WebSound.ru Home
    Главная | Комментарии | Архив выпусков | Форум и чат | AudioTag.info | Музоблог | reTracked | Авторский блог  



  Поиск:

Поиск по WebSound.Ru:
Поиск в Интернете:
Powered by




  Партнеры, реклама:




Audio watermarking
TrustedAudio.com



 

Как оживить трекерную музыку

Автор: Дмитрий Кириллов (aka EstEps)

Copyright (C) Dmitry Kirillov (Дмитрий Кириллов)

http://trackers.elkatel.ru

Все права в отношении данного документа принадлежат автору. Воспроизведение данного текста или его части допускается только с письменного разрешения автора.

Выразительные средства музыкального языка

Трекер накладывает на музыканта, который с ним работает, ряд жестких ограничений. Прежде всего, это четкий темп, который жестко задается в самом начале работы над произведением - и большинством трекерщиков, как ни прискорбно, не меняется с течением музыки вообще. Далее, размер (т.е. количество сильных долей в такте) - сама структура паттерна по умолчанию подразумевает, что композитор будет пользоваться размерами 2/4 или 4/4. Как правильно заметил Manwe/SandS, трекер позволяет обойти это ограничение визуально, но не все этим пользуются - лишь у нескольких музыкантов я слышал 7/8 и 3/4. К счастью, ограничение на количество каналов уже практически отсутствует. В этой части статьи речь пойдет о том, какими средствами можно обойти как вышеназванные, так и некоторые другие условности, связанные прежде всего с толкованием трекера как инструмента для написания исключительно электронной музыки.

Динамическое развитие

Под динамикой в теории музыки понимается, как уже упоминалось, громкость звука. В процессе развития музыкальной мысли динамические оттенки играют немаловажную роль.

Теория музыки определяет следующие основные термины для определения динамики: p (piano, пиано) - тихо, pp (pianissimo, пианиссимо) - очень тихо, mp (mezzo piano, меццо пиано) - не очень тихо, mf (mezzo forte, меццо форте) - не очень громко, f (forte, форте) - громко, ff (fortissimo, фортиссимо) - очень громко, dim (diminuendo, диминуэндо) - постепенно затихая, cresc (crescendo, крещендо) - постепенно увеличивая громкость.

Трекер предоставляет очень удобные возможности для управления динамикой: колонка громкости (volume column) для установки громкости конкретного звука, команды скольжения громкости (volume slide) для создания эффекта постепенного увеличения/уменьшения громкости (crescendo/diminuendo), команды изменения общей громкости (global volume) для общего изменения динамики, огибающие (evenlope) для программирования общих правил изменения громкости инструмента. Соответственно, динамика может изменяться как для одного/нескольких каналов, представляющих один инструмент, так и для всех каналов. Вот некоторые способы динамического развития:

  • Внутри фразы (аналогично ударению на какой-то слог или слово в человеческой речи);
  • Внутри крупного построения (выделение динамикой какой-либо отдельной фразы);
  • Плавное изменение динамики (crescendo или diminuendo) - помогает нагнетать напряжение или, напротив, успокаивать звучание;
  • Общий фейд (fade): "вползание" музыки или, напротив, ее постепенное затухание (например, в самом конце);
  • Создание контрастных элементов в музыке (сопоставление различных образов или частей через ярко выраженную динамическую границу - первый образ тихо, второй - сразу громко или наоборот);
  • Разделение темы и сопровождения (тема, т.е. мелодия, практически всегда должна быть на переднем плане).

Темповое развитие

Темп - величина, показывающая, насколько быстро или медленно исполняется произведение. В теории музыки существуют определенные основные термины для обозначения темпа и его изменения: largo (ларго, широко) - самый медленный темп, adagio (адажио, спокойно) - медленно, andante (анданте, в ритме шага) - спокойно, allegro (аллегро, весело) - быстро, presto (престо, скоро) - очень быстро, piu mosso (пиу моссо, более оживленно) - скорее, meno mosso (мено моссо, менее оживленно) - медленнее, rit (ritenuto, ритенуто) - постепенно замедляя.

Для изменения темпа в трекере можно пользоваться тремя основными способами: командой скольжения темпа (tempo slide) для постепенной смены темпа, командой изменения темпа (set tempo) для мгновенной смены темпа и командой задержки ноты/паттерна (note/pattern delay) для приостановки движения музыки. Учтите, что в ряде трекеров имеется еще такая величина, как скорость (speed) - она показывает, сколько единичных отсчетов (frames или ticks) приходится на один ряд паттерна. По умолчанию эта величина обычно равна 6, и я рекомендую использовать либо ее, либо кратные 3 величины для того, чтобы темп произведения соответствовал или был кратным общепринятым величинам. Это может пригодиться при сведении tracker+MIDI.

Вот некоторые способы темпового развития:

  • Агогика - небольшие отклонения от темпа в процессе исполнения музыкального произведения. Используется, чтобы придать "движение" фразе.
  • Изменение темпа для развития образа (часто используется одновременно с изменением динамики, но не всегда) - ускорение нагнетает напряжение, замедление успокаивает;
  • Общее замедление под конец большой части или всего произведения - классическая традиция, очень хорошо звучит в качестве утверждения финального звука/аккорда;
  • Сопоставление контрастных образов/частей (аналогично динамике);
  • Создание сложных смешанных размеров или сложных ритмических фигур (например, триолей, когда на одну четверть вместо двух восьмых приходятся три, равномерно распределенные).
  • (по совету Manwe/SandS) Создание свинга - постоянного смещения темпа по отношению к сильной доле (темп как бы "гуляет").

Мелодическое развитие

Несомненно то, что ведущая роль в формировании музыкальной мысли принадлежит мелодии, о которой я уже упоминал в предыдущей части статьи. Пожалуй, самым затруднительным для многих композиторов является именно написание хорошей, запоминающейся мелодии, которая, к тому же, несла бы в себе определенный эмоциональный заряд, призванный донести до слушателя содержание произведения. Как уже упоминалось, мелодия легко делится на фразы - такие части, которые можно отделить друг от друга цезурой, или как бы дыханием. Естественно, это касается и инструментальной музыки - достаточно представить, что вы поете свою мелодию. О том, как именно можно писать мелодию, речь пойдет чуть позже, а пока - несколько общих рекомендаций по возможностям ее разработки:

  • Изменение регистра (перенос мелодии на октаву выше или ниже либо же передача ее другому инструменту);
  • Создание подголоска (как бы второй мелодической линии, звучащей одновременно с основной мелодией, но прописанной другими нотами);
  • Использование нескольких мелодических тем (для формирования разных образов);
  • Употребление альтерированных звуков (т.е. таких звуков, которые не входят в основной звукоряд выбранной вами тональности, если, конечно, вы пишете тональную музыку :));
  • Комбинация скачков и плавного голосоведения (плавное голосоведение - это когда между двумя соседними нотами мелодии расстояние не больше полутора-двух тонов, т.е. терции; скачки - все, что больше этого расстояния);
  • Использование ритмических вариаций (см. ниже);
  • Выбор направления голосоведения для формирования смыслового развития (если мелодия идет вверх, напряжение нагнетается и наоборот; может использоваться вместе с вышеперечисленными динамическими и темповыми способами развития).

Ритмическое развитие

Под ритмическим развитием подразумевается варьирование ритмических фигур, т.е. комбинаций длинных и коротких нот. Напомню, что основными длительностями являются (в порядке уменьшения): целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая, тридцать вторая. Реже используются бревис (равен двум целым) и мелкие длительности (1/64 и короче). Если о длительности говорят, что она "с точкой" (т.е. "четверть с точкой"), то, следовательно, она звучит в полтора раза длиннее. Отмечу, что в трекере, в отличие от MIDI, трудно сказать сразу, какая нота является четвертью, а какая - восьмой, ибо размер такта (т.е. структурной единицы музыки от одного сильного ударения до следующего; в такте в зависимости от размера может быть 4/4, 3/4, 7/8 и т.п.) не привязан жестко к длине паттерна и может быть равен как 1/8, так и всему паттерну. Поэтому условимся для среднего темпа (90-140, spd=6) четвертью считать звук, тянущийся между каждыми 8 рядами.

Вот способы ритмического развития:

  • Использование сложных ритмических рисунков: пунктир (четверть с точкой + восьмая), синкопа (восьмая + четверть с точкой), триоль (3 восьмые на 1 четверть), квинтоль (5 восьмых на 1 четверть) и т.п.;
  • Сжатие/разрядка ритма (при прежнем темпе и сопровождении мелодия звучит в 2 раза быстрее или медленнее);
  • Смещение фразы или мотива (кусочка фразы) в паттерне относительно предыдущего проведения (вносит разнообразие);
  • Использование разных длительностей для формирования образа (длинные ноты создают спокойный, скорбный, созерцательный образ, короткие - яркий, быстрый, острый) - может использоваться вместе с динамическим, темповым и мелодическим развитием для усиления/ослабления напряжения.
  • Использование пауз (они помогают разделять фразы и более крупные построения, вносят разнообразие в мелодию, используются для имитации некоторых живых инструментов);
  • Создание вариаций (т.е. нескольких вариантов одной и той же темы, различающихся незначительно в плане ритма, мелодии, фактуры и пр.).

Тембровое развитие

Тембр позволяет отличить звучание одного инструмента от других. Использование разных тембров вносит в аранжировку определенное разнообразие, дает возможность для гибкого создания образа. Трекер изначально задумывался как многотембровая программа; он предоставляет богатые возможности для работы с сэмплами и инструментами. При написании музыки важно следить за тем, чтобы баланс голосов был соблюден, иначе возникает опасность либо завалить произведение в область низких частот, лишив его "полетности", либо убрать ту базу, на которой держится вся гармония (т.е. убрать бас). Перечислю несколько способов тембрального развития:

  • Формирование образов - если использовать "живые" инструменты, то по их звучанию можно довольно легко определить, какой из них что символизирует. Это и теплый тембр кларнета, и пасторальный звук гобоя, и полный внутренних переживаний скрипичный тембр, и грандиозный, торжественный орган. Электронные музыкальные инструменты тоже можно использовать для формирования образа исходя из их звучания;
  • Смешивание тембров (например, рояль+струнные) - помогает создать необычные сочетания из взаимодополняющих инструментов;
  • Изменение тембров за счет подмены инструментов - например, длинный пассаж, поочередно проходящий у низких валторн, фагота, кларнета, флейты и флейты-пикколо (самый высокий инструмент из перечисленных) - позволяет расширить диапазон пассажа (т.к. один инструмент его не смог бы сыграть) и внести логическое развитие в произведение;
  • Создание вариаций (см. выше);
  • Придание определенной атмосферы произведению (например, slap bass очень хорошо оттеняет все современные направления джаза; блюз почти немыслим без саксофона и т.д.);
  • Введение дополнительных тембров для усиления кульминации.

 

Я очень благодарен всем откликнувшимся на первую часть статьи - особо хочу отметить критические замечания Manwe//SandS и Cyberworm//IQ, которые помогли мне организовать дальнейшую работу. Комментарии и предложения высылайте по адресу esteps@mail.ru