WebSound.ru Home
    Главная | Комментарии | Архив выпусков | Форум и чат | AudioTag.info | Музоблог | reTracked | Авторский блог  



  Поиск:

Поиск по WebSound.Ru:
Поиск в Интернете:
Powered by




  Партнеры, реклама:




Audio watermarking
TrustedAudio.com



 

Выпуски

30.Dec

2000

N30

Уважаемые друзья! Во-первых, позвольте мне извиниться за достаточно продолжительные паузы между выпусками и разрешите поздравить всех вас с наступающим НОВЫМ 2k1 ГОДОМ и, теперь уж точно, с наступлением НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, пожелать в нем всего самого наилучшего, и, главное, здоровья! Пусть новый год, декада, век и тысячелетие ознаменуются для вас самым хорошим, добрым и только тем, чего бы вы сами себе пожелали.

Начнем наш предпраздничный выпуск.

В продолжение к теме о новом кодеке от Microsoft Windows Media 8.0. В прошлом выпуске я опубликовал тестирование, которое продемонстрировало на графиках отличия новой версии кодека от прежней, 7-й версии, а также показало качество в сравнении с MP3. Однако, как известно, ничто не является лучшим тестом, как собственные уши. Так вот, я решил закодировать несколько композиций новым кодеком и просто закрыть глаза и послушать. Что можно сказать на этот счет. Выясняется, что графики - графиками, однако же на деле все намного сложнее чем могло бы показаться. Дело в том, что раньше, например, при тестировании MP3 или других кодеков, графики почти достоверно отражали субъективное качество звучания (конечно, не так точно, как внимательное прослушивание, однако глядя на графики АЧХ можно было сделать достаточно определенные выводы о качестве звучания при прослушивании). Тестирование же WMA 8.0 несколько опровергло этот устоявшийся опыт. То есть, не смотря на то, что график АЧХ, например, WMA 8.0 на 64 Kbps не выглядит потрясающе, действительное же звучание, то есть субъективное восприятие звучания при прослушивании, оставляет несколько иные впечатления. Так, на собственном опыте я убедился (на это натолкнул меня Александр Чижов с нашего шеф-журнала Cooler), что попсушка в стиле "тыц-пум-пум" передается WMA на 64 Kbps очень и очень ничего. А если учесть, что слушал я ее не в наушниках-капельках или сидя в машине, а в Sennheiser HD-580, то сделав на это крутую скидку можно сказать, что для не требующей высокого качества передачи музыки такой битрейт подойдет вполне. Уж как превью песен так точно. Битрейт 96 Kbps слушается приблизительно как MP3 на 128. А о битрейте WMA 128  я ничего плохого вообще сказать не могу. То есть, не смотря на недостаточно точные графики АЧХ (вернее, их совпадение с АЧХ оригинального сигнала) субъективные тесты показывают, что качество нового кодека очень и очень неплохое. Этот вывод не может не радовать. Таким образом, ознакомившись с проделанным мною тестированием WMA, а также с новоприведенными здесь только что аргументами, вам остается только собрать всю эту информацию воедино и сделать свои собственные выводы.

Обсудить в форуме

Теперь, думаю, было бы полезно подвести некоторые итоги уходящего тысячелетия, связанные с компрессией аудио, а, точнее, просто попытаться разобраться что же происходит на этом фронте сегодня и при этом не вдаваться глубоко в технические подробности. Итак, Enc-итоги 2k :-).

Подводя итоги компрессии аудио в уходящем тысячелетии нельзя не отметить, что предки наши (которые с волосатой спиной и дубиной) до компрессии аудио как-то не догадывались (наверное, им просто было не до этого). Более того, даже Эдиссон и Энштейн, у которых  хвоста уже явно не было и проблемы были не те, тоже MP3 не слушали (странные люди, не правда ли?). По этой причине обзор наш будет совсем непродолжительным, ведь интересующий нас промежуток времени очень уж не длинен :-). 

А теперь серьезно. Появление нового кодека от Microsoft Windows Media Audio/Video 8.0 - это безусловно знаковое (черт, какое модное слово влепил ;-) ) событие (краткое тестирование кодека см. здесь). Оно сигнализирует о том, что Microsoft жива и продолжает завоевывать различные сферы высоких технологий. Для нас же с вами новый кодек - безусловное подспорье в хозяйстве. Кодек без сомнения оставляет очень хорошие впечатления, это качественное решение. Радует, что не только правится GUI и добавляются всякие фичи, а изменяется (и заметно) сам алгоритм кодирования - значит процесс развития этого кодека не остановлен и Microsoft еще есть что сказать. Оставим пока WMA (ему я уделил уже довольно много внимания). Кто же еще готов побороться за качество кодирования? Безусловно, в этой связи нельзя не упомянуть молодой и бурно развивающийся алгоритм Ogg Vorbis (тестирование и краткое описание см. здесь). Этот кодек радует, пожалуй, не меньше WMA. Кодек боеспособен, нов, свеж и развивается достаточно быстро. Так, авторы выпустили уже 3-ю бету этого кодера, а, ведь, появился он совсем недавно. Очевидно, что реализация математического аппарата в Ogg Vorbis чем-то напоминает MP3; я (безусловно, могу ошибаться) предполагаю, что алгоритм кодирования там очень схож с MP3, однако качество компрессии Ogg Vorbis достаточно высокое и без сомнения способно поспорить с MP3 и другими кодеками. К числу важных преимуществ этого кодека относится гибкость формата, а также наличествование некоторых оригинальных наработок (см. тестирование). С алгоритмами, основанными на MPEG-4/MPEG-2 AAC все сложно и мутно. С одной стороны, формат принципиально нов (хотя уже и не так молод, как могло бы показаться), в его математической основе присутствует большое количество действительно оригинальных и важных наработок и схем, однако с реализацией что-то туго. Яркий представитель этого семейства кодеров, хорошо зарекомендовавший себя как действительно качественное решение для хранения звука, кодек Liquid Audio (краткое тестирование сравнение с WMA 7.0 и Ogg см. здесь). Кодек сегодня безусловно является одним из лидеров по качеству и известен уже довольно долгое время. Обеспечивает великолепное звучание. Все, вроде бы, и хорошо, да что-то как-то не распространяется он... Всему виной, конечно, коммерческая природа этого продукта. Нормальный проигрыватель есть для него всего один - родной Liquid Player (хотя нормальным его назвать сложно). Кодер - тоже только свой родной, и то, кодирует в свой хитрый формат LQM, который нельзя переделать в трек LQT без обладания специальным конвертором от сторонних любителей-умельцев ;-). Плаг-инов нормальных нет, есть только рип кода декодера, подправленный умельцами и реализованный в качестве плаг-ина к WinAMP, но это все равно только рип. Liquid и Nullsoft вроде бы даже подписывали какие-то соглашения о создании настоящего плаг-ина к WinAMP, однако "воз и ныне там". А отсутствие разнообразного и разноликого софта, сами понимаете, не придает популярности никому. А жаль, ведь, кодек действительно хороший. А тут еще информация проскакивала, что Liquid и Microsoft подписали какие-то соглашения на тему обмена кодеками, что, мол, будут они встраивать друг у друга в софте (де)кодеры WMA/ LQT. На самом же деле я подозреваю, что это пахнет лишь просто задавливанием и окончательным угасанием Liquid Audio. Ладно. Существует еще масса представителей семейства MPEG-4/MPEG-2 AAC, однако все они какие-то несуразные - ни один из них еще не завоевал действительно большой популярности в виду некой кустарности изготовления. Ну, например, был такой (давно уж) Quartex AAC (by Astrid) - уже умер. Затем был Homeboy AAC - туда же. Есть, правда, несколько других проектов, но все они какие-то вялотекущие и не внушают больших надежд. Например, FAAC (Freeware Audio Coder) - достаточно неплохая вещь, но не дотягивает он до действительно мощного проекта. Пишут его какие-то энтузиасты, пишут давно, а он все не идет... Недавно появился еще один проект PsyTel AAC, однако автор у него всего один (если я не ошибаюсь) и многого он сам не напишет. Нет, при ближайшем рассмотрении (прослушивании) FAAC и PsyTEL - вполне конкурентоспособные продукты, вполне и вполне. Однако для чтобы стать действительно массовыми, необходимо, чтобы эти форматы поддерживались всякими плеерами и т.д. и т.п. То есть необходимо быть на таком уровне развития, чтобы встрять в линейку MP3-WMA-LQT-... А это очень тяжело. Хотя, очень хороший пример тому - вышеупомянутый Ogg Vorbis. Продукт-то бесплатный, причем изначально! И авторы денег лопатой не гребут, а, ведь, сумели пробиться! Значит у кого-то есть порох в пороховницах, а у кого-то его нет, вот и наблюдаем мы с вами вялотекущие проекты с известным окончанием. Так, что еще осталось? Ну, если хотите, можно вспомнить несколько мертворожденных кодеков, например AudioVeda (кодек ePAC) и кодек TAC. За что это я их так назвал? Это объективно. Продукты достаточно качественные, более того, также как и многие вышеупомянутые, спокойно могут состязаться (и выигрывать) в качестве у всем известных MP3/WMA и проч., однако этими проектами просто никто не занимается, поэтому они обречены изначально. А, вот, по ходу дела вспомнил еще один гибрид, на этот раз клон MP3 - MPEGPlus. Этот кодер пишется в основном, на сколько я понял, одним человеком. Я нигде не сумел найти более или менее детальной информации о том, что конкретно представляет собой этот алгоритм кодирования, однако все данные, которыми я располагаю, заставляют думать, что этот кодер основан на MPEG-1 Layer III движке с некоторыми доработками типа отсутствия постоянного битрейта (CBR) и полной заменой его на VBR, а также некоторыми иными доработками. Короче, меня можно считать скептиком, но, думаю, ни один здравомыслящий человек не кинется жать этим MPEGPlus свои файлы, как, впрочем, и любым другим ни с чем не совместимыми кодером. Кстати, важно отметить, что это замечание (на счет совместимости) не касается части семейства кодеров MPEG-2/MPEG-4 AAC. Например, енкодеры FAAC и PsyTEL совместимы друг с другом, в смысле, файлы, созданные с помощью них, имеют одинаковый формат и могут быть проиграны, например, одним и тем же плаг-ином к WinAMP.

Итак, каковы же будут выводы. Самое главное: самое популярное - не значит самое качественное. Часто какой-нибудь сторонний кодек просто на раз переплевывает по качеству, казалось бы, "эталон" MP3. Второе: MP3 скоро все-таки прижмут, и при том окончательно. Для этого необходимо появление такого кодека, который: являлся бы более качественным/экономичным решением, чем MP3; не создавал бы ограничений на распространение (платная передача файлов, обязательная защита от копирования и проч.); поддерживался бы всеми основными проигрывателями и софтом; и начал бы поддерживаться производителями аппаратных устройств воспроизведения (попросту говоря, производителями переносных плееров). Претендентов на это вакантное место сегодня, пожалуй, два: Windows Media Audio (вероятнее всего) и Ogg Vorbis. WMA "вероятнее всего" потому что во-первых толкает его не кто-нибудь, а Microsoft, во-вторых, кодек действительно качественный и распространенный, и в-третьих, время поджимает, MP3 устарел, а Ogg Vorbis за темпом не успевает. Ogg Vorbis в этой схватке не на равных. Но следует также констатировать, что кодек очень неплохой и проигрывает в основном только в распространенности. Вообще, все-таки удивительно, что некоммерческий проект получил такое большое распространение. Молодцы разработчики, так держать! Что же касается старичка MP3, то до прихода нового безусловного лидера я по-прежнему жму в MP3. Лучший кодер, на мой взгляд, это Lame Encoder (ссылка на страничку тут), для моих ушей я подобрал следующие оптимальные параметры кодирования: VBR 112-192 Kbps. И, в принципе, не жалуюсь. Вы спросите, почему же я до сих пор не перешел на что-то более качественное? Да, мог бы, но боюсь, поскольку моя коллекция музыки достаточно обширна и хотелось бы иметь гарантию того, что с покупкой, скажем, переносного проигрывателя файлов, мне не придется все это выбрасывать из-за невозможности проиграть этим плеером файлы неизвестного ему формата. Думаю, что над этой проблемой задумывается каждый коллекционер музыки (коими являются сейчас почти все компьютерщики), скачивая какой-нибудь очередной кодек.

Надеюсь, этим кратким обзором я немного прояснил ситуацию. Безусловно, все написанное представляет сугубо субъективное мнение автора.

Обсудить в форуме

Недавно я отковырял очень интересную ссылочку, где расположен Speech analysis FAQ (часто задаваемые вопросы и ответы по анализу голоса). К сожалению, документ на английском, но к счастью он вообще существует, так как если бы его не было, то было бы намного хуже :). Документ содержит интересные технические подробности теории и практики анализа голоса человека, а также рассматривает многие нюансы и тонкости этого вопроса на примерах и диаграммах. Очень и очень полезный материал.

Не помню, давал ли я когда-нибудь эту ссылку, но в любом случае она будет полезна и интересна многим. Вот здесь можно просто совершенно бесплатно получить книжку под названием "Теория и практика вейвлет" (на русском языке). Как не сложно догадаться, в книге идет речь о вейвлет анализе, о котором я уже неоднократно упоминал в предыдущих выпусках. Книга не научно-популярная, а сугубо техническая. Кстати, давно задаюсь вопросом, почему никто до сих пор не реализовал по-человечески этот алгоритм в каком-нибудь софте для звукоанализа? Есть небольшая программка, где wavelet используется на практике, однако она явно кустарная и писАлась, похоже, в сугубо тренировочных целях. А жаль, очень бы хотелось посмотреть и оценить всю мощь этого алгоритма на практике. 

Дмитрий Михайлов (http://www.mtu-net.ru/pinetar/dm) любезно прислал мне информацию о том, что он подправил две свои статьи "Обработка сигналов - свертка" и "Обработка сигналов - фильтры". Так что копии этих статей на нашем сайте я тоже исправил. Большое спасибо автору.

В подраздел с утилитами я добавил свежую версию замечательной программы для записи CD Nero Burning Rom (by aHead) v5.0.3.8 (с поддержкой русского языка). Очень удобная и качественная программа для записи CD (выложенная версия как всегда полнофункциональна - см. приложенный в архиве файл). Позволяет создавать CD следующих типов: data, video, смешанные, а также загрузочные, UDF, hybrid; мульти- и одно-сессионные. Предоставляет возможность записи MP3 на аудио-диски без необходимости предварительного декодирования MP3 в WAV-файлы. Это, кстати, очень полезная возможность - я прочувствовал это на собственной шкуре, когда мне необходимо было записать около 500 MP3 на аудио-диски. Если бы такой возможности не было, то предварительно пришлось бы декодировать все MP3 в WAV и только после этой лишней операции начинать запись. Nero же работает с MP3 также как и с обычными WAV-ами: отмечаем нужные, перетаскиваем их на диск и пишем, все. Вообще, очень рекомендую эту программу. Раньше я пользовался Adaptec Easy CD Creator, однако под w2k эта программа не работала (по крайней мере раньше). И тогда я открыл для себя Nero ;-) и не пожалел.

Александр Чижов, автор журнала Cooler, поделился (спасибо ему огромное) с нами новой версией замечательного плаг-ина для WinAMP DFX v4.3 (с необходимой доделочкой). Напомню, плаг-ин предназначен для облагораживания звучания композиций, проигрываемых через WinAMP. Позволяет: расширять стереобазу (а-ля "3d"), очень качественно поднимает басы и высокие, а также делает еще интересные эффекты типа Fidelity и Ambience (даже не знаю как это перевести). Самое неприятное, что мне так и не удалось выяснить что же именно изменилось в новой версии плаг-ина (как, впрочем, было и в прошлые разы). Может я не там ищу ;-)? Что же касается действенности этого плаг-ина, то она на высоте. На любых, даже самых дешевых и самых китайских наушниках/колонках этот плаг-ин делает чудеса - колонки, которые никогда не слышали басов вдруг начинают скакать по столу. Я, конечно, утрирую, но плаг-ин действительно здорово улучшает звучание на слабой аппаратуре, а на хорошей аппаратуре позволяет откорректировать звучание до желаемого уровня.

В подразделе с проигрывателями обновился плеер трекерных модулей MODPlug Player с v1.43.02 до v1.44.01. Что нового: добавлена возможность самостоятельной установки пресетов для эквалайзера, исправлена совместимость с FT и IT2, добавлен модуль для чтения AMF, улучшена поддержка модулей .MED и другие добавления и изменения.

В подразделе с редакторами обновился и MODPlug Tracker. Версия осталась прежней (1.12), однако этот билд основан на проигрывателе v1.44.01, а не на более старом.

В подразделе с утилитами добавился небольшой архивчик с утилитами, которые, возможно, могут оказаться полезными многим. В комплекте: программа для удаления тишины в начале и конце MP3, усилитель/нормализатор уровня громкости, утилита, корректирующая/добавляющая VBR-заголовки и конвертор во Free Format. Следует отметить, что утилиты не производят никакого кодирования/декодирования MP3, а работают непосредственно с MP3 в их исходном виде. Кроме того, важно сказать, что утилиты работают только с MPEG-1 Layer III. Спасибо их автору, Сергею Сапелину.

Я теперь, ломая все устоявшиеся правила сайта ;-), разрешите в качестве новогоднего сюрприза преподнести вам очень понравившийся мне визуализационный плаг-ин для WinAMP "LionHead's Black White Dance WinAMP" (by LionHead Studios). По правде сказать, его анонс я видел, кажется, на уважаемом сайте www.3dnews.ru, так что вполне может быть, что вы уже стянули этот плаг-ин оттуда, однако для тех, кто не обратил внимания на него, думаю, это станет маленьким сюрпризом. Скриншот справа вас должен заинтриговать :-). Плаг-ин меня просто порадовал - этот танцующий медведь ужасно прикольный, особенно когда в определенный момент над ним зажигаются разноцветные прожектора и он танцует в их свете, стоя на маленьком островке усыпанным снегом. Короче, плаг-ин сделан со вкусом и мне лично очень понравилось. Качайте на здоровье: lhbwdance.exe (2,3 Mb).

Музыкальные обновления в подразделе с еженедельной музыкой сегодня будут, конечно, тоже праздничными. SandS порадовали красивым модулем "Jingle funky bells" как раз на праздничную тему. Легкая красивая композиция в зимнем стиле. И еще одна композиция не менее праздничного типа: "Christmas Medliee" by Louis Gorenfeld. Красивенький ремикс всем известной мелодии (собственно, как и предыдущий модуль). Стиль мне очень напоминает что-то финское (видимо, очень уж основной инструмент напоминает Skaven'а) :-). 

На этом заканчивается последний в этом тысячелетии выпуск сайта "Celestial Chancelley: computer sound". С праздником, дорогие друзья! 

 

 16.Dec

2000

N29

Здравствуйте.

Уважаемые читатели. Я еще раз напоминаю о том, что на сайте открылся форум, в котором можно обсуждать любые проблемы и вопросы, связанные с компьютерным звуком. Милости прошу!

Вчера (15 декабря) фирма Microsoft выпустила в свет бета-версию кодера по новой версии алгоритма Windows Media Audio 8.0 (в действительности, кодер предназначен также и для сжатия видео, однако эта отрасль не относится к компетенции сайта). О готовящемся выходе кодера я узнал еще три дня назад, и тогда же написал следующее.

В Интернете проскочила информация о том, что чуть ли не в самое ближайшее время на свет появится новый аудио и видео кодек от Microsoft - Windows Media Audio & Video 8.0. Я мгновенно зашел на сайт компании и стал смотреть чего ж они там напридумали и когда мы все это увидим. Так вот, здесь можно своими собственными глазами, что информация соответствует действительности и, возможно, на момент выхода этого выпуска сайта уже можно будет ознакомиться с бета-версией кодера. Ну, да ладно, выйдет - я сразу выложу - это не проблема. Самое интересное - обещаемое качество кодирования и битрейты, на которых это качество будет реализовано. Цитирую Microsoft:

Target Application/Quality Data Rate
Audio
FM Quality Modem Dial-Up
Near-CD audio 48kbps
CD-quality audio for streaming and download-and-play 64kbps
Industry-best fidelity 96kbps and beyond
Video
Near-VHS Video (320×240) 250kbps
Near-DVD Video (640×480) 500kbps

Что тут скажешь? Если все это не очередное фуфло, то это можно назвать только одним словом - похороны всех существующих на сегодня кодеков для сжатия аудио (про видео не знаю - не специалист я в этом .) ). Однако, все же, на этот счет у меня возникают кое-какие сомнения. Посмотрим, конечно, но могу предположить, что до такой степени "CD-Quality Audio" на 64 Kbps мы все-таки не увидим - это будет такое же "CD-Quality", как сейчас на 128 - то есть никакого. Однако, если качество современного MP3 (или WMA) на 128 Kbps майкрософтовцам удастся передать на битрейтах заметно ниже 96, то я снимаю шляпу и навсегда остаюсь почитателем Гейста, Майкрософт, Windows, Office и NotePad :-). Теперь более конкретно. На сколько я понимаю, для того чтобы настолько серьезно скакнуть в качестве необходимо разработать принципиально новый математический аппарат кодера. Принципиально новый - это значит, вероятно, применение нового способа описания информации о звуковой волне; способа, не использовавшегося до этого ни в одном кодеке. Несколько выпусков назад я описывал принцип Wavelet анализа (альтернатива/дополнение к анализу Фурье). Так вот, уже несколько раз мне на глаза попадалась информация о том, что Wavelet привносит не только принципиально новый способ анализа информации и получения данных о ней, но и принципиально новый способ кодирования (хранения) данных. Безусловно, я не собираюсь утверждать, что новый алгоритм должен быть обязательно построен именно на Wavelet, однако такая вероятность есть. Такой вывод я делаю основываясь на информации о новейших исследованиях в математике и ее применении (Wavelet-анализ - достаточной молод, свое развитие он получил лишь в последние 10 лет и заметно шагнул за это время). Конечно, все эти мои предположения справедливы только в том случае, если мы увидим действительно качественно новый кодек. А как бы хотелось не разочароваться....

Итак, сразу же после выхода бета версии кодера я провел его тестирование и сравнение с MP3 (а также с предыдущей версией кодека). Тестирование не было комплексным, то есть качество кодирования не сравнивалось с абсолютно всеми существующими на сегодня кодеками сжатия звука, однако оно отражает основные черты нового кодека. Тестирование выложено в соответствующий подраздел обзоров (или нажмите здесь, чтобы ознакомиться с этой статьей). Краткие выводы я процитирую здесь:

Выводы. Чуда не произошло. Новая версия кодера предоставляет заметно лучшее качество кодирования, однако не на столько, на сколько это было разрекламировано. Чуда не произошло и не произойдет до того момента, пока разработчики кодеков не перестанут крутить ручки своих психоакустических моделей. Необходимо переходить на качественно новый уровень кодирования не путем коррекции и оптимизации фильтрующих подпрограмм, а путем внедрения и применения принципиально новых математических алгоритмов и моделей. Я не могу утверждать стопроцентно, что какой-то из существующих сегодня математических аппаратов анализа и представления сигнала (например, wavelet) при его внедрении может предоставить качественно новый уровень сжатия, однако становится очевидным, что используемые сегодня методы кодирования имеют свой предел устойчивости, и, таким образом, не позволяют бесконечно уменьшать битрейты при неизменных требованиях к качеству. Windows Media Audio 8.0 очередной тому пример. Конечно, мне не известно достоверно какая техника сжатия используется в этом кодеке, однако, думаю, она не сильно отличается от техник, используемых в кодерах других разработчиков. Пока кто-то не решится на использование принципиально нового математического алгоритма, скачка в качестве кодирования мы не увидим.

Другими словами, WMA 8.0 не поразил и даже не удивил. Улучшения заметны, однако они остаются больше на уровне доделок и оптимизации кода. Жаль, что в очередной раз подтверждается расхожее мнение о рекламных трюках.

Однако не стоит так уж сильно бранить Microsoft - разработчики WMA 8.0 явно поработали, улучшения видны и это не может не радовать. Хотя никакие рекламные заявления и не подтвердились, конечный пользователь все равно остался в выгоде, так как WMA растет и набирает обороты. Сейчас уже можно почти с полной уверенностью сказать, что если так пойдет и дальше, то WMA будет тем алгоритмом, который все-таки похоронит MP3. Кроме того, не стоит забывать о том, что протестированная версия кодека является только бетой, а за те полгода, которые мы будем ожидать выхода официальной версии, качество кодирования WMA может подняться еще выше. Об универсальности WMA беспокоиться также не стоит - скоро она будет на уровне MP3. Уже сейчас почти все выходящие аппаратные проигрыватели музыкальных файлов поддерживают этот формат. У WMA очень хорошие перспективы и уже на сегодняшнем этапе развития этому кодеку, думаю, можно доверить свою коллекцию любимой музыки. Кроме все сказанного, у WMA просто огромные перспективы в области передачи потокового аудио и видео. Качество WMA на низких битрейтах является очень неплохим и вполне подходит для радио и других трансляции аудио через Интернет. А в совокупности с потоковым видео (о качестве которого в WMV8 очень лестно отзываются многие) стандарт Windows Media может стать таким же, каим является сейчас обычный WAV-файл.

Обсудить в конференции

Бета-версия кодера Windows Media Audio 8.0 выложена в подраздел с енкодерами. И еще - финальная версия кодека Windows Media 8.0 ожидается к середине будущего года. По всей видимости, ее выход будет приурочен к выходу новой версии Windows 2001 (Whistler). Нужно заметить, что компания Microsoft помимо вышеуказанного кодера, выложила еще один, от фирмы Sonic Foundry - On Demand Producer. Однако его выкладывать я не стал, так как, по всей видимости, используемый в нем движок является тем же, который используется и в кодере от Microsoft.

В подразделе с проигрывателями обновился Deli Player  c v1.10e до v1.11. Все исправления оглашать не буду, скажу лишь, что их достаточно много (особенно в работе движков для проигрывания разных форматов, в т.ч. и MP3).

В подразделе с енкодерами обновился комплект MPEGPlus Encoder/Decoder до v1.7.8/v1.7.6a соответственно. Что нового. В кодере: исправлены проблемы с некорректным чтением некоторых заголовков .WAV-файлов, небольшие изменения в психоакустической модели, исправлен недочет с определением SNR (Signal To Noise Ratio). И тут же мгновенно обновляем и плаг-ин для WinAMP из этого же комплекта до v1.7.8: добавлена поддержка ID3v1.1, появилась возможность конфигурирования вида отображаемой информации о треке, теперь информация о VBR отображается правильно; некоторые исправления.

В подразделе с проигрывателями обновился уважаемый WinAMP с v2.70 до v2.71. Новшества в нем: встроен новый DirectMusic/MIDI Out plug-in, улучшен декодер MP3, множественные исправления и улучшения кода.

Как-то я обошел вниманием очень важную утилитку, которая может оказаться полезной многим пользователям и коллекционерам музыки - Tag&Rename v1.8 beta 3 (помещена в подраздел с утилитами). Утилита предназначена для быстрой обработки и создания тэгов (описаний) в звуковых файлах MP3 и VQF. Позволяет осуществлять массовые операции переименования файлов и прочие возможности. Очень полезна для тех, у кого имеются большие коллекции музыкальных файлов. Утилитка полезная. В архиве все необходимое для ее запуска в свободном режиме :).

В подразделе с проигрывателями появился просто замечательный плаг-ин для WinAMP, представляющий собой полнофункциональный спектральный анализатор, ничем не хуже, чем, например, в SpectraLab. Итак, Spectrum Tool DSP Plug-in v4.2 build 10.  Позволяет выбрать все необходимые параметры анализатора: тип сглаживающей функции (Hamming, Blackman и т.д.), величину выборки БПФ, тип используемой шкалы, начальное значение уровня отображаемого сигнала, степень перекрывания окон БПФ и проч. Очень удобная вещь и кушает совсем немного процессорного времени. Спасибо Alec Tsoy за присланную программу и прекрасную работу.

Для тех пользователей, которые не согласны сдаваться в борьбе за качество воспроизведения MP3 в WinAMP в подразделе с проигрывателями я выкладываю WinAMP plug-in "MAD plug-in" v0.12.2b для воспроизведения .MP3-файлов. Поддерживает выходное разрешение сигнала от 8 до 32 бит, полностью удовлетворяет ISO/IEC 11172-4. Вообще, на сайте изготовителей написано, что это просто "высший пилотаж". Я на слух различить не берусь, а проверять уже надоело - прирост качества если и имеет место, то настолько незначительный и незаметный на слух, что тестирование просто теряет смысл. Пользуйтесь проверенным плаг-ином от WinAMP v2.22 (основанным на коде от Фраунхофер).

В подразделе с еженедельной трекерной музыкой модуль "Once in a lifetime" от Treks / SandS. Просто замечательная джазовая композиция. Мне очень понравилась и я ее послушал по кругу несколько раз. 

 

  Вдогонку к предыдущему выпуску. Кроме собственного домена, сайт обзавелся и своим форумом. В форуме можно обсуждать любые проблемы и темы, связанные с цифровым звуком. Собственно, форум предназначен для обсуждения всего, что входит в интересы этого сайта. Так что милости прошу! Перейти в форум.

 

09.Dec

2000

N28

Уважаемые друзья! Я хочу искренне поблагодарить вас всех за те поздравления и добрые слова, которые вы высказали в своих письмах в адрес сайта, моей работы и меня лично. Я абсолютно не ожидал такого ко мне отношения и был искренне и приятно ошарашен. Постараюсь и впредь не разочаровывать вас. Я искренне рад что моя работа в виде создания этого сайта (что по сути является только хобби, т.к. денег я за это не получаю) не пропадает зря и приносит кому-то пользу. Еще раз спасибо, друзья!

Хочу отдельно искренне поблагодарить автора шеф-журнала Cooler Александра Чижова, сделавшего мне на день рождения (да и всем нам) подарок в виде домена http://websound.ru. Так что теперь для того, чтобы попасть на этот сайт вам нужно будет набрать лишь http://websound.ru (или просто занести этот линк в Favorites ;-)  ). В связи с переименованием очень прошу всех, у кого на страничках есть мой баннер, сделать соответствующие изменения в ссылке. 

Теперь быстренько попрошу прощения за задержку с выпусками - меня сразила болезнь (грипп) + очень много занятий в университете. Так что не судите строго :-). Сегодня постараюсь наверстать.

На сайте для удобства пользователей я произвел небольшую доделочку. Теперь в меню (а также внизу этой страницы) имеется ссылка на список всех старых выпусков с их краткими анонсами. Надеюсь, обзор сайта станет от этого удобнее.

Небольшое уточнение об FAAC (подробности см. в прошлом выпуске) с уважаемого Level Zero: "Новости относительно FAAC. Теперь авторы предлагают только дистрибутивы исходников, что позволит им абсолютно легально заниматься дальнейшим развитием продукта. Так что дело на месте не стоит."

Ну, что я говорил в прошлом выпуске про (свои ;-) ) наушники Sennheiser HD-580? Можете прочитать подтверждение моим словам на www.ixbt.com в статье "Наушники Sennheiser HD-580. В поисках хорошего звука". Кстати, замечу, статья вышла после произнесения мною лестных слов об этой модели, так что... ;-) Но есть и небольшое огорчительное замечание (раз уж речь зашла именно об этой модели). Я получил письма одновременно от нескольких читателей с жалобой на Hi-Fi модели наушников Sennheiser (к коим относится и модель HD-580). Все эти модели по словам читателей имеют неприятный дефект, проявляющийся только по прошествии достаточно длительного времени их использования. Дефект заключается в том, что небольшая тонкая пружинка, осуществляющая контакт между разъемом соединительного провода и магнитной катушкой внутри наушника, с годами изнашивается, в результате чего может появляться шуршание и прочие неприятные звуковые помехи. Пока что не удалось выяснить можно ли с этим бороться. Да, и еще одно уточнение о Sennheiser в целом (от уважаемого читателя Валентина Курочкина): "...так вот, микрофоны сабжевой фирмы ... это не просто хорошие, это превосходные микрофоны, и когда я прочитал в №27 от 24 NOV фразу "Я не прогадал - немецкая фирма Sennheiser, занимающаяся только производством наушников" я откровенно говоря вздрогнул ...... ;) профиль их деятельности несколько .... шире вот линк на них http://www.sennheiser.com/". Я дико извиняюсь, что так "опустил" действительно уважаемую мною фирму Sennheiser :-). Я правда не хотел - вырвалось ;-). Кстати, подтверждение словам читателя я обнаружил сегодня, будучи на концерте - видел беспроводные микрофоны Sennheiser, которые использовали исполнители.

Кстати, о концерте, на котором мне сегодня довелось побывать. Концерт был хора Михаила Турецкого "Еврейские песни о главном" (московский хор). Друзья мои, не важно, что хор был еврейский, не важно, что программа имеет абсолютно дурацкое название, важно одно - я понял, что проводя время в своих любимых наушниках за прослушиванием MP3 мы часто совсем забываем о том, что такое настоящее исполнение и живой голос. Да, сегодняшний концерт заставил меня призадуматься об этом. Мы совершаем непростительное. Концерт был потрясающий, хор изумительный, голоса оперные, песни самых разнообразных стилей (от еврейских молитв до "Мурки" и "I will survive"). Однако важно даже не это. Важно понять, что кроме WAV/MP3/IT/XM/... бывают еще и полные залы людей, аплодисменты, переходящие в овации, и ощущение чистого живого звучания, которого в наш электронный век становится так мало. Какую бы вы не купили аппаратуру, с каким бы битрейтом не кодировали MP3/LQT/WMA/OGG/..., все равно этим никогда не удастся заменить всем этим живое звучание. Важна не только аппаратура, а, как говорил М. М. Жванецкий "цвет, хруст, писк", важна атмосфера живого исполнения. Как видео никогда не заменит живого представления о человеке либо событии, так и никакая аудио аппаратура никогда не заменит живого исполнения и полученных то него впечатлений. Какие там 96 Khz / 128 bit....Вспоминайте об этом почаще.

Даю ссылочку на сайт одного читателя, который (сайт) посвящен звуку и разным всякостям: http://pg.chat.ru/vklem. Думаю, будет полезно. Там можно найти краткую информацию о компрессии аудио и проч.

Из переписки в FIDO:

─ SU.HARDW.PC.SOUND ─

[skip]

MC>>>> Я тебе посоветовал бы Live!. Посколькy, само качество звyка,
MC>>>> как таковое y него полyчше чем y Vortex2.
PK>>> Vortex2 имеет _только_ цифpовой выход. А сблив хyже сделан,
PK>>> шyмит и ковеpкает звyк больше MX300. Пpовеpял.
MNC>> Аналогично с точностью до наобоpот.
DK> Пpисоединяюсь. В Воpтексе веpхние частоты не самые лyчшие.
y кpеативов они нy ничем не лyчше. см. тот-же ixbt

И, к сожалению, такое встречается очень часто. Просто не понимаю, откуда этот дурацкий фанатизм? Может от бедности? Каждый хвалит свое... Аргументы типа "хуже сделан" мне напоминают песочницу. Мораль из сей басни каждый извлечет для себя сам.

Полезные ссылки по делу. Наткнулся на сайт Владимира Василевского, посвященного цифровой обработке сигналов: http://www.geocities.com/SiliconValley/4795/. На сайте можно найти некоторое количество полезнейших исходников, связанных с этим вопросом. Также там имеется набор интересных ссылок и проч. Очень рекомендую людям, занимающимся обработкой сигналов "вплотную".

Еще одна интереснейшая и полезнейшая ссылка вот здесь - прямо в он-лайн можно раздобыть книжку "Numerical Recipes in C" - "Численные рецепты на C" (1988-1992). Книга посвящена практическим методам цифровой обработки сигналов. Математика + доказательства + исходники. Исключительно полезный материал.

Еще ссылочка на книжку "The Fourier transform": http://www.jjj.de//fxt/fxtbook.pdf.gz. Также лежит в свободном доступе. Книга содержит информацию о практической реализации трансформации Фурье с примерами на C. Вообще, литература подобного рода в свободном доступе в Интернете - большая редкость. Так что пользуйтесь, пока есть возможность. Математика и методы остаются одними и теми же и с годами меняются мало, меняются только способы реализации. 

Если кому-то необходимо обсудить технические тонкости обработки сигналов и прочие проблемы технического плана с другими людьми, интересующимися этими вопросами, рекомендую посетить сайт http://www.telesys.ru/. Здесь можно найти конференции на различные темы с довольно высокой посещаемостью: "микроконтроллеры и их применение", "программируемые логические схемы и их применение",  "цифровые сигнальные процессоры (DSP) и их применение", "аналоговая схемотехника", "электронные компоненты". 

К софту! (почти как "к оружию!" 8-) )

В подразделе с енкодерами обновился кодер OggEnc по алгоритму Ogg Vorbis c v0.4 до v0.5. К сожалению никакой инфомации о новшествах я раздобыть не смог перерыв весь сайт разработчиков. Однако видно, что работа идет, кодер уже поддерживает кодирование на битрейтах вплоть до 350 Kbps.

X-filez порадовали (а, конкретно, Alex Shtol) нас новым замечательным программным продуктом: Advanced Encode/Decode Tools v1.0 by X-filez (shareware!). Это универсальная утилита для кодирования/конвертирования звуковых файлов из одного формата в другой. На входе (декодирование) поддерживаются: WAV, WMA, OGG, MP3, VVS, AC3; на выходе (кодирование): WAV, OGG, WMA, MP3. Позволяет указывать необходимые параметры кодирования. Программа добавлена в подраздел с кодерами. В связи с ее добавлением были прибиты две программы (входящие в этот комплект) WMA и OGG Encoder/Decoder. Спасибо X-Filez за классный софт. 

В подразделе с проигрывателями обновился любимый многими Deli Player c v1.02 до v1.10e. Нового такое количество, что все не описАть. Попробую. Поддерживаются новые форматы: 8 voices SoundTracker player, Atari SNDH player, Atari YMST player, DigiBooster (1.x) player, Dynamic Synthesizer support, EMS V6 player, FuchsTracker support, NTT TwinVQF player, OGG Vorbis player, PeterVerswyvelen support, ProTracker 3.6, Synth Pack, Synth Dream, Tracker 'song', Unique Development. Далее (без перевода, простите): AMOS player improved, songend detection implemented, ImpulseTracker: added support for ADPCM packed samples, fixed PitchSlideUp, fixed row-delay command, M.O.N: now rejects 'zero subsongs' corrupted mods, MED: fixed synthetic samples playing two octaves too low, pitch slide fixed, MusicMaker player improved, MP3 player now displays variable bitrates, Oktalyzer: added support for 8Voices-SoundTracker tunes. И т.д.  Интерфейс: Playlist: added user-definable fields, highly improved handling of large lists (>10.000 entries), reimplemented drag&drop feature, new list control, inplace data editing, 'bubble' completion of obstructed column data, support for background image, userdefinable colors, grid, redesigned the configuration pages, drag&drop arranging of columns, added volume recording and setting, added (optional) auto-sort after adding entries to a playlist, some bugfixes, SkinPanel: added many new features to the engine (see 'Music Mill' skin), Server/Panels: moved the 'Control Windows's Wave Master Volume' setting to the server. И еще по мелочам 8-( ). Почему без перевода? Потому как лучше так, чем фраза "качайте и смотрите сами" ;-).

В подразделе с редакторами обновилась бета Fast Tracker III c v0.21 до v0.25. Об изменениях сообщить не имею никакой возможности, так как о них мне ничего неизвестно. Кстати, как я и предполагал, Fast Tracker III не создал никакого фурора и ажиотажа. Он так тихонько появился и я еще не видел ни от кого из авторитетных людей каких либо комментариев. Боюсь, что Impulse Tracker (когда/если тот появится) ждем такая же участь.

В подразделе с утилитами обновился риппер audio-CD CDex c v1.30 prebeta 7 до prebeta 8. Новшества: поддержка WMA, улучшена поддержка CDDB, исправления. Еще раз не премину напомнить, что Exact Audio Copy все-таки лучше! ;-)  

В подразделе с енкодерами обновился замечательный и очень удобный фронт-энд (GUI-оболочка) для консольного Lame MP3 Encoder - Razor Lame с v1.0.2 до v1.1.1. Добавлено много всего, пофиксены баги, из-за которых (говорят) эта прога подвешивала машину. Качайте, очень удобная вещь.

И на закуску гвоздь программы, софт-синтезатор, который я искал достаточно давно, но в рабочем "доработанном" ;-) виде найти никак не мог, и вот... Roland Virtual Sound Canvas v3.2. Поддерживает стандарты: GM1, GM2, GS, SC-55(mkII), SC-88, и SC-88Pro. Имеет симпатичный интерфейс, удобную контрольную панель и проигрыватель. Выложен в подраздел с синтезаторами звука. Конечно, с Yamaha S-YXG100 ему не поспорить, но для любителей и слушателей MIDI, не обладающих хорошей звуковой картой с аппаратным MIDI подойдет очень даже. Звук качественный, на SB Live родной синтезатор звучит не лучше. В общем, пользуйтесь на здоровье. Большое спасибо DJ Panadol ;-) за предоставленную софтинку.

В подразделе с еженедельными трекерными модулями обновления. Что-то я в последнее время разленился, рецензий на модули не пишу... Будем исправляться. IT-модуль "Solar flower" от Amgorb / T-Rex (Andrei Mikhaltsov). Во время прослушивания я сначала не посмотрел на название модуля. Внимательно вслушавшись в звуковую гамму передо мной отчетливо предстала картина озаренной солнцем красной планеты, такой бескрайний пейзаж. В общем, я был несколько в шоке увидев название модуля. Очень точно. Музыка достойнейшая, красивая и профессиональная. Послушайте. И еще один замечательный жизнерадостный модуль от музыканта экстракласса Manwe / Sands: "Happy birthday SnowCat!" (IT). Без рецензий. Очень красивая, добротно выполненная музыка.

 

24.Nov

2000

N27

Здравствуйте. Новости новости и обновления.

Сегодня начну выпуск с небольшого комментария, а, точнее, восторженного отклика. Недавно мне взбрело в голову перегнать старый и ужасно заезженный audio-CD "Koto masterpieces" в MP3. Эту процедуру я решил учинить одновременно с пользой для дела - как можно более качественно согнать CD-цифру на винт и одновременно протестировать приводы и, главное, программы-рипперы. У меня в компьютере установлены: CD-ROM ACER 32x неизвестной модели, DVD-ROM Toshiba M1402 12x / 40x и CD-Writer Yamaha 24x / 8x / 8x (все IDE). Недолго думая я вставлял диск поочередно в каждый из приводов и копировал сначала WinDAC, а затем EAC (Exact Audio Copy). Следует отметить, что копируемый диск был настолько заезжен и поцарапан, что его воспроизведение в любом приводе сопровождалось жуткими щелчками и треском. Что же можно сказать? Да все просто - я был просто в шоке увидев результат работы EAC. WinDAC на любом из приводов выдал приблизительно одинаковый результат: WAV'ы были со страшными помехами. EAC же просто убил. Перед копированием диска в каждом из приводов я конфигурировал EAC на предмет выявления всех фич используемого привода - это EAC делает сам, нужно только на кнопочку нужную нажать. В процессе копирования EAC просто не отцепляется от привода, он буквально вгрызается в копируемый сидюк и не отпускает его пока тот не выдаст на гора правильную форму сигнала, скорректированную кодом Рида-Соломона ;-). Качество просто ошеломляет. Я человек в чудеса не верящий, особенно когда дело касается железа, но тут я был просто сражен. В тех местах где WinDAC и подобные выдавал крякающий WAV со щелчками и проскоками, EAC скакнул всего пару раз, и то, мало заметно на слух. Щелчков же не было вообще. Средняя скорость копирования, конечно, составляла не как у WinDAC - 8x, а где-то 1x, а местами и 0.3x. Но в этом деле главное не скорость, а качество, что EAC обеспечил сполна. Я даже не думал, что с такого поцарапанного CD можно согнать на столько качественный сигнал. Отмечу попутно, что качество копирования от использованного привода зависело, но слабо. Так, на DVD-ROM качество оказалось выше всех, что обусловлено, вероятно, более точной механикой, используемой в DVD (хотя тут я могу ошибаться). В общем, вывод тривиален - Exact Audio Copy является на сегодняшний день недосягаемой по качеству программой для копирования Audio CD. Рекомендую всем и каждому.

Несколько слов хотелось бы сказать вот о чем. Очень часто я получаю письма, где читатели интересуются на чем я слушаю музыку/звук (в смысле аппаратуры), на чем бы мне хотелось слушать и на чем вообще стОит слушать. Советов давать не буду, опишу лишь свою позицию, с которой можно соглашаться или не соглашаться. Я считаю, что если человек получает удовольствие от чего-то или, тем более, тесно связан с чем-то по роду занятий/хобби, то на увлечении/работе своей экономить нельзя. Но... все нужно делать с умом. Я, как человек деньгами не сорящий, однако понимающий толк в аппаратуре и имеющий музыкальный слух, решил подойти к вопросу покупки аппаратуры с умом. Во-первых, я определился с классом аппаратуры и ценами. Это каждый может сделать самостоятельно без посторонней помощи. Класс аппаратуры следует выбирать (блин, начинаю советовать ;-) ) в соответствии с потребностями: если вы не собираетесь открывать звукозаписывающую студию, не следует поддаваться соблазну покупки Hi-End - это излишне и, мало того, просто глупо. Следует подобрать себе что-то из средне-потребительского и выше среднего класса аппаратуры. Помните: среди среднего класса аппаратуры можно найти прекрасные качественные изделия, зачастую фирм с не самыми громкими названиями. Переходя к подбору конкретных моделей и производителей стоит обращать особое внимание на технические характеристики и их соответствие вашим запросам. Важно понимать, что продаваемый везде ширпотреб со всякими сабвуферами и прочими наворотами часто продается по неоправданно завышенным ценам, абсолютно несоответствующим качеству и классу товара. Так что главный критерий - реальные тех. параметры, а не навороченность внешнего вида. Очень часто действительно качественная аппаратура среднего класса остается в тени складских помещений, в то время как ее расфуфыренные собратья по завышенным ценам впихиваются в руки доверчивых покупателей. Вывод - прежде чем покупать стоит детально разобраться в параметрах аппаратуры и не гнаться за рекламой; всякие лохи (простите за литературный оборот) пусть покупают что хотят, а вы всегда будьте умнее и не торопитесь с покупкой. Конкретный пример: любой самый навороченный музыкальный центр "все в одном" от какого-нибудь Samsung (changer СD + сабвуфер + ДУ + "цифровое качество") будет звучать хуже (и при этом стоить дороже) лампового/транзисторного усилителя Akai 1972 года на неказистых алюминиевых ножках и стрелочным индикатором (уже раритет, кстати) + 75 ваттные колонки Союз. То есть звучать он будет не просто хуже, а вы даже не представляете на сколько. Снова таки, я не призываю вас впадать в идиотию и бегать в поисках раритетов 60-x - 70-x годов, просто все нужно делать с умом. По поводу наушников история немного сложнее. Тут, к сожалению, обычно, чем дороже, тем качественнее. Хорошие наушники стоят дорого (даже очень) - это я испытал на собственной шкуре (см. ниже). Со звуковыми картами все просто на самом деле. Нужно подбирать по параметрам + совместимость. Требуемые параметры вы устанавливаете себе сами в соответствии с потребностями/запросами. Здесь, опять же, главное не торопиться, и внимательно изучить технические параметры доступных для покупки карт и выбрать себе действительно подходящую. Это коротко об аппаратуре (я бы сказал, максимально коротко). Теперь, как говорится, о себе ;-): звуковая карта SB Live Player; транзисторный усилитель Sansui AU-101 перепаянный, 1982 года; колонки Electrotechnika 50-AC; и, самое дорогое, наушники Sennheiser HD-580 (тут я даже цену укажу - $250). Наушники - самое дорогое и самое важное для меня. Я не прогадал - немецкая фирма Sennheiser, занимающаяся только производством наушников, не подвела - это просто круто, аналогов в отечественной аппаратуре искать не стоит, сколько не спорьте (спасибо Ивану Бакулину, указавшему мне на их существование). Не сочтите за рекламу ;-)

Перейдем к софтовым обновлениям.

По, скажу честно, вполне логичной логичной просьбе многих читателей, теперь в подразделах софта рядом с программами будут располагаться ссылки на их домашние странички. Есть только одно "но": учтите - все, что находится на этом сайте (кроме специально оговоренных случаев) - полностью работоспособно (то есть, со специальными добавочками или подправлено - вы меня понимаете), все же, что находится на домашних страничках выложено, самими авторами, так что оно в основном "демо" и "триал" (за редким исключением). 

В подразделе с проигрывателями обновился WinAMP до v2.7 (полная версия). Наконец-то, это полная версия безо всяких приставок beta x. Изменения со времен версии 2.666: улучшен тэг-редактор в mp3-декодере + багфиксы, полностью перепаханный mod-декодер, улучшен механизм CDDA (скорость и баги),  исправлен выходной wave-плаги-ин, новый выходной directsound плаг-ин, сильно ускоренное чтение плей-листов, куча всяких доделок и переделок. Все хорошо, полет нормальный, ждем WinAMP v3.0 ;-).

Уважаемый Alex Shtol снова поделился с нами новой версией своего WMA-кодера. Итак, в подразделе с енкодерами обновился X-Filez WMA-encoder c v1.2.5 до v1.2.6. Изменения: добавлена кнопка быстрого кодирования/декодирования, произведена оптимизация механизма конвертирования Ogg Vorbis и MP3 в WMA, новые опции запоминания параметров кодирования, добавлена возможность указания битрейта на канал при декодировании.

В подразделе с утилитами обновился CD-риппер CDCopy c v4.745 до v4.801. Из основных новшеств: декомпрессия FAAC и запись CD, запись MP3 на различных битрейтах. Скажу откровенно, в свете последнего тестирования EAC использование CDCopy представляется мне бессмысленным. Программа, как говорится, "на любителя". 

В том же подразделе обновился Audiograbber с v1.70 до v1.70 build 2 (как всегда, от fosi). Новое: программа пожата UPX'ом, так что EXE-шник теперь стал заметно меньше размером, пофиксен баг с компрессией в Ogg Vorbis, а также проблема с описанием 10 трека.

В подразделе с енкодерами обновился Blade Encoder до v1.93-7-2 (unstable - то бишь beta). К сожалению, я абсолютно не смог разобраться какие же изменения постигли программу - автор(ы) не ведет(ут) whatsnew. 

В подразделе с кодерами обновился WinOgg Encoder/Decoder с v1.2 до v1.2.2.

С уважаемого сайта Level Zero !nfo Site пришло неприятное известие: "Проект FAAC прикрылся. На сайте размещено письмо от представителя Dolby, в котором сообщается, что распределением лицензий на AAC технологию теперь занимается их компания. А поскольку авторы FAAC никаких лицензий не получали, то проект сразу причислен к разряду нелегальных". Без комментариев. Очень жаль.

Помните новый MPEG-4 AAC енкодер PsyTEL AAC. Так вот, этот зверь обновился. Автор работает не покладая, так сказать, рук. :). Вышла новая версия кодера, датированная 22 Nov 2000, v1 beta 2. С опубликованием списка нововведений и исправлений не получается - я не нашел такового перечисления нигде. Как отмечают уважаемые господа с LZ, в этой версии кодера нет ограничения на длительность сжимаемых данных.

Ссылочка, полученная мною от неизвестного доброжелателя на мобильный телефон: http://listen.to/sblive. Тут вы найдете всякую инфу об SB Live, банки, шманки, линки и проч. Ну, и в дополнение еще один линк: http://come.to/sblive - тут можно раздобыть наглядную информацию по подключению SB Live ко всяким всякостям + софт и т.д. и т.п.

Интересная информация о появлении на свет чуда сэплостроения - новый сэмплер Reason. Глядя на скриншоты этого продукта я впал в прострацию: http://www.propellerheads.se/products/reason/rack.html - убедитесь сами. На сайте производителя http://www.propellerheads.se/products/reason/frame.html можно стянуть демонстрационную версию этого монстра. Скажу честно - я не понимаю назначения и десятой части тех регуляторов и кнопочек, которые он предоставляет. В общем, кажется, этот продукт является не просто мощнейшим сэмплером, а представляет собой просто нечто убойное. Нет слов. Уау!

Музыкальные обновления. В подразделе с еженедельными трекерными модулями очень понравившийся мне, простой и качественный XM-модуль "Treason 2", автора, простите, просто не знаю. Послушать, как всегда, советую - музыка простая, на любителя, но музыкальная идея прослеживается четко, за что я и уважаю иногда даже самые неказистые модули. IT-модуль легендарного и глубоко уважаемого Skaven'а "Revenge of the Cats". Ничего не скажешь - как всегда качественно и красиво. Еще Skaven'а? Пожалуйста! S3M 1994 года "Omniphilia (Rama II)". Слушайте на здоровье! Skaven - он и в Финляндии Skaven! :-) 

Все желающие могут поздравить меня с наступающим Днем Рождения. Мне будет чертовски приятно! ;-).

12.Nov

2000

N26

Здравствуйте. Сегодняшние новости и обновления.

Выполняю просьбу одного нашего читателя ;-) и ставлю ссылочку на его сайт, тем более, что сайт полезный - есть софт и все что полагается музыканту. http://www.synsun.boom.ru. Кстати, я этот сайт чуток прошерстил на предмет полезностей ;-), так что сегодняшние обновления во многом почерпаны из него. Спасибо большое автору сайта Andrew Vahnenko.

И снова по поводу MIDI и банков для SB Live! Подняв однажды эту тему я многим "наступил на больную мозоль". А недавно читатель Chain написал мне письмо с интересной ссылкой, которую я как раз и предлагаю вашему вниманию. http://www.thesoundsite.net/ - здесь находится просто умопомрачительное количество различных MIDI банков размером от одного до 100 мегабайт. "Звук, который выдает Лайв, используя прилагаемый восьмиметровый банк, действительно далек от совершенства :-(.  Даже если сравнивать его со звучанием банка, который был на AWE64. Естественно, я не успокоился пока не перелопатил "достаточное количество" сайтов в поисках качественных миди банков. Ниже ссылка на сайт, где можно найти огромное количество банков размерами до 96 мегабайт: http://thesoundsite.ismi.net/ Тем же кто не собирается провести жизнь в поисках наилучшего набора, рекомендую зайти в раздел альбомов, где выложен 64Мб банк с наиболее удачным подбором фонтов. Ещё пару слов о пожирании системной памяти банками таких размеров... Creative к сожалению так и не добавили в свои драйвера возможность динамического кэширования, НО... не все так плохо:) Есть еще люди, которые занимаются такой ерундой, как расширение стандартных функций драйверов производителя. Рекомендую http://www.chat.ru/~last_night/ Софтина зовется Мегафонт. Позволяет выполнять то самое динамическое кэширование. Что это дает? Полностью свободную от саундфонтов системную память, пока не прослушиваются миди композиции; возможность работать с банками, к примеру, по 64 мегабайта имея всего 64 метра оперативки; море примочек для удовольствия юзера (случайный выбор банка при проигрывании миди в винампе, экспорт в форматы поддерживаемые Кэйком и Къюбэйзом и т.д.)".

И вот, упомянутая выше софтина мгновенно выкладывается в подраздел с утилитами. MegaFont v1.24b pre-release. Эта программа предоставляет возможность динамического управления, загрузки и выгрузки SoundFont-файлов на картах Creative SBLive! То есть это динамический кэш-менеджер для SB Live!. Основной плюс - возможность одновременного использования большого количества банков без необходимости делать изменения в секции AudioHQ SoundFount. Есть одна только неприятность - очень уж замороченный интерфейс и настройки. Однако полезности этот недостаток у программы не отнимает. Размер небольшой.

В подразделе с редакторами новый DirectX плаг-ин AutoTune. Этот плаг-ин позволяет производить корректировку неточностей звучания вокала. Возможно как автоматическое исправление, так и указание диаграммы изменения тональности (в соответствии с нотным станом). Думаю, очень полезная вещь для людей, работающих с живым голосом исполнителя.

В том же подразделе DirectX плаг-ин TimeWorks Mastering Equalizer. Параметрический эквалайзер со множеством настроек. Вещь не самая редкая, но с таким количеством настроек параметрических эквалайзеров я не видел. Он намного удобнее, например, эквалайзера в Cool Edit Pro. В общем, "хозяйстве пригодится" ;-).

В подразделе софта с реставраторами звука обновился Wave Corrector до v2.0. Программа для автоматического удаления щелчков, потрескиваний и других помех из записей, сделанных с винила или некачественных CD. Программу постигли множественные исправления на предмет корректности движка, функция нормализации теперь вынесена в главное меню; добавлена функция контроля за балансом; добавлена полоса горизонтальной прокрутки и проч.

В подразделе с утилитами обновился замечательный и, вероятно, самый лучший на сегодняшний день CD-ripper Exact Audio Copy с v0.9 prebeta 6 до prebeta 7. Исправлены баги (с LAME.DLL и др), компрессируемые файлы теперь заносятся в очередь во время грабления дисков. 

Перейдем к музыкальным обновлениям. 

Помните, я в одном из номеров восхищался саундтреком из игрушки Moorhuhn 2 (где кур стреляют)? В общем, благодаря нашему читателю Valery Anisimovsky я могу представить этот саундтрек вашему вниманию. Хотя выкладывать MP3 не в моих правилах, сегодняшний случай пусть станет исключением ;-) Послушайте, думаю вам понравится. Жаль только, что на самом деле это MPEG-2 Layer III, 80 Kbps. Итак: moorhuhn.mp3.

Уже упоминавшийся выше Valery Anisimovsky заметил, что на сайте нет совсем модулей знаменитого Necros/FM. Действительно упущение, тем более что автор достойнейший и модули есть просто прекрасные. Итак, сразу же в подраздел с лучшей трекерной музыкой уходит модуль "Point of departure" by Necros. Модуль из разряда "должен послушать каждый". 

Далее. Сегодня день Necros'a :-). Итак, в подразделе с еженедельными модулями S3M модуль "Click" by Necros. А также: "Mysticism" (S3M), "Shadow of the mind" (S3M) и "Martian lovesong" (IT) и все это by Necros. Модули небольшие, а послушать их просто необходимо. Рецензий давать не стану так как Necros это один из тех авторов, о которых или хорошо, или никак ;-).