головной боли полностью. Не обязательно помнить обозначения нот и пауз разной длительности, знать, что такое триоль, квинтоль, пунктирная нота, лига, фермата… Просто рисуйте прямоугольники разной длины и оценивайте звучание.
Нечто подобное применялось в старинных музыкальных автоматах. Там каждой ноте соответствовал выступ, небольшой "пенечек", выбитый на диске. Диск вращался часовым механизмом, и золотая табакерка услаждала слух вельможи мелодией песни о юной и наивной пастушке.
Для записи отпечатка клавиши служит инструмент "Карандаш", для удаления - инструмент "Ластик". Перетаскивают отпечаток клавиши по вертикали и горизонтали и изменяют его длину, как обычно, мышью.
В окне редактора отпечатков клавиш есть много полезных инструментов. Можно заранее настроить “Карандаш” на запись звуков определенной длительности, можно прослушать звучание, можно даже одновременно наблюдать и редактировать несколько партий.
Конечно, я не тешу себя иллюзией, что смог несколькими фразами научить вас работе с отпечатками клавиш. Цель этой статьи совсем в другом. Хотелось убедить людей, плохо знакомых с нотным письмом, что не все потеряно. Ведь в их распоряжении есть инструмент для записи звуков, который можно освоить гораздо быстрее, чем нотную грамоту, и творить, творить музыку. Были бы только слух и талант. Не знаешь нот, играешь на слух? Пожалуйста, рисуй отпечатки клавиш!
Виртуальный гриф и отпечатки пальцев
Это еще более экзотическое средство редактирования музыки. По моему мнению, здесь разработчики программ превзошли самих себя.
Какой самый демократичный инструмент? Правильно, гитара. Есть среди любителей-гитаристов, конечно, и те, что смогли героически добраться до последней страницы самоучителя. И все же редкий любитель знает ноты и способен взять последовательность аккордов на фортепиано. Как же тогда эти люди играют на гитаре? Либо подбирая на слух и запоминая расположение пальцев на грифе, либо пользуясь справочными таблицами аккордов.
Иными словами, в основу игры на гитаре положена аппликатура, то есть численное обозначение ладов, дающих определенный аккорд. Вместо численного обозначения применяется также табулатура - графическая схема расположения пальцев на грифе. С появлением в музыкальном редакторе виртуального грифа компьютерная работа с музыкой стала доступной и для гитаристов.
Рис. 3. Виртуальный гриф
Виртуальный гриф - это, прежде всего, изображение грифа: пронумерованные струны и лады. Щелчком мыши можно указать место прижима струны к ладу, иными словами, нанести отпечаток пальца. Из отдельных отпечатков пальцев складывается табулатура необходимого аккорда. Нанося отпечатки, вы слышите звук.
Прослушайте аккорд полностью. Если что-то не так, передвиньте или удалите отпечаток. Гитарный гриф можно наблюдать одновременно с нотоносцем. Ноты будут появляться по мере нанесения отпечатков и наоборот. После завершения работы над одним аккордом вы переходите в следующую точку партии и записываете очередной аккорд.
Интересно смотреть на виртуальный гриф, прослушивая партию: будто невидимые пальцы пробегают по ладам, ненадолго оставляя на них свои отпечатки!
Привычная для гитаристов форма отображения музыки - это только одно из достоинств виртуального грифа. Гриф - не просто нарисованная деревяшка. В него заложен элемент разумности, интеллекта. Дело в том, что не всякий записанный нотами аккорд будет гитарным. Некоторые могут оказаться настолько растянутыми по грифу, что взять их можно, только имея десятисантиметровые пальцы. Введите ограничение на количество ладов в табулатуре и зону расположения аккорда. В результате на грифе появится тот же по составу нот аккорд, но в другой позиции. Это будет берущийся, поистине гитарный аккорд.
Не все программы обладают виртуальным грифом, в некоторых он - простое украшение. А вот в Cakewalk Pro Audio это очень гибкое и мощное средство редактирования музыки. Собственно, здесь мы имеем дело не только с гитарным грифом. Он может быть грифом любого инструмента с числом струн от одной до восьми. Можно, например, сконструировать гриф балалайки, задав настройку ее трех струн, а можно - гитары-бас.
Виртуальный гриф способен быть генератором табулатур для любого грифового инструмента, даже родом из африканской провинции. Запишите нотами необходимый аккорд, и на грифе заданной вами структуры появятся отпечатки клавиш. Вот вам и табулатура. Перебирайте все аккорды, издавайте сборник табулатур и продавайте его гитаристам племени Мумба-Юмба. Табулатуры можно конвертировать в текстовые файлы, чтобы продолжать работу с ними в текстовом редакторе.
В общем, если вы гитарист, осваивающий MIDI-технологии, то виртуальный гриф - ваш самый большой друг.
Подробное описание методики применения виртуального грифа содержится в книге Романа и Юрия Петелиных "Cakewalk Pro Audio 9. Секреты мастерства".. Читайте, пробуйте, радуйтесь успеху!
Продолжение следует