Поиск:
Партнеры, реклама: |
Выпуск № 183, 22 ноября 2008 Архив выпусков WebSound.Ru
Книга "Основы аналогового и цифрового звука"Уважаемые друзья. Издательство Эту книгу я задумал довольно давно, а ее написание взяло еще больше времени. Вообще, решение написать (а после окончания работ над ней - опубликовать) далось нелегко. Меня останавливали несколько мыслей. Одна из них была: кто я такой, чтобы писать по такой широкой теме? Ведь даже не всякий научный деятель берется написать книгу такого широкого профиля... Почему же именно я и имею ли я на это право? На самом деле, эти вопросы гложат меня до сих пор, тем более, перед самым анонсом книги. И все-таки, я решился как написать, так и выпустить эту книгу, и сделал я это по нескольким причинам. Во-первых, давно занимаясь публицистикой в этой области я заметил, что крайне небольшое число изданий посвящено теме звука и ее раскрытию в научно популярной форме. Подобного рода работ крайне мало и явно недостаточно. Это очень заметно ощущается по различного рода вопросам в письмах, а также в обсуждениях на форумах. Во-вторых, мне хотелось изложить в книге свой подход к вещам и поделиться в ней тем, чем я могу. Что ж, книга вышла, и мне только остается анонсировать ее: Описание: От себя скажу, что это "официальное" описание книги довольно суховато :). На самом деле, это просто научно-популярная книга, в которой я постарался собрать все: от физики звука и звуковых волн, до психоакустики, а также начальных сведений из области цифровых сигналов. Книгу совсем необязательно читать всю целиком. Ее можно читать частями. В книге есть формулы (как физические, так и математические), но они являются лишь подспорьем, а никак не основной опорой, так что пугаться нечего. Я искренне надеюсь, что эта книга окажется полезной многим, а тем, кого занимает тема звука, но кто только начинает в ней разбираться - в особенности. Отдельно хочу заметить, что хотя на работу над книгой было потрачено много сил и стараний, хоть были перерыты множественные справочники и другая литература, эта книга, как и любая другая работа человека, может содержать неточности или даже ошибки. По сему на своей домашней страничке я открываю На сегодняшний день книга доступна для заказа, например, тут: Новости проектов WebSound.RuГлавная новость у нас заключается в том, что в сайт WebSound.Ru теперь встроен проигрыватель трекерных модулей. Теперь вы можете слушать трекерную музыку со страничек с лучшими и еженедельными треками прямо не покидая сайта и ничего к себе не скачивая. Плеер написал Daniel Becker, его сайт - Друзья, я получил от вас множество дополнений к страничке с музыкальными двойниками, а также к музыкальным коллекциям. Ввиду загруженности я всё это богатство разгрести не успел, так что сделаю это к новому выпуску. А вы пока что продолжайте слать мне дополнения. Спасибо! Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Живой аудио визуализаторЯпонский "Кулибин", парень по имени Я вот только не уверен, что забава эта безопасна с точки зрения здоровья. Не останется ли тик после такого развелчения? Ещё один вопрос, пожалуй, к врачам физиотерапевтам. Каковы должны быть типичные параметры электрических импульсов для стимуляции мышц? И, самое интересное, есть ли точная карта местоположений на лице, куда нужно прикладывать электроды для стимуляции тех или иных мышц? Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Свистящий принтерВсё больше на свете появляется людей, занимающихся искусством на грани технологии и наоборот (как хотите). Ethan Ham - один из таких людей. Его последняя разработка - гибрид принтера и дудки, я бы так сказал. Автор соединил механику принтера с идеей звукоизвлечения из дудки, в результате чего получил управляемый свистящий принтер... или механическую дудку. В действии эта штука работает так: Чуть подробнее написано в блоге автора, Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Бинауральные записиА теперь я решил поделиться с вами тем, что же по этой теме происходит у нас на форуме. Собственно, тема эта оказалась очень интересной с сподвигла энтузиастов озаботиться созданием своих бинауральных записей. Для начала cirrus13 сконструировал несложную конструкцию из двух микрофонов-капсул, вставляемых в уши. Затем Igor777 усовершенствовал конструкция и сделал так: С такими нехитрыми микрофонами в ушах он отправился на рынок и сделал вот такую впечатляющую бинауральную запись:
(слушайте только в наушниках!) Затем Игорь произвёл несколько очен ьинтересных записей подобным же методом на настоящем концерте. А теперь, вот, решил сделать целую искусственную голову для акустических опытов. Для этого он взял голову для праздника Хэллоуин, которую можно купить в любом магазине сувениров, вставил её в уши два микрофона, подвесил и организовал целую аудио инсценировку, не хуже, а может даже и лучше чем у Starkey! Это голова. Как видите, в уши воткнуты микрофоны, через которые и ведётся запись. А вот и запись Игоря: (слушайте только в наушниках!) На мой взгляд эффект получился просто отменный. С точки зрения бинаурального эффекта, он здесь проявляется в полной мере, не хуже чем у Starkey. Отмечу также просто отменную сценическую постановку Игоря :) Промежуточные тестовые записи, а также запись живого концертного выступления - всё это А теперь мысли. Эти эксперименты - наглядный пример того, как просто из подручных материалов можно делать живые и очень качественные записи. Более того, не просто записи, а записи с эффектом присутствия. Игорь - человек с опытом, а также с руками и головой. Подойдя к этому вопросу коллективно можно создать целую базу информации о том, как делать такие записи, а также саму базу записей. Одна из идей - посещать живые концерты с такой вот "бинауральной головой", производить записи и делиться друг с другом. Такие записи будут ценнее любых компакт-дисков, поскольку они способны переносить живое исполнение и, главное, атмосферу звучания прямо в уши. В общем, великолепная и очень интересная затея. Если вам интересно поучаствовать - регистрируйтесь Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Звук на нанотрубкахОчень и очень интересная информация пришла из Китая. Очень Новость и правда может оказаться просто революционной, поскольку в методах изготовления акустических излучателей по-хорошему уже ничего не менялось лет эдак 50. Всё те же катушки и те же мембраны. Да, материалы становились лучше, катушки компактнее и т.д. и т.п., но принцип оставался неизменным. Если жи всё написанное в статье правда, то это настоящая революция, поскольку новая технология позволит делать динамики вообще незаметными, супер-компактными и, при этом, очень высокого качества. Это автоматически улучшит как размеры устройств и удобство их использования, так и, скажем, качество, голосовой связи в телефонах и других устройствах. Дело в том, что сегодня маленькие динамики, используемые в телефонах, вносят большие искажения в воспроизводимый аудио сигнал, что автоматически ухудшает эхоподавление и качество речи в режиме дуплекса (когда два человека говорят одновременно). Драматическое улучшение характеристик динамиков поднимет то же эхоподавление на новый уровень, что прямым образом скажется на качестве голосовой связи. В общем, можно подумать о множестве улучшений, грядущих за внедрением новой нанотехнологии в звук. Поживём - увидим. Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Аппаратный VSTiАбсолютно гениальную штуку разработала фирма Вот этот аппаратик являет собой небольшой компьютер, превращающий виртуальные (программные) VST/VSTi-инструменты в аппаратные! Смысл довольно прост: загружаем VST/VSTi инструмент внутрь машинки, после чего отсоединяем от компьютера, подключаем аудио входы/выходы и работаем с инструментом уже как с настоящей "железкой". Загружать можно не один инструмент, а несколько, и при этом можно как переключать инструменты, так и соединять в цепочки. По сути - миникомпьютер. Но не надо никаких мониторов, никакой ОС... В общем, идея лежала на поверхности. Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Звук на поверхностиСуть тут вот в чём. Скорость звука в воздухе, как известно, - около 330 м/с. При этом звук в воздухе очень сильно затухает. Поэтому, скажем, звук шуршания рукой по столу сложно зарегистрировать (распознать) по записи, сделаной обычным микрофоном, расположенным в воздухе, пусть даже по соседству. То ли дело если звук писать прямо со стола. Во-первых, скорость распространения звуковой волны в плотных веществах гораздо выше, во-вторых, затухание звука в них заметно слабее, поэтому звук распространяется гораздо дальше. Чтобы "снять" такой звук прямо с поверхности материала используют различные методы, сводящиеся к одной идее: превратить поверхность материала в мембрану (исключив тем самым воздушную прослойку между вибрирующей поверхностью и мембраной датчика). Для этих целей можно использовать, например, стетоскоп. Мембрана стетоскопа плотно прилегает к поверхности материала и вибрирует вместе с ней. Есть также специальные пьезо-датчики, гораздо более точные и чувствительные. Теперь о самой идее. Если записать описанным выше образом звук шуршания рукой по столу, то можно будет заметить, что звук этот гораздо более информативен (имеет высокое значение сигнал/шум, несёт обширную спектральную информацию), чем он же, но записанный обычным микрофоном по воздуху. Так вот, анализируя записанный таким образом звук можно с той или иной долей вероятности определять характер движений руки по поверхности. Из элементарного - можно, конечно, запросто отличить стук от поглаживания. Из более сложного - можно научиться определять характер движений руки по столу, их амплитуду, частоту и прочие параметры. Таким образом, можно научиться определять жесты. Что это позволяет делать? Тут всё зависит от фантазии. Ясно одно - это вполне внятный способ управления машиной. Стукнул по столу - компьютер выключил звук, стукнул снова - компьютер звук включил, "порисовал" пальцем круги - компьютер прибавил громкость, и т.д. Можно также использовать эту идею в целях помощи инвалидам, да много ещё чего. А вот и сам ролик. Всё подробно рассказано, но по-английски. Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Фото жанр - обложка CD и колонкиЭто обложка диска и сам диск. Концептуально.
А вот из другой области. Звучит это дело, конечно, хуже, чем выглядит, однако рупорный эффект с стакане имеется, так что услышать наверняка что-то можно. А выглядит так вообще стильно. Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Handmade musicНа Человека зовут Джерри Филипс, Сколько же нужно было тренироваться? Ответ на этот вопрос даёт сам Джерри - 39 лет. Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Звук по ethernetКомпания Это звучит как реклама, но я просто хотел рассказать вам о том, что, как выясняется, существуют специальные решения для передачи аудио по нетепичным для него инфраструктурам. Это как передавать цифровые сигналы по электросети - тоже очень интересно, кстати. Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Пожарная акустикаПосмотрите, какие замечательные колонки можно сделать из старых ржавых огнетушителей: Кликните по первой картинке, чтобы открыть её полноформатный вариант. Полный фотоотчёт Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Аудио швеяНа Концепт, боюсь, бесполезный, но очень перекликается с идеями построения регистрационных датчиков (тех же сейсмодатчиков, например). Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. GPU для расчёта аудиоЖеня Данченко со Как известно, чипы nVidia начиная с серии 8xxx посредством SDK CUDA позволяют производить "неграфические" расчёты, разгружая тем самым центральный процессор. Современные графические чипы по сложности и вычислительным возможностям не только не уступают, но даже превосходят центральные процессоры. Поэтому предоставляение их ресурсов в распоряжение ПО общего назначения потенциально способно поднять производительность ПК на новый уровень. Конечно, чтобы это стало возможным, нужно чтобы разработчики ПО "научили" свой код использовать всё то богатство. Пока что до этого не дошло. Однако, вернёмся к "первой ласточке". Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. MIDI-сканерНа Довольно забавное начинание. Можно ведь не только рисовать на бумаге, но и "воспроизводить" уже существующие изображения... Полёт мысли по модификации и развитию идеи может быть очень высоким :) Полное описание процесса создания сканера Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Очумелые ручки - оптический терменвоксМайкл Уна (Michael Una) сконструировал простейший, но довольно эффектный оптический терменвокс, который он назвал Кликните по кратинке чтобы посмотреть её полностью. Фоторезистор модулирует высоту тона в зависимости от освещённости. В результате получается довольно простой, но забавный "терменвокс". Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Звуки звёздИдея такой соноризации не нова, в принципе. Однако учёные заметили, что сравнивать сигналы звёзд по их звуковой интерпретации проще, чем по наблюдению непосредственно световых сигналов. В статье на BBC приводятся несколько аудио примеров. Если, скажем, послушать первый, то можно заметить явную пульсацию звука. Эта пульсация чётко отражает пульсацию самого излучения. Далее, если сравнить первую и вторую записи, то можно их различить по звуковому окрасу. И действительно, эта разница обусловлена различиями спектров излучаемого света, которые в свою очередь говорят о разных характеристиках звёзд - их химического состава, возраста и проч. Такой метод оценки излучения уже назван "звёздной сейсмологией" (stellar seismology). Метод становится популярным среди астрономов. Конечно, этот метод не заменяет изучения самих полученных сигналов в исходном виде, однако предоставляет способ очень удобного и быстрого восприятия информации человеком для последующего анализа и обдумывания. Ведь по сути этот способ есть вариант интерпретации сигналов в форме, которая позволяет наиболее быстро и легко усваивать информацию. Один из исследователей, доктор O'Brien, периодически выкладывает самые интересные звуки звёзд Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Аудио всячинаПрограммка, в принципе, удобна, но не инновационна, поскольку всё что она делает - это, по сути, есть наглядная демонстрация рядов Фурье :) Задаём амплитуды синусоидальных составляющих сигнала, и смотрим на их сумму - сигнал. Вот. Но для музыкантов может оказаться удобным.
Sonic Charge ( Звучит этот синтезатор очень впечатляюще - его звуки мысленно возвращают в фильмы о космосе и пришельцах. Разработчики утверждают, что применили непривычный метод синтеза, основанный на "генетическом" алгоритме (поди знай, что они имеют в виду). Послушать примеры музыки с его использованием, а также скачать бесплатную триальную версию
Единственно правильный способ сворачивания кабеля наушников:
Измерительная программа RightMark Audio Analyzer обновлена до версии 6.2.1.
Шкаф, стенки и дверцы которого целиком и полностью выполнены из старых аудио компакт-кассет, выглядит так: Я думаю довольно эффектно будет смотреться целая комната, оформленная в таком же духе.
В продолжение разговора о современной манере мастеринга дисков (в последний раз я писал об этой проблеме Как можно видеть, аудио сигнал на CD настолько перекомпрессирован, что сигнал оказывается просто клиппированным, что приводит к заметным нелинейным искажениям. На виниловой записи этот эффект менее заметен и искажений там меньше. Не надо быть звукоинженером, чтобы наглядно видеть разницу. Да, паранойя по компрессии записей на CD не отпускает. Удивительно видеть такой ляп на диске именитой группы.
Небольшой видео ролик для всех, кто знаком или не знаком с группой Yello. Признаюсь, я, будучи прекрасно знакомым с их музыкой, а также большим поклонником множества их работ, вообще не знал, что Yello - это всего лишь два человека... А вот тут можно почитать интервью, в котором описывается среди прочего аудио инструментарий.
Для айФона вон сколько софта написали. Как бесполезного, так и полезного. Много и аудио музыкальных программ. Вот, например, интересная - Synthpond - синтезатор амбиента. Довольно интересный концепт. В качестве генератора используются орбиты, по которым движутся объекты. Объекты взаимодействуют друг с другом и с орбитами, издавая звуки заданных тональностей. Получается очень завораживающее аудио действо: На ту же тему - вот ещё одна программа для айфона, и тоже для амбиентной музыки. Bloom называется. По сути - тот же секвенсор, как многие сегодня.
Вскорости станет доступен виртуальный инструмент с голосом саксофона - "Mr. Sax T". Синтезатор создан компанией Звучит он и впрямь правдоподобно.
Контроллер надевается на руку, фиксируя каждое её движение. Разным движениям можно назначать произвольные команды - от смены сэмпла, до изменения высоты тона или настроек эффектов. Таким образом, контроллер открывает просто неограниченные возможности.
Не айподом единым, так сказать! Вот и для Windows Mobile имеется кое что... Для этой платформы, помимоу уже упоминавшегося в журнале, есть ещё и
Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Демосцена, трекерная музыкаОтрадно сообщить вам, что проект T.R.A.C.K.E.R.S. ожил в новом дизайне.
А вот и очередной обзор трекерной музыки, подготовленный нашим уважаемым MyOwn31: Доброго времени суток всем читателям. Напомню, что этот обзор публикуется в рамках регулярных обновлений странички с трекерными модулями. Кстати, MyOwn31 передаёт вам несколько ссылок на трекерную тематику:
И на последок небольшой анонс от Мы рады сообщить, что отныне и навсегда мы отменили какую либо плату за публикацию треков и пользование системой. Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Новости hardwareЖана Мишель Жарра я очень уважаю как музыканта, автора многих просто уникальных музыкальных альбомов. Однако, в последнее время лично меня он стал разочаровывать. Он явно ударился в попсу и в погоню за длинным долларом. Но это мой комментарий на полях. Под маркой с именем музыканта начался выпуск различных аудио гаджетов. Первая ласточка - акустическая система AeroSystem для iPod: AeroSystem – это акустическая система для плееров iPod. Подставка высотой 108 сантиметров включает в себя два динамика по 100 Ватт и один сабвуфер на 450 Ватт. Стоимость системы – около 450 евро.
Довольно примечательное устройство для внешнего управления громкостью проскочило недавно на iXBT. Применяемость его в обычных домашних/офисных условиях сомнительна, но наверняка в специальных приложениях вполне может быть кстати. Это такой слайдер, подключаемый по USB. Как видите, его можно закрепить на любой поверхности и иметь возможность отрегулировать громкость проводя пальцем по сенсору. Называется Slide Control. Я думаю, в принципе, этот сенсор можно для разных нужд использовать, не только для громкости.
Фирма Denon выпустила очередной агрегат из серии винид-в-mp3. DP-200USB умеет перегонять аудио с виниловых дисков прямо в MP3, и даже позволяет сохранить последние на USB-карточку памяти.
Asus продолжает радовать аудио энтузиастов выпуском очень хороших аудио карточек. Так, недавно компания анонсировала выпуск Xonar Essence STX. Подробнее о характеристиках карты
Tritton AX Pro - восьми-канальные (8!) наушники. 180 долларов за 8 каналов аужио и декодирование Dolby Digital 5.1. Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Обновления ПОВ подразделе с реставраторами аудио обновление Magix Audio Cleaning Lab v14 Deluxe v9.0.2.0. Мощное программное обеспечение для компилирования, чистки и управления звуковыми данными всех видов. Позволяет использовать источники звука различных типов: от магнитной ленты, до пластинок и MP3. Позволяет создавать компиляции с наложением эффектов высокого качества, очисткой и последующей записью на CD. Позволяет очистить звук от треска, щелчков и шумов, а также записать очищенные данные на CD защитив их тем самым от дальнейшего износа. Программа имеет множество алгоритмов очистки: decrackler, declicker, denoiser, dehisser, а также компрессор, эквалайзер, расширитель стерео. Позволяет подключать внешние DirectX плаг-ины. Имеет наглядный интерфейс и простое управление. На страничке с редакторами обновление Celemony Melodyne Studio Edition v3.2.2.2 Studio Edition. Эта программа позволяет работать с записанными монофоническими аудио данными в привычном музыканту виде - редактирование и изменение звучания производится путем регулирования непосредственно музыкальных и мелодических характеристик аудио. А именно, программа читает исходный моно аудио материал, производит его анализ, на основе которого представляет аудио данные в виде участков (сэмплов) этого материала разбросанных по соответствующим им нотам (предварительно разметив ритм-сетку). Теперь пользователь может брать отдельные участки аудио и поднимать/опускать их по нотному стану, что соответственно отразится на высоте звучания - таким образом производится редактирование питча. Похожим образом можно изменить длительность звучания участков (time-stretch), а также формантный состав, амплитуду и прочие характеристики. Программа позволяет работать с 24 треками аудио одновременно. Нужно отметить очень высокое качество алгоритмов обработки звука. Использование программы может оказаться крайне незаменимым, например, при корректировке вокала. Там же обновление Reaper 2.53. Компактная многодорожечная аудио студия. Программа поддерживает воспроизведение и запись с ASIO, Kernel Streaming, WaveOut и DirectSound, читает форматы WAV, OGG, MP3 и MIDI, а также умеет записывать WAV и MIDI-файлы. Поддерживает работу с плагинами, предоставляет средства для индивидуальной обработки каждого трека по отдельности, поддерживает темы. Там же обновление Sony ACID Pro v7.0.0.502. Это одна из наиболее развитых программ для создания музыки, основанной на лупах (зацикленных участках аудио). ACID PRO позволяет создавать ремиксы, дорожки для видео, а также звуковые треки ко всему, что требует работу с повторяющимися участками аудио. Поддерживаются DirectX плаг-ины, MIDI, а также имеется множество других возможностей. На страничке с утилитами обновление ASIO4all v2.9. Эта маленькая программа устанавливается в качестве надстройки над потоковым аудио устройством и добавляет к нему интерфейс ASIO. Иными словами, программа позволяет превратить почти любую аудио карту в ASIO-совместимую и добавить драйвер ASIO в систему. (homepage: Там же обновление RightMark Audio Analyzer v6.0. Программа предназначена для тестирования
акустических характеристик звуковых карт, а также другой звуковой аппаратуры.
Тестирование осуществляется путем воспроизведения тестовых сигналов и записи
этих сигналов, прошедших через исследуемый звуковой тракт. Тестированию
подвергаются: АЧХ тракта, уровень шумов и наводок, динамический диапазон,
уровень нелинейных искажений, уровень взаимопроникновения каналов. (official
homepage: Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Чтиво" На нашем форуме я провёл опрос о том, кто как любит слушать музыку. Интервью с Никитой Богословским Там же на хабрахабре " Ещё о Битлз. " Читатель Алексей Романенко прислал вот такое письмо с книгой: ...
Недавно я перевел книгу Дерека Сиверса (основателя музыкального магазина CD Baby) "Как привлечь внимание к своей музыке". Книга представляет собой сборник советов независимым артистам. В ней также перечислены распространенные ошибки, которые совершают музыканты, когда пытаются продвигать свою музыку. В частности, подробно рассмотрены вопросы: Сайт автора книги: Ну, и статейки: " " " "Активные студийные мониторы
ADAM A5" - обзор на " " " " " " " Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке. Интересные и полезные ссылкиНа таблице наглядно показаны диапазоны частот основных музыкальных инструментов, а также точное положение их звуков на графике усреднённой чувствительности человеческого уха. Вашими мыслями вы можете делиться в комментариях к заметке.
Ваши предложения, замечания и новости я, как всегда, жду к себе на e-mail. Напоминаю, что в архиве выпусков можно найти как предыдущий выпуск, так и все до него. Анонс последнего номера журнала в формате RSS До встречи!
|
№149: REAPER - торжество freeware
№156: Берлинский чудак №158: Демосцена, трекерная музыка №133: Торжество Linux Freeware: полноценный аудио секвенсор №167: Трекеры №206: Новости кодирования аудио №145: Музыкант-виртуоз №184: Новости кодирования аудио - сравнение кодеков на 128 Kbps №149: Чтиво |