WebSound.ru Home
    Главная | Комментарии | Архив выпусков | Форум и чат | AudioTag.info | Музоблог | reTracked | Авторский блог  



  Поиск:

Поиск по WebSound.Ru:
Поиск в Интернете:
Powered by




  Партнеры, реклама:




Audio watermarking
TrustedAudio.com



 

Выпуски

 

N73, 16.Jul.2002

Здравствуйте! Извините за задержку с выпусками - у меня выдалась очень горячая пора.

C сайта http://www.unreal64.net/ пришла информация о выходе на этап бета-тестирования продуктов Pulse и Enigma. Стать бета-тестером можно здесь: http://www.unreal64.net/beta/. Pulse MP - есть проигрыватель аудио файлов, от mp3 до трекерных и чип-форматов. Enigma - звуковая библиотека для проигрывания различных звуков в ваших программах. Вообще, идея не новая, и, на мой взгляд, очень удачная попытка создать простую и в то же время мощную библиотеку для работы со звуком - библиотека BASS. Проигрыватель Pulse MP - не совсем понятная мне вещь.... Зачем? И так уже столько проигрывателей, зачем еще один? Ну, да Б-г с ним, вдруг хороший продукт, а я тут ругаюсь...

Господа, очень серьезные дебаты разгорелись в форуме. Кто-то поддерживал мое тестирование (речь о тестировании кодеков в прошлом номере), кто-то ругал. Не смотря на все перипетии тестирование остается тестированием, я представил объективную информацию на суд читателей и каждый смог сделать по ней свои выводы. Одним из краеугольных камней стал упрек в мою сторону о том, что я не протестировал некоторые очень распространенные и полезные (по мнению некоторых посетителей форума) кодеки, такие как, например, MPEGPlus и AAC. Согласен, тестирование AAC провести следует, что я и сделаю в самое ближайшее время. Могу сказать сразу, что сравнение AAC будет произведено с MP3 и другими кодеками. Почему я не сделал этого раньше? Раньше с AAC были проблемы. Теперь два основных кодера AAC - FAAC и PsyTel, оказывается, взаимосовместимы и генерируют выходной поток в стандартном формате. Помимо прочего, кодеки являются независимыми доработками утвержденного ISO AAC, по этой причине беспокоиться о дальнейшей поддержке AAC не следует. Что касается любимого многими MPEGPlus... с ним сложно. Уже долгое время на вопросы почему я не тестирую и не принимаю во внимание этот кодек, я отвечаю, что тестировать кодеки, будущее которых зависит только от энтузиазма их авторов, я не намерен. В ответ на это пользователи сетуют на мою слепоту в данном вопросе. Я не спорю - MPEGPlus достойный кодек, однако на фоне остальных он выглядит бледно (только из-за невысокой известности). С другой стороны, WebSound.Ru и есть один из тех сайтов, которые могут что-то сделать в известности MPEGPlus (MPC)... Что ж, возможно стоит заняться и им. Посмотрим. Кстати, недавно выяснилось, что Франк Клемм /* разработчик MPC */ будет работать в команде Vorbis. Какие выводы из этого можно сделать относительно MPC? Ну, может и никаких, однако переход автора MPC в Vorbis заставляет задуматься.

Теперь несколько слов о тестировании и сравнении кодеков в целом. Что говорить, мнений на счет методик тестирования много. Однако каждая методика отвечает какой-то цели. Давайте разберемся, а, точнее, давайте я поразмышляю. Однако сначала тройка ссылок от Дмитрия Куцанова (огромное ему спасибо):

На этой страничке http://mp3.radified.com/mp3.htm вы сможете найти информацию на английском языке о не MP3-кодерах. Очень сжатая, но очень полезная информация. Имеются ссылки на необходимые документы.

Совершенно незаменимая ссылка: http://ff123.net/. Здесь находится собрание документов (на английском языке) по различным кодекам аудио. А именно: документ о том, каким образом можно идентифицировать различные кодеки по эталонному тестовому сигналу; документ с небольшим описанием заголовка MP3; мнения об MP3 Pro; как протестировать свой слух; как тестировать lossy-кодеки; об артефактах кодирования; множественные тестирования кодеков (на слух);

http://lame.sourceforge.net/gpsycho/quality.html - о тестировании психоакустической модели. Набор семплов для тестирования, выявляющих всякие неприятности кодирования.

Итак, сходив по этим ссылкам я поразмыслил и вот что я думаю. На форуме было и есть множество разговоров о том, что приведенное в прошлом выпуске тестирование неправильно, что оно необъективно, что тестировать надо не так и проч... Давайте разберемся. Зачем лично я тестирую различные кодеки? Я ставлю перед собой цель: сравнить качество звучания материала, сжатого разными кодеками в один и тот же объем данных. Иными словами я хочу узнать какой из кодеков дает наиболее точную передачу оригинального сигнала при равном с остальными кодеками размере выходного файла. Я, честно говоря, думал, что это единственный способ сравнивать кодеки. Однако на форуме начались баталии о том, что сравнивать надо не так, что надо дать волю кодеру даже в том случае, когда в режиме VBR он выдает на гора файл большего размера, чем полагалось и проч. Так или иначе я повторяю: цель которую я ставлю перед собой - проверить не качество звучания (то есть восприятие нюансов звука, нет ли частотных размазываний и нет ли других неприятных эффектов), а проверить именно сходство закодированного сигнала с оригиналом. Встает резонный вопрос: а зачем тестировать графически (всякие сонограммы, АЧХ и проч.), если можно провести тестирование на слух (что, кстати, и рекомендуют многие). Отвечу: да, это метод и достаточно хороший. Например, зарядить вперемешку 20 копий оригинального сигнала и зажатого на 128 Kbps MP3 и поставить на прослушивание в неизвестном порядке и каждый раз стараться определить: сейчас звучит оригинал или нет. Если результаты будут 50/50 (правильно угаданных и неправильно угаданных) - значит отличить оригинал от сжатого сигнала вы не смогли и значит для вас разницы нет. ОДНАКО, позвольте, все это хорошо, но это не тестирование... Давайте я выложу результаты такого тестирования.... Как они будут выглядеть? "Сегодня я слушал LQT vs. MP3 на 128 Kbps и мои результаты -> LQT я различал реже MP3 -> MP3 хуже кодирует". Так? Это не тестирование, это рассказ о том, как я провел день. Да, такое тестирование может провести для себя каждый человек при выборе кодека, однако это не то тестирование, которое может стать критерием выбора для других людей... Слух портится с возрастом и при том очень сильно - это известно. Кроме того, музыкальный слух в этой связи тоже играет немаловажную роль (задумайтесь, это действительно имеет значение). Так что подобное тестирование хорошо проводить индивидуально, но не комплексно. Такое тестирование не показывает реальной картины, а лишь ее проекцию на плоскость конкретного человека (простите за заворот).. Меня нападками на форуме (я не обижаюсь, все нормально :-) ) на столько вывели, что я написал тут по этому поводу.... "Юмористический очерк о тестировании кодеков". Вот мое письмо с форума:

...Я все понимаю, со всеми аргументами могу согласиться, но тестировать как-то НАДО. "Trust your ears" - это классно, конечно, но если я начну проводить тестирование в таком духе (смотрите ниже), тоже будет много флейма (еще больше чем сейчас). Итак, представьте себе:

-----------------------------------------------------

ТЕСТИРОВАНИЕ КОДЕКОВ АУДИО

Выбранные композиции
1) J.M.Jarre Oxygene 7
2) Децл "Туды их в качель!"


16 Kbps

Ничего не слышу. Jarre звучит глухо и безобразно, от слов из песни Децла остались только "йо, йо"... Ни Lame, ни MP3 Pro не исправляют положение. LQT вообще молчит.

32 Kbps

Мда, Lame отработал хорошо, однако срезал верхи. Это явно слышится на композиции Децла. Jarre совсем не звучит.
OGG явно импонирует Децлу - у Децла появился голос. Jarre странно попахивает старым пианино.
AAC - не слышу второй куплет у Децла.... Что он там поет?
LQT не слышу ничего.

64 Kbps.

Мда, картина повторяется.
Не, надо пойти попить пивка.
[Ушел]
[Вернулся.]
Слушайте! А Jarre у Lame на 64 звучит неплохо.... И Децл вдруг зазвучал.... Вот, например, на битрейте 32 его "йо-о-о-о-о" как-то не отрабатывалось, а теперь слышно уже даже резкое "ий" в начале этого звука.
Теперь об OGG... То ли он что-то странное делает на верхах, то ли у Децла нет слуха?? Не, не может быть.. А, вот, фоновый стринг у Jarre явно фальшивит - это OGG передает точно. Пошел писать e-mail Jarre... Ишь, ты, халтурщик. LQT опять молчит.

128 Erg/sec

Слушайте, а Клинское - неплохое пиво... Да, что там у нас... А-а-а-а.... AAC. Мда, ну, что сказать. Звучит достойно. На таком битрейте уже явно проявляются все нюансы звучания аранжировки Jarre. MP3 Pro как всегда все портит... LQT - что с ним? Ничего не понимаю... То ли у него психоакустика такая.... на таком битрейте и тишина... Это явно протест против участия в тестировании Децла. Пошел писать авторам в LiquidAudio.

160 mbit/mol

Не, ну Клинское - просто кайф!!!
Да, получил от Jarre письмо - он говорит, что только что переслушал композицию - действительно Oxygene 7 фальшивит фоновым стрингом... Короче, он срочно отзывает альбом из продажи. Пишет только, что не смог договориться с менеджером о возврате денег покупателям - менеджера уже 15 лет как нет на свете... Умер от инфаркта в 1987 - тогда были идеи издать Oxygen в ADPCM. Короче, этот битрейт радует... Наконец-то стало слышно преимущество музыки Jarre над Децлом - у Jarre явно больше высоких.... LQT что-то опять глухо.

192 km/h

Пришло письмо от LiquidAudio. Так и есть... они сказали, что у них в психоаккустике встроена защита от русской попсы... не жмет кодер нашу попсу. Не, ну наглость... Будем искать крак. Lame замечательно жмет.... Только не знаю куда - файл не могу найти. Ну, да поверим ему - он же все-таки Lame, а не хухры-мухры. Да, OGG... Я-то думал, что он все время как-то верхи давит.... Черт, так это не верхи совсем.... Теперь стало понятно - это у меня громкость почти на нуле была - бутылка пива на ползунок усилка стала... Вот тебе и Клинское.. Ну, и ладно! Все равно OGG - суксь и маст дай - ничего путного не представляет собой.... Да, короче, тестирование надо заканчивать - мочевой пузырь полный.

Выводы:

Lame - rulez foreva!!
OGG - на доработку, усилок в починку
LQT - не фиг нашу попсу забивать, надо крак искать
Децл - рулит (йо, мэн!!!)
Jarre - посредственность - так людей дурить 25 лет. Лучше б его в ADPCM издавали
Клинское - ерунда, перехожу на молдавский портвейн.
Усилки с ползунками - мусор - пользуйтесь круглыми ручками.

В следующем тестировании будут учавствовать: Надежда Кадышева, MPC, VQF, "Балтика" и Jarre Oxygene 7 - посмотрим, ну, хоть Кадышеву Jarre сделает или нет....

Все побежал, всем привет.

-----------------------------------------------------

Что, дорогие, хотите такое тестирование?

Это, конечно, юмор, но с аргументом "Trust your ears" (доверяй своим ушам) я действительно не согласен. Своим - доверяй, но не чужим. Неправильно делать выводы о качестве по чьему-то тестированию на слух. Таким образом вариант тестирования на слух кодеков для публичной демонстрации результатов я отвергаю полностью - это не тестирование, это опыт. Я изучил достаточно материалов с описаниями других методик тестирований, однако остался при своем мнении. Надеюсь, что я привел достаточно аргументов, чтобы хотя бы уважать мое мнение по этому поводу.

Читатели жалуются, мол, нету на сайте софта под *nix... Ну, я в *nix не спец и не пользуюсь им кроме работы. А, вот, мой старый друг, товарищ, соратник и просто хороший человек Костя Клягин прислал весточку о том, что написал небольшой проигрыватель CD и MP3 Orpheus. Эта программа работает в оконном текстовом режиме, умеет работать с CDDB, плей-листами и цветовыми схемами. Зная давно и хорошо Костю, могу смело рекомендовать вам этот продукт к использованию. Страничка программы: http://konst.org.ua/rus/software/orpheus/info.html.

На форуме проскочила интересная ссылка на сайт, где можно найти описания и сравнения различных наушников: http://www.goodcans.com/HeadphoneReviews/.

Сайт с русской ретро музыкой: старые песни из фильмов, романсы, советские, о Москве и многие другие. Ссылка: http://retro.samara.ws/.

Уважаемый kkn в форуме сообщил о грустной новости (http://www.emagic.de/english/news/, http://www.apple.com/pr/library/2002/jul/01emagic.html, http://www.theregister.co.uk/content/4/25966.html): Apple Macintosh купила компанию EMagic, занимающуюся разработкой знаменитой программы Logic Audio. Как следствие этого Apple прекратит 30 сентября 2002 года выпуск программы Logic Audio для PC, а также других. Это означает, что один из наиболее значимых инструментов в работе с аудио станет недоступен пользователям PC. Так что теперь, когда кто-нибудь в очередной раз станет ругать плохого дядю Гейтса, пусть он задумается и о других, например, об Apple. Совершенно дикое решение Apple, которое полностью подрывает мое уважение к этой компании. Кстати, надо заметить, что мое к ней уважение и так было подорвано после подробного изучения проспекта Apple о своих новых моделях компьютеров, ну, тех, которые в виде шарика с монитором (к сожалению, я не могу привести доказательства, поскольку просто не имею этого проспекта у себя): это была грязная, чистейшая антиреклама PC со всеми возможными унижениями и совершенно необоснованными оскорблениями (эти проспекты предлагались к прочтению на входе в одно из зданий моего учебного заведения представителем Apple). Возможно, только Израильское представительство компании позволяет себе такие выходки, но их клиентом я не стану теперь уж никогда. В свое время "опоздавшая к паровозу", но уважающая себя компания, никогда не позволила бы себе таких выходок. Я ни в коем случае не фанат PC, однако не люблю грязный PR.

Хотел обратить ваше внимание на то, что в Cool Edit Pro v2.0, оказывается, есть встроенный фирменный кодек MP3 Pro. Иными словами, редактор умеет как кодировать, так и читать файлы в этом формате. Более того, встроенная версия кодера позволяет кодировать на VBR до 150 Kbps (CBR так и остался неизменным на макс. 96 Kbps). Так что имейте в виду. Я эту возможность обнаружил совершенно случайно. Кстати, я проверил кодирование не VBR 150 - алгоритм кодера все равно использует SBR, что приводит к порче и неправильной передаче верхних частот. Таким образом выводы относительно MP3 Pro остаются неизменными: кодер прекрасен на низших битрейтах и не имеет никаких шансов на битрейтах >= 96 Kbps.

Друзья, WinAMP3 совсем скоро станет релизом... Вышел уже RC3 ( http://www.winamp.com ). По этой причине я решил поставить проигрыватель себе и попробовать его. Что я скажу... Очень очень приятный проигрыватель, именно функционально. Очень удобная база медиа, много нового. Однако одно расстраивает: а как же старые плаг-ины от старого WinAMP? Они теперь не идут или авторы сделают их поддержку? Хотелось бы надеяться, так как выбрасывать все плаг-ины не хочется. В общем, рекомендую взглянуть на WinAMP3 при случае.

Помнится как-то я уже поднимал тему о базах данных об аудио CD. Как известно, база CDDB позволяет давать информацию о компакт-диске-оригинале. То есть имея оригинальный компакт можно узнать все: от названия альбома, то года выпуска и проч. Однако такая возможность не всегда востребована. Куда более удобнее и полезнее было бы, если бы база позволяла восстанавливать частичную информацию о любом аудио файле (будь то MP3 или что-то другое). В форуме я поднял этот вопрос и Павел Гаврилов в очередной раз напомнил о существовании базы http://www.freedb.org. Когда-то это была база CDDB, теперь, на сколько я понимаю, она превратилась в самостоятельную базу, при том, обновляющуюся достаточно часто. Так, сегодняшний размер базы в RAR3-архиве составляет под 120 Mb. Разархивированный вариант - около 500 Mb. База представляет собой набор файлов, содержащих подробную информацию о CD плюс контрольная сумма. Все это хорошо, но нормальных инструментов для работы с базой нет. На сайте http://www.freedb.org можно производить поиск по базе, но информация предоставляется в обычном html-варианте и при том, что естественно, только online. Там же на сайте разработчикам предлагается различный инструментарий для роботы с представленной базой, однако готовых нормальный утилит я так и не нашел. А так бы хотелось увидеть программу, которая смогла бы взять, например, имеющуюся коллекцию MP3, просканировать на предмет неправильных (несовпадающих) авторов/названий песен и предложить варианты исправления. Короче, применений такой базе можно найти множество, только рабочих вариантов я пока не видел, а жаль. Может быть кто-то может подсказать мне и читателям есть ли подобные утилиты?

Даю ссылку на очень полезную и интересную статью, посвященную всем, кто хочет научиться писать музыку с помощью трекеров. Эта статья выполнена в виде вредных советов. Автор Игорь Чистик ( http://trackers.pp.ru ), ссылка на статью тут. Игорь собрал, на мой не профессиональный в этой области взгляд, все ляпы и невежества, которые могут быть допущены при написании музыки в трекерах. Настоятельно рекомендую ознакомиться.

Все, кто занят выбором для покупки звуковой карты срочно должны сходить на достаточно известную страницу: http://www.pcavtech.com/soundcards/compare/index.htm. Здесь вы можете найти подробные характеристики звуковых карт, точнее, технические данные цифровых трактов. Имеется сравнительная таблица, где по относительной оценочной шкале можно увидеть сравнительный характеристики представленных карт. Карт, кстати, описано очень много, пожалуй, кроме SB Audigy там есть все (или почти все). Очень ценный ресурс.

http://mnemonic.nizhny.ru/ - сайт на схожую с WebSound.Ru тематику: аудио программы, оборудование, книги, описания. Возможно вам будет полезным.

Немного ссылок на сайты с аудио сэмплами, банками и инструментами:

http://www.hammersound.net/
http://www.samplez.de/
http://bledgroove.cjb.net/
http://krank.hu/enu/auditive/samples.html
http://www.hgb-leipzig.de/~ajoscht/audio/loops/loops.html
http://koti.mbnet.fi/davil/loops.htmhttp://www.samplearena.com/sites.htm - ссылки на сайты с сэмплами
http://www.soundcreationsinc.com/splendid/index.html - Splendid Grand SoundFont http://new.topsitelists.com/bestsites/topaudiosamples/topsites.html - Top 100 сайтов с аудио сэмплами

Хотел вам пару слов рассказать о программе Natura Sound Therapy ( http://www.opticalsweets.com ). Подобных программ я видел уже две, но это наиболее удачная, мне кажется. Итак, программа предназначена для того, чтобы помочь пользователю расслабиться, а именно, программа создает фоновое звуковое сопровождение. На выбор пользователю предоставляется: шум ручья, шум дождя с громом, шум вечернего летнего леса и шум океанского прибоя. Помимо этого, к выбранным звукам можно подмешать специальный шум, которые помогает что-то там синхронизировать в мозгу :-). Не знаю, как там на счет этих шумов, но звуки красивые. Хотя, вообще говоря, тема эта на столько обширная и возможностей можно в подобные программы добавлять столько, что я удивляюсь скудности сегодняшних представителей такого ПО.

Не слабое обновление сегодня в подразделе с редакторами. Представляю вам новое детище Steiberg: Steinberg Cubase SX v1.01. Профессиональная студия для создания и выпуска аудио. Список возможностей на английском языке: General Features: Interactive, real-time graphic editing; Unlimited Undo and Redo functions; VST System Link - platform independent, sample accurate networking of several computers running VST System Link-compatible host applications; Project Overview panel; Savable screen sets; User-definable keyboard shortcuts; Macro functions; Browser view for numerical editing; Best compatibility with Houston controller; Various Project Templates included; Cubase song-file import; Audio Features: Native audio - no expensive additional outboard equipment required; Simultaneous playback of up to 200 audio tracks; Adaptive and configurable track mixer - three different selectable views; Track mixer channel order follows track order in the project window and vice-versa; Supports surround with freely configurable speaker setup with up to 6 discrete channels and surround panning; Includes professional real-time VST effects and virtual instruments; Supports virtual instruments with multiple outputs (VST 2.0  standard); Sample accurate automation with automation tracks for every audio, group track and plug-in Apogee UV22HR dithering; 8 insert effects and 8 Aux sends per channel; Effect rack for 8 send effects and 8 master insert effects; 4 EQs with graphic display per channel; TrueTape recording technology for tape saturation; Up to 64 sub-groups with the same EQ and effect features as a normal audio channel; Non-destructive Part Editor; Destructive Sample Editor with offline process history; Sample accurate in-place editing of audio on Project level; Destructive rendering of virtual effect processors into parts from the Project Window (with process history); Very quick and efficient parts bouncing; Automatic creation of new version of files after destructive operations on audio material used by several parts simultaneously; Integrated audio processes: Acoustic Stamp, Crossfade, Envelope, Fade-Ins and Outs, Gain Change, Normalize, Phase Reverse, Pitch Shift and Timestretch (MPEX algorithm), DC Offset removal, Reverse, Stereo Flip; Offline Process History allows modification, replacement or deleting of audio processing and effects already rendered into audio files; Audio / Tempo analysis, Audio / Groove analysis; Slice and Stretch for audio loops, automatic tempo matching; CD audio grabbing; Non-destructive, editable crossfades; Analysis functions - Statistically and FFT-based spectrum analysis; Scrubbing forwards and backwards; A/B selection for professional 4-point editing; Creation of 16/24/32 Bit files with a sample rate of up to 96 kHz; MP3 file support; ReWire 2 support; ASIO soundcard support for low latencies e.g. Steinberg Nuendo 96/52; MIDI Features: Recording modes: Cycle, Mix, Overdub, Step, Punch; Editors: Key (piano keyboard), Drum, List, SysEx, Score, Logical; Direct access to MIDI controllers through MIDI plug-ins from the Inspector; Supports LTB for high-precision MIDI timing e.g. with Steinberg Midex 8; Tempo Track for graphic editing of the song tempo; Soft Quantization and Analytic Quantize; MIDI timecode synchronization; Sends MIDI clock and MIDI timecode; Supports Steinberg and Cakewalk MIDI plug-ins; Multi-lane controller editing; Other: Score and Printing Features; 32 staves per page; 8 voice polyphonic; Page layout and editing; Scalable page view and printing; Text and song text modes; Drum notation; Guitar tablature; Hiding & Moving of any object; Automatic layout options; Over 100 symbols.

В редакторах обновился совершенно незаменимый пакет - DirectX плаг-ин Waves Native Gold Bundle до v3.5. Качественнейшая подборка плаг-инов, включающая минимальные необходимости, а также некоторые специфические вещи. Включает: Includes: C4 Multiband Parametric Processor, Renaissance, Reverberator, Renaissance Compressor, Renaissance, Equalizer, L1 Ultramaximizer, MaxxBass, Q10 Paragraphic, S1 Stereo Imager, C1 Parametric Compander, Enigma, Supertap, MondoMod, Doppler, UltraPitch, MetaFlanger, TrueVerb Room Emulator, DeEsser, AudioTrack, PAZ. Все имеет массу настроек, очень удобные и наглядный интерфейс и управление.

В подразделе с проигрывателями обновился мой любимый визуализационный плаг-ин для WinAMP Spectrum Tool DSP Plug-in до v2.0. Полноконфигурируемый, реалистичный анализатор спектра. Позволяет выбрать все необходимые параметры: тип сглаживающей функции (Hamming, Blackman и т.д.), величину выборки БПФ, тип используемой шкалы и проч. Показывает как спектрограмму, так и сонограмму. (Official homepage: http://spectool.da.ru). 

В подразделе с утилитами обновился CDxtract до v4.0. CDxtract предназначен для музыкантов, которые хотят иметь возможность конвертировать библиотеки звуковых сэмплов. Akai CD-ROM, например, может хранить сотни сэмплов, и обычно чтобы найти нужный сэмпл, необходимо грузить их один за другим, а это занимает много времени. CDxtract предоставляет некоторые мощные возможности, которые помогут уменьшить время, необходимое для нахождения нужного сэмпла. Диск с сэмплами - дорогое удовольствие, и, обычно, если вы покупаете новый сэмплер, использующий отличный формат, тогда вам, вероятно, необходимо купить тот же самый диск в соответствующем формате снова. CDxtract позволяет вам конвертировать ваши диски с сэмплами между форматами из одного в другой.

В подразделе с утилитами обновился Nero Burning Rom (by aHead) до v5.5.9.0. Очень удобная и качественная программа для записи CD и DVD. Позволяет создавать CD следующих типов: data, video, смешанные, а также загрузочные, UDF, hybrid; мульти- и одно-сессионные. Предоставляет возможность записи MP3 на аудио-диски без необходимости предварительного декодирования MP3 в WAV-файлы. Позволяет кодировать аудио-файлы используя кодек MP3 Pro и другие кодеки.

Обновился CDex v1.50 до beta 5. CDex позволяет копировать аудио треки с CD в файлы. Записываемые WAV-файлы могут быть кодированы в MP3 с помощью встроенного dll от Lame Encoder, а также в Ogg Vorbis и другие форматы. (Official homepage: http://www.cdex.n3.net). 

Обновление OggEnc v1.0 (libvorbis 1.0) - кодер по алгоритму Ogg Vorbis (файлы .ogg), работает из командной строки.

Запоздалое обновление PsyTel AAC encoder v2.15 by PsyTel Research (9.Apr.2002) - MPEG-4 AAC кодер (работает из командной строки), поддерживает битрейты от 32 до 512 Kbps, режимы CBR и VBR, от 1 до 6 аудио каналов.

Обновился WinAMP plug-in v1.0 для воспроизведения .MP3Pro-файлов (MP3 Pro). 

Обновился WinAMP plug-in v0.93 для воспроизведения .MP+/.MPC - файлов (кодек MPegPlus). Перемотка и редактирование ID-тэгов.

Обновился кодер GOGO-no-coda до v3.09alpha.. Кодер MP3, основанный на оптимизированном Lame v3.88. GOGO производит кодирование с очень высокой скоростью, превышающей скорость кодирования самого Lame. GOGO использует при кодировании набор инструкций MMX, 3D Now! и SSE (если система поддерживает их использование). Данный вариант программы является консольным.

В подразделе с еженедльными трекерными модулями сегодня несколько интересных вещей. Во-первых, помните ли вы демку Second Reality? Если нет, то я напомню (а желающие могут поискать ее в Интернете) - это демка, победившая в начале 90-x (я точно не помню год) на конкурсе Assembly (если вы не знаете и что такое Assembly - вам на http://www.demoscene.ru - такие вещи нужно знать, так как это все равно что такое не знать как писать батники под DOS). Вообще, тогда был расцвет демосцены и трекерописания, так что вспоминать это время приятно. Короче, Second Reality для меня и многих других остается выдающимся произведением искусства, так вот, в ней был саунд-трек, написанный, кажется, Purple Motion и Skaven'ом (если вы и их не знаете..... ну, тогда вам в раздел с лучшими трекерными модулями). Это просто красивейшая музыка, написанная на высочайшем уровне (особенно, если вдуматься по сколько лет было парням). Представляю вашему вниманию небольшой микс "One, two, three... fire!" by NEMO (S3M) оригинального трека. Уверяю, тоже очень не слабо звучит, так что послушайте. Еще одна композиция, которая очень мне понравилась: "No return" by Enger. Вдумчивая красивая мелодия, внятная аранжировка, создает определенное настроение. Мне очень понравилось. Ну, а на последок музыка с недавно прошедшего конкурса VIP4: "Love only" (requiem) (XM) by Kalachnikov. Музыка в стиле Orchestral. Очень красиво и достаточно необычно для трекеров. Вообще говоря, VIP4 принес много совершенно замечательной музыки, так что рекомендую сходить сюда: http://www.scene.org/dir.php?dir=/parties/2002/vip4/.

И еще.... голосование на форуме "живо ли трекерное искусство" покажет живо ли оно и покажет нам отношение людей к нему. Не знаю что там на самом деле, но пока я сижу за компом я не дам этому искусству просто так уйти, потому что оно позволило многим талантам пробиться и стать заслуженно известными пусть даже в определенном кругу людей, а также открыло возможность каждому, буквально каждому человеку, сидящему за компьютером, попробовать раскрыть свой музыкальный талант без необходимости даже самых минимальных затрат (кроме, конечно, компьютера). Трекерное искусство - это великое дело, в этом я убежден совершенно и в этом меня не разубедить, это искусство должно жить, пусть даже на уровне андеграунда или культа избранных - не важно. Сколько совершенно великолепной музыки было написано, вот, так, дома, "на коленках", но вошедшей в аудио сборники десятков тысяч людей наравне с музыкой профессиональной... Это искусство заслуживает того, чтобы оставаться и творить чудеса и дальше. Дай Б-г здоровья сайтам http://trackers.pp.ru, http://www.demoscene.ru, http://www.modarchive.com, http://scene.org и многим другим прямо или косвенно поддерживающим трекерное искусство и демосцену, ибо великое это дело.

      
   

N72, 22.Jun.2002 (дополненный выпуск)

Здравствуйте!

Центральной новостью сегодня станет обзор-тестирование аудио кодеков, которое я подготовил специально для вас. Тестирование я готовил достаточно долго и кропотливо, так что надеюсь порадовать вас информативностью. В тестировании участвовали несколько распространенных сегодня кодеков. Вас ждут подробные сонограммы, сравнительные АЧХ, комментарии, а также выводы и сводная таблица результатов. Я постарался организовать все как можно более объективно, каждое мое слово можно проверить самостоятельно по представленным графикам и сделать выводы самому. Как всегда для тестирования использовались аудио сигналы моего собственно подбора/изготовления. Итак, вашему вниманию представляется Экспресс-тестирование кодеков Windows Media Audio (.WMA), Ogg Vorbis (.OGG), MPEG-1 Layer III и MP3 Pro (.MP3) (прошу учесть, что объем загружаемых графиков составляет 3 Mb). Очень хотелось бы услышать мнения сведущих людей по поводу полученных результатов. Так что все ваши комментарии, поправки, дополнения и пожелания вы можете оставить в форуме или направить мне e-mail. С момента последней публикации вышеуказанный обзор претерпел изменения! Читайте.

По сообщению одного из читателей, в программу MusicMatch JukeBox v7.20.0162 встроен кодер MP3 Pro, поддерживающий режим VBR. Прошу обладающих по этому поводу информацией оставить мне сообщение на e-mail.

В прошлом выпуске я поднял вопрос о том, каким образом можно снять защиту с защищенных WMA-файлов. Упомянутая уже неоднократно программа unfuck фактически перекодирует защищенные файлы, что ведет к потере качества записи. Читатель Gloval прислал мне программку FreeMe, которая способна произвести настоящее декодирование защиты. Итак, представляю вам программу FreeMe. Эта программа предназначена для снятия защиты DRM v2 с файлов Windows Media Audio (WMA). Программа НЕ снимает защиты с файлов DRM v1. Программа протестирована под Win98, однако ее работа в других ОС не гарантирована. Кстати, в комплекте поставляется полный исходный код программы. Надо сказать, что автор программы провел совершенно колоссальное исследование по поводу этой защиты и кроме того, что программа полезна сама по себе, также представляет очень большой интерес прилагаемая к программе документация: есть не только полное описания алгоритма декодирования, но и размышления автора вслух о "copyrights", а также пожелания и высказывания в сторону Micorosoft, пользователей, звукозаписывающих компаний и проч. Несомненно, очень и очень интересный материал для чтения.

Саша Чижов обратил мое внимание на новые клавиатуры от Creative "Prodikeys". Давно пора было бы сделать что-то подобное, но в Creative, похоже, догадались первыми. Клавиатуры Prodikeys - это гибрид обычной клавиатуры и MIDI-клавиатуры. Точнее сказать это "два в одном". Смотрите:

Нажмите сюда, чтобы попасть на страничку Creative со ссылкой на большую картинку (View PRODIKEYS)

Сразу скажу, что очень приятной и продуманной особенностью клавиатуры является то, что когда вам не нужны музыкальные клавиши, вы можете прикрыть их специальной выдвигаемой шторкой и клавиатура превратится в очень удобную клавиатуру для PC с подставкой для кистей рук. Как видите, клавиатура обеспечивает доступ к 3 октавам (естественно, с возможностью переключения текущих октав). Имеется регулятор громкости и Pitch-регулятор. Кнопка Fun осуществляет запуск программного обеспечения, которое поставляется с клавиатурой в великом множестве. Например, в комплекте идет программа, которая позволяет играть безошибочно даже новичкам (путем осуществления контроля за нажимаемыми клавишами и коррекции на ходу). Кроме того, есть всякие обучалки и другие примочки (об этом можно прочесть подробнее здесь). Creative позиционирует эту клавиатуру, конечно, для развлечений, однако такая компактная MIDI-клавиатура, встроенная в обычную PC-клавиатуру, может прийтись по вкусу и музыкантам.

Еще одна тема от Саши Чижова. Есть ли решение следующей задачи: "как поточнее определять - был ли звуковой файл восстановлен из сжатого сигнала? Ну вот например, у кого-то есть компакт с музыкой, который, как он подозревает, был восстановлен из файлов, переданных в MP3, которые потом распаковали, записали аудио-CD и продали. Это просто пример применения". Лично я никогда не задумывался о такой задаче, но понимаю, что ответ было бы найти полезно. Ведь не секрет, что на рынках часто торгуют дисками, которые пишутся с черти-чего... и с MP3 в том числе. Можно ли как-то определить файл был изготовлен с помощью декодирования другого или это оригинал? Ответы в форуме.

 

Хочу обратить ваше внимание на письмо от автора, результатом работы которого может стать хорошая и полезная всем программа (если мы все ему поможем). Итак, письмо Александра Сорокина:

Я пишу программу abcAVI Tag Editor, одной из функций которой является отображение подробной информации об аудио и видео потоках в AVI файле. При этом программа пишется из расчета, что на машине пользователя могут отсутствовать некоторые аудио или видео кодеки. Соответственно, определение формата аудио должно производиться без опрашивания установленных в системе кодеков.

Каждый формат аудио имеет идентификационный код (TwoCC), который находится в заголовке AVI файла. На данный момент у меня есть описание около сотни аудиоформатов (по большей части почерпнутые из официальных документов Microsoft'a). Но эта сотня не содержит новейших кодеков.

В связи с чем обращаюсь к вам с вопросом - есть ли у вас подобная таблица по части аудио кодов? Ежели есть - то это очень здорово. Но скорее всего у вас ее нет. Однако, наверняка есть подборка аудио файлов разных форматов.

В принципе, если какой-либо аудио формат удается "вложить" в AVI (например с помощью Virtual Dub или подобной утилиты), то можно напрямую просмотреть код соответствующего аудиокодека. По такому пути очень легко определяются кодеки, встраиваемые в Windows. Для некоторых не встраиваемых кодеков существуют спец программы для "прикручивания" их к AVI (например файлы OGG поддерживаются NanDub'ом).

В общем просьба помочь в построении таблицы "название кодека" - "идентификационный код"

Предлагаю откликнуться всем могущим помочь автору программы (отклики - форуме, пожалуйста). Уверен, что такая утилита поможет очень многим. Я сам часто страдаю от неясности какой кодек использовался для кодирования того или иного файла. Кстати, программу можно стянуть тут: http://kibus1.narod.ru/sof/abcavi/index.htm. Призываю помочь всех.

Интересное письмо Александра Есина:

Пытался тут отчистить в CoolEdit'e одну фонограмму, наткнулся на завал верхних частот. На сонограмме это выглядело как "дыра" в спектре. А все звуковые редакторы - штука такая, вырезать - пожалуйста, а вот добавить что-то посложнее синусоиды - весьма и весьма нетривиально. И тут у меня перед глазами возникла картинка: наблюдал я как-то за работой одного своего товарища в фотошопе - он там каким-то инструментом "размазывал" текстуру на не закрашенный участок. Вот бы в CoolEdit'e такой инструмент был! - подумал я. И вспомнил, что недавно читал на Websound'е заметку про программку, позволяющую по сонограмме строить исходный wav. Тут у меня возникла идея: а что, если взять сонограмму сэмпла, обработать ее фотошоповскими эффектами типа сглаживание / размытие / повышение контрастности / коррекция цветобаланса / черт знает что еще :) и перегнать обратно в wav? Это ж какие возможности по издевательству над звуком открываются! Завал частот - фигня, кисточкой подмажем и все. :))

Одно плохо - про возможности фотошопа я знаю только понаслышке, да еще пару раз пробовал потыкаться и все. А изучать сей весьма серьезный продукт - времени нет. :( Так что делюсь идеей в чистом виде - буде у вас найдется время/желание поэкспериментировать, хотелось бы услышать про результаты.

Скажу честно - пробовать такое делать я не стал, однако идея классная. Программа Coagula, о которой я писал пару выпусков назад, конечно, не способна настолько точно работать с рисунками/сонограммами. В принципе, кодирование в MP3/подобные - это и есть ни что иное, как разложение аудио в спектр (+ выбрасывание из него "лишней" информации), из которого можно построить сонограмму. Понятно, что если осуществить качественное преобразование такого разложения в очень подробную сонограмму, тогда действительно можно было бы редактировать звук графическими методами и путем обратного преобразования конвертировать сонограмму обратно в звуковой сигнал. Однако такого инструмента я еще не видел. Для осуществления подобной операции необходим специальный очень серьезный кодер (типа Lamе, например), который мог бы сохранять плод кодирования не в MP3 или что-то подобное, а в цветной графический файл (в котором каждая полоса - временной срез - это и есть закодированный фрейм аудио), а также получать на вход подобный файл и конвертировать его обратно в звук. Ничего невозможного... Прошу Дмитрия Куцанова прокомментировать такую возможность в форуме... Я, вот, сейчас, размышляю сижу, и понимаю, что идея неплохая и реализовать ее на основе того же Lame было бы не очень сложно (относительно). Проще пареной репы сохранить уже обработанный психоакустической моделью спектр в виде GIF (размер его будет, конечно, немаленький) и зажать его с помощью RLE. По крайней мере пользователи бы очень порадовались такой возможности... и Lame получил бы еще большую известность :-). Или я не прав?

deadhead прислал письмо:

Набрел на интересный плагин к Винампу:
URL http://www.blorp.com/~peter/zips/out_wave.zip

Идея такая - карты всегда делают ресэмплинг из любой частоты в 48 кГц, что аппаратно реализовано крайне криво. Этот плагин делает ПРОГРАММНЫЙ ресэмплинг. Самое интересное что можно использовать выход in_mad 24 или даже 32 бита и получить еще более высокую точность. Качество реально вырастает (ососбенно в области высоких частот). В настройках вывода надо выставлять 48кГц

DJ Vusal прислал мне ссылку на свой сайт, где все желающие смогут скачать много музыки: http://www.djvusal.com/. Надо отметить, что музыка пишется (на сколько я понял почти вся) с использованием ModPlug Tracker. Так что стоит послушать. Все я, конечно, не слушал, но прослушанные мною работы оказались очень качественными.

Вот здесь http://www.wildtangent.com/default.asp?pageID=games_visualizers можно обнаружить страничку с разными плаг-инами, которые при подключениик WinAMP/RealPlayer будут показывать вам танцоров, двигающихся под музыку. На страничке имеется большой выбор подобных плаг-инов, так что заходите.

В подразделе с конверторами аудио обновилась программа Advanced WMA Workshop v1.60. Это кодер/декодер с удобным интерфейсом а-ля Windows Explorer, позволяет (пере)кодировать WAV, MP3 и OGG в WMA (Windows Media Audio) с самыми различными установками (от 8 до 48 Khz, до 192kbps, с поддержкой Digital Rights Management (DRM) ), декодировать WMA, MP3 и OGG в WAV PCM, а также конвертировать WMA в MP3 используя LAME 3.70 (3.89beta опционально), WMA в OGG Vorbis, пересэмплировать WMA файлы. Конвертирование аудио проводится без создания промежуточных (временных) файлов, экономя время и место на диске. Advanced WMA Workshop имеет внутреннюю поддержку WMA v8. Имеется возможность работы с файлами в пакетном режиме. Имеется поддержка ID3v2 тэгов.

В подразделе с синтезаторами появилась Yamaha SoftSynthesizer S-YXG50 4.23.14 - версия специально для Windows XP. Лучший программный WT MIDI синтезатор из всех существующих. Полностью поддерживает стандарты GM и XG. Обеспечивает качество звучания, схожее со звучанием аппаратного прототипа Yamaha DB50XG. Конечно, главное достоинство - поддержка XG синтеза со всеми отсюда вытекающими.

Сайт "Euromap language technologies" посвященный аспектам речевого анализа и синтеза расположен здесь: http://www.itri.bton.ac.uk/projects/euromap/. В частности, на сайте можно найти ссылки на полезную информацию по поводу речи, а также на программное обеспечение различных фирм-разработчиков.

Свежие драйверы для звуковой карты SB Live! 5.1 можно скачать здесь (v5.12.1.3521 WHQL).

Отсюда можно скачать новую бета-версию WinAMP v3.00 (beta 477).

На сайте http://www.winmx.com можно скачать новую версию программы для напстеринга музыки WinMX v3.2.

Свежую альфа-версию проигрывателя Sonique II вы можете скачать отсюда.

Свежая музыка ждет вас в подразделе с еженедельной трекерной музыкой. На сегодня это MO3-модуль "Fire Flight" by manial/termal. Просто замечательная электрогитарная аранжировка. Для всех любителей электрогитары. Напомню, что MO3 - это формат компрессированных трекерных модулей, который понимается, например XMPlay и может быть декодирован обратно в исходный модуль.

 

 
   

N71, 9.Jun.2002

Здравствуйте!

Как-то уже достаточно давно я поднимал проблему декодирования WMA-файлов, защищенных фирменной майкрософтовской защитой. Если кот не знает, то проблема заключается в том, что если закодировать файл в WMA и сделать это с пометкой "protected", то полученный файл можно будет прослушивать исключительно на той машине, где производилось кодирование. Ясно, что это вызывает массу неприятные проблем как с переносом файлов, так и другие. Вот, хотелось бы поинтересоваться у вас, нет ли какого-то более приличного способа разрешение этой проблемы, чем перекодирование файла? Например здесь: http://members.home.nl/icq99/unfuck/index2.htm умельцы предлагают программку, которая берет protected-WMA, декодирует его и закодирует обратно в WMA (уже не protected). Способ работает, только лишнее де/кодирование - это лишняя потеря качества. Можно, кстати, и без этой программки обойтись (на оригинальной машине) - воспользоваться Total Recorder или подобными утилитами. Но хотелось бы получить более "научное" решение этой проблемы - без перекодирования...

Здесь http://parkov.narod.ru находится музыкальная студия "La Bella Classic" композитора Алексея Паркова. На дизайн не обижайтесь, но содержание приятное. Я погулял, посмотрел и послушал.

Письмо от Руслана:

Привет.

Чем слушаем mp3 файлы (и не только их)? Правильно, плеером WinAmp (по крайней мере, большинство именно его используют). Тогда совет.

Не стОит пользоваться встроенным в него эквалайзером, ибо он вносит в сигнал очень много искажений, в том числе, сильно заваливает высокие частоты, начиная с частоты примерно в 10 КГц (даже когда просто включен, но выставлен на получение якобы линейной АЧХ).

Желающие убедиться могут проделать следующее: Берем SoundForge или CoolEdit (кому что нравится, лично мне второй редактор). Создаем новый файл (секунд на 10, можно меньше) и заполняем его белым шумом (в CollEdit это Generate-Noise-White Noise), который, как известно, имеет линейную АЧХ. В Winamp'e отключаем все DSP\Effect плагины и выставляем в
качестве выходного плагина - OUT_DISK.DLL (вывод звука в wav-файл). Проигрываем полученный белый шум сперва с отключенным эквалайзером (1), затем включив его, но выставив все регуляторы в среднее положение (ноль) (2). Загружаем оба полученных файла в редактор и смотрим их АЧХ. Что видим?

- у (1) АЧХ прямая и практически (в идеале - полностью) совпадающая с исходной.
- у (2) - потрясающий спад в виде параболы, плавно начинающийся на частоте приблизительно 9КГц и резко идущий вниз начиная с 12-13 КГц.

Можно поиграться с различным =подъемом= высоких и убедиться, что собственно подъем происходит на частотах не выше 11КГц, остальная часть АЧХ по прежнему остается сильно заваленной. Можно посмотреть, насколько сильно искажается фаза сигнала. Однако уже показанного достаточно, чтобы сделать вывод: если вы слушаете музыку не через компьютерные пищалки за 10 баксов, а хотя-бы музыкальный центр - отключите вамповый эквалайзер и забудьте о его существовании, как о страшном сне. Если есть желание - используйте DSP\Effect плагины (DFX и Enchancer (http://www.geocities.com/i_adryan/) я проверял лично).

Кстати, попутно протестировал эквалайзеры, встроенные в ModPlugPlayer и XmPlay (впрочем, в них высокие частоты представлены всего одним ползунком 10000, с полосой захвата от 3-5 до 12-14 КГц (в зависимости от усиления). С передачей АЧХ в =нулевом= состоянии оказалось все в порядке. Правда, в положении максимального усиления по всей полосе частот увеличилась шумовая составляющая (на графике АЧХ появились мелкие =зубцы=). Но, учитывая, что эти плееры используются по большей части для проигрывания трекерных модулей (XmPlay, впрочем, понимает еще и mp3 + OggVorbis), это нельзя назвать недостатком.

--
Best regards,
Ruslan, mailto:Zarazza@online.ru
ICQ 118691313
 

Спасибо, Руслан, за интересную информацию. Я предполагал, что EQ в WinAMP не является совершенством, но тестировать как-то не пытался.

Еще одно письмо - в продолжение темы музыкальной культуры. Тема растянулась на несколько выпусков, уже были очень интересные письма (все интересующиеся могут пройти в архив и почитать предыдущие выпуски). Вот письмо от Алексея Лукина:

Привет, Алекс. Спасибо за интересные новости на сайте. С огромным удовольствием читаю "обзоры современной эстрады". Хочу поделиться своим мнением о Баскове.

Зря ты на него так наехал. Каждый крутится как может. Я считаю, что Басков - это скорее положительное, чем отрицательное явление на нашей эстраде. Посуди сам. У него есть голос. Довольно сладкий тенор. Конечно, ему далеко до оперных звезд. Ясное дело, что с Каррерасом его нельзя сравнивать. Но, возможно, у него все впереди. Мне симпатично то, что он популяризирует классический вокал на нашей эстраде. Согласись, что на фоне всяких "Сливок" и прочих "проектов", которые только и крутят своими ... на MTV, Басков - просто ангел. Он поет (иногда) довольно приятные вещи. Кроме того, он, вероятно, привлекает внимание наших непритязательных слушателей к опере (вспомни аншлаги на Евгении Онегине с Басковым), а значит некоторым образом развивает вкус к хорошему вокальному исполнению: оперетте, мюзиклам и т.д. Он мог бы неплохо петь в каких-нибудь мюзиклах типа Нотр-Дама (только самомнения и напыщенности ему надо бы поубрать; впрочем, с этим неплохо справляются зарубежные постановщики).

Я согласен, что его (точнее - даже не его) репертуарная политика несколько странная. Но ты посмотри, кто сидит на его концертах в первых рядах - сразу станет все понятно. Кто платит, тот и музыку заказывает. Заказывают "мурку" - мы поем "мурку", как бы смешно она ни слушалась в оперном исполнении и крутейшей аранжировке.

Я бы сравнил Баскова с Сарой Брайтман (как бы чудовищно это ни показалось на первый взгляд). Сара занимается тем же: популяризует классический вокал. Ее техника и тембр голоса тоже не выдерживают сравнения со звездами оперы. Однако благодаря продуманной (понятно кем) репертуарной политике, Сара очень популярна - настоящая звезда. Вот.

Возможно ты согласишься с некоторыми моими тезисами. В любом случае буду рад видеть в новостях продолжение эпопеи.

Всего хорошего! Алексей

На мой взгляд, самое точное определение всего происходящего сегодня в музыке было описано в письме Bob'a, которое расположено в позапрошлом выпуске. Я на 100% согласен со всем, что там написано. Кроме того, то письмо являлось мнением профессионала и непосредственного участника событий. Можно также согласиться и с Алексеем (автором вышеприведенного письма). Просто речь шла не о Баскове, а вообще о текущем положении вещей. Я предлагаю продолжать эту тему и жду от вас интересных писем, которые с удовольствием опубликую. Эта тема вызывает серьезный резонанс, что очень радует.

Сайт T.R.A.C.K.E.R.S. обновил свое лицо и приглашает всех любителей трекерного творчества на свои страницы. Я рад, что сайт развивается. Приглашаю всех посетить этот ресурс! http://trackers.pp.ru/. Это совершенно не реклама, просто сайт действительно хороший и нужный. Есть еще много недоработок, но владельцы обещали все наладить в ближайшее время.

http://galova.narod.ru/ - интересный сайт. Обновлялся достаточно давно, однако есть много полезной информации, так что рекомендую сходить и почитать.

Полезная ссылка на страничку с немалым количеством аудио софта: http://zstudio-n.narod.ru/soft3.html.

На фронтах свежих версий проигрывателей аудио ситуация следующая: здесь лежит WinAMP 3 build 476, а здесь лежит новая альфа-версия Sonique - от 6 июня.

Сегодня у нас массивное и вкусное обновление ПО.

В подразделе с утилитами обновилась программа Exact Audio Copy до v0.9 beta 41. Напомню, EAC является одной из лучших программ копирования аудио CD. Коррекция джиттера, использование различных режимов копирования, автоматическое снижение скорости при ошибках, авто нормализация, поддержка Windows ACM кодеков, копирование отдельных кусков аудио (не только треков), поддержка CDDB, поддержка внешних кодеков, поддержка мультисессионных дисков.

В подразделе с редакторами аудио обновился популярный и очень используемый редактор Steinberg WaveLab до v4.0d. В новой версии достаточно много изменений, так что приводить их здесь не стоит, а скачать - обязательно.

В подразделе с редакторами аудио обновился Sonic Foundry Sound Forge до v6.0a build 150 - мощный звуковой редактор, конкурирующий с Cool Edit Pro и другими. Эффект-обработка, фильтрация, мастеринг, поддержка плаг-инов DirectX, "откат", MIDI-синхронизация, работа с сэмплами 192 Khz / 32 bit, запись audio CD, функции восстановления аудио, фоновый рендеринг, менеджер DirectX плаг-инов и прочие возможности.

В подразделе у редакторами новая версия, наверное, самого серьезного секвенсора - Emagic Logic Audio Platinum v5.1.3. Предоставляет возможности записи и обработки цифрового звука, а также широчайшие возможности по написанию музыки MIDI, работы с нотами и прочие.

В подразделе с утилитами обновилась программа для копирования audio CD WinDAC до v1.54. Хотя с, все же, предпочитаю и рекомендую ExactAudioCopy, WinDAC, тем не менее, заслуживает внимания.

В подразделе с утилитами новая версия программы Tag&Rename - v2.1 beta 3. Утилита предназначена для быстрой обработки и создания тэгов (описаний) в звуковых файлах MP3 и VQF. Позволяет осуществлять массовые операции переименования файлов и прочие возможности. Очень полезна для тех, у кого имеются большие коллекции музыкальных файлов. Умеет получать информацию о выбранном альбоме с сайта http://www.allmusic.com, имеет функции управления WinAMP'ом, а работает с базой CDDB и многое другое.

В редакторах обновился трекер MODPlug Tracker v1.16 - мультиформатный трекер (.IT, .XM, .MDZ, MOD, ....), позволяет экспорт прямо в MP3, редактор инструментов, поддержка стерео сэмплов, поддержка VST плаг-инов и проч.

Обратите внимание, что давно не обновлявшаяся страница с лучшими трекерными модулями обновлена. Я добавил туда несколько, на мой взгляд, очень достойных модулей.

 
   

N70, 26.May.2002

Здравствуйте!

В прошлом выпуске (номер 69) я рассказал об интересном рисунке инопланетного существа, нарисованного спектроскопом при анализе звукового файла (звуковой фрагмент доступен для скачивания в предыдущем же выпуске). Оригинальная ссылка вела на http://chaos.yerbox.org/face/. Оказывается, эта тема еще более обширна чем я предполагал. Обо все по порядку.

Музыкальный фрагмент, который я представил вашему вниманию и при анализе которого и получается такая сонограмма, является частью трека #2 с одного из дисков Aphex Twin (в миру Richard D. James). Взглянем на фото автора:

Теперь вспомним ту сонограмму, которая получается из звукового фрагмента:

Инопланетянин, скажете вы. Однако я не сказал, что данная сонограмма сделана в линейной частотной шкале. А что будет если взглянуть в логарифмической (воспользовавшись, например, программой Spectrogram, которая доступна в базе файлов)? Вот, что получается:

Не узнаете? Нет? Это и есть фотография автора трека, Aphex Twin!

Получается, что кто-то догадался кодировать изображения таким образом, что при анализе (с определенными параметрами) полученного сигнала как звукового получается спектральная картина, похожая на исходное изображение. Собственно, ничего невозможного в этой процедуре нет. Нужно проанализировать исходное изображение, а затем синтезировать звук таким образом, чтобы в каждый момент времени сечение спектра давало сечение исходной графической информации. Так, вот, смотрите:

Этот спектр я получил в программе Cool Edit Pro 2 из .WAV-файла: WSsndgood.zip (253 Kb). Откуда я это взял? Я нашел программу Coagula, которая расположена здесь: http://hem.passagen.se/rasmuse/Coagula.htm. Эта программа и делает те чудеса, которые вы только что видели. Программа представляет собой синтезатор, создающий звук по заданному изображению, которое можно либо нарисовать непосредственно в программе либо скопировать в нее из другого источника. Программа чрезвычайно удобна и при этом безумно проста в использовании: рисуем, нажимаем кнопку - получаем звуковой файл. Спектральный анализ звукового файла дает оригинальное изображение. Все гениальное просто. Автор программы Rasmus Ekman. Программа добавлена в подраздел с утилитами.

Для пользователей Mac компьютеров доступна еще одна программа подобного рода - MetaSynth: http://www.metasynth.com/. Эта программа позволяет не только преобразование изображений в звук, но и наоборот, звука в изображения (по-видимому, имеется в виду то, что программа просто строит сонограммы). К сожалению, "пощупать" эту программу я не могу, так как обладателем Mac я не являюсь.

Совершенно замечательные драйверы SB Live! изготавливаются энтузиастами на сайте http://www.kxproject.spb.ru/index.php. Вообще говоря, я уже давал ссылку на страничку с альтернативными драйверами для SB Live!, однако подробно ничего не расписывал. Что ж, сейчас я постараюсь вкратце рассказать вам и показать на что способны драйверы "kX Project". Надо сказать, что драйверы кустарного производства (кустарного - не в плохом смысле) всегда не блещут. Пожалуй, эти - исключение. Итак, драйверы абсолютно бесплатны и не имеют вообще ничего общего с драйверами от Creative. Драйверы подходят в следующим звуковым картам:

  • The original Live! and Live! Value cards (CT4620 and CT4670)

  • The Live! X-Gamer, Live! MP3+, Live! Player 1024 and Live! Platinum cards (CT4760)

  • The Live! X-Gamer 5.1, Live!MP3+ 5.1, Live! Player 5.1, Live! Platinum 5.1 and Live! Digital Entertainment 5.1 cards (SB0060)

  • The generic and custom OEM Live cards (CT4830, CT4831 and CT4832)

  • The generic and custom OEM Live cards (CT4830, CT4831 and CT4832)

  • The E-mu Audio Production Studio (APS) card

  • The Audigy series, including the Audigy MP3+, X-Gamer, Platinum and OEM cards.

Что они позволяют делать и поддерживают:

  • Запись/воспроизведение цифрового аудио

  • MIDI синтезатор

  • MIDI UART In/Out

  • DirectSound 2d

  • DirectSound 3d (программная эмуляция; только в режиме для двух колонок)

  • SoundFonts

  • ASIO Playback & Recording

  • DSP Microcode Loading/Unloading/Editing

  • Full AC97 I/O control

  • Software AC-3 Decoding

Самое вкусное это, конечно, последние четыре пункта. Прямо из диспетчера управления драйверами можно писать микропрограммы для DSP. Вообще, можно не только писать микропрограммы, но и самому составлять диаграммы прохода звука в DSP через различные доступные блоки обработки:

После установки драйверов в системном трее появляется иконка диспетчера драйверов. С помощью него можно попасть в различные управляющие подблоки: kX Mixer, kX DSP (загрузка/выгрузка/управление эффектами), kX Router (блок управления входами и выходами), kX ASIO, kX Speaker Test.

Надо сказать, что графическое оформление управляющих блоков (микшера и проч.) просто несказанно радует, только взгляните:

Кстати, поддерживаются скины, так что это только пример (еще скриншоты здесь: http://www.kxproject.spb.ru/shots.php). Нужно выразить огромную благодарность авторам этих драйверов: Eugene Gavrilov, Hanz Petrov и Max Mikhailov. Драйверы работоспособны под всеми версиями Windows и у меня под Windows XP запустились и работают очень стабильною

Еще одна ссылка на трекерную музыку - победители хит-парадов в эхоконференции FIDO7.SOUND.UUE: http://users.vpti.vladimir.ru/~dunaev/f7su/. На страничке представлены по 5 победителей от каждого хит-парада начиная с марта 2001. Огромное спасибо автору странички.

На сегодня все, надеюсь вы остались довольны. Жду ваших комментариев. Поскольку этот выпуск вышел почти сразу за предыдущим, он получился коротким. Сходите почитайте предыдущий.