Х отите написать собственную мелодию для мобильника, но не знаете с чего начать?
Что и зачем
Стремительное распространение и растущая популярность сотовой связи в нашей стране приводит к тому, что все большее число людей (особенно жителей крупных городов) обзаводится мобильными телефонами. Современный мобильник давно перестал быть «просто телефоном» и быстро обзавелся такими (мало)полезными функциями, как будильник, органайзер, конвертор валют, записная книжка и т.д. К тому же, в отличие от обычного (если помните, были такие устройства, где номер надо было набирать не щелкая по клавишам, а крутя диск) телефонного аппарата сотовый телефон способен воспроизводить нечто большее, чем классические «дзззз». О чем это мы? Конечно же речь идет о рингтонах или мелодиях, загрузив которые вы можно сделать свою трубку «не такой, как у всех».
В данной статье мы поговорим о том, как при помощи персонального компьютера создать и загрузить в телефон собственную мелодию (ригнтон, от англ. ringtone ). Мелодии мы будем именно создавать (в крайнем случае обрабатывать), а не скачивать. Так что если вам не терпится найти ответ на вопрос о том, где же можно найти полифоническую версию «Бригады», можете смело закрывать журнал и отправлять его в мусорную корзину. Советов по загрузке звуков в форматах AAC , MP 3, AMR , MMF (голос) и т.п. мы также давать не будем, зато немного расскажем о том, как сделать простую аранжировку любимой песни и загрузить ее в сотовый телефон.
Потребуется для этого как минимум ПК (обязательно), мобильник (желательно с поддержкой полифонических звонков), пара программ (взять многие из которых можно с прилагаемого к журналу диска) и наличие слуха (последнее строго обязательно). Навыки работы с MIDI редактором или трекером, и понимание основ нотной записи тоже не повредят. Поехали...
Вариант первый: нет шнура ( IrDA , Bluetooth ) или телефон не поддерживает связь с ПК
Конечно, записывать в телефон готовые файлы гораздо приятнее, чем набирать их на крохотной клавиатуре, однако отчаиваться не стоит. В конце концов, у вас будет прекрасная возможность отшлифовать навыки набивания команд во встроенном Composer ’е.
Ситуация несколько осложняется тем, что готовую одноголосную мелодию (о том, как ее получить мы поговорим чуть позже) потребуется перевести в формат, понятный конкретной модели телефона, а способы ввода нот у различных аппаратов могут значительно отличаться. Справиться с проблемой поможет Coding Workshop Ringtone Converter (http://www.codingworkshop.com/), позволяющая без особого труда преобразовывать RTTTL ( Ring Tone Text Transfer Language , язык передачи звонков ) и MIDI ( www. midi. ru) файлы в команды, пригодные для «вбивания» мелодий в конкретную модель телефона (о том, как работать со встроенным редактором мелодий вы можете узнать из инструкции, прилагаемой к аппарату). К сожалению, программа платная, а потому большего, чем «чижик-пыжик» из нее за «спасибо» выжать не удастся: придется либо платить, либо искать альтернативу. Если платить не хочется, можно поискать подходящий софт для конкретного телефона на www. mobilmusic. ru или на сайте производителя.
Язык передачи мелодий не так уж и сложен, а освоить работу с ним можно без особого труда. Типичный RTTTL ( http:// mobilmusic. ru/ standart. shtml) файл выглядит следующим образом:
Bach:d=16,o=6,b=125:8b,d7,b,8f#,b,f#,8d,f#,d,4b5,f#5,b5,d,b5,c#,b5,c#,b5,a#5,c#,e,c#,8d,8b5
Помня, что ноты до/ре/ми/фа/соль/ля/си соответствуют c / d / e / f / g / a / b , а “#” – ни что иное, как диез, можно научиться достаточно бегло читать подобные записи сходу:
Сначала следует название мелодии на латинице, отделенное от остальной части кода двоеточием. Параметрам d , o и b соответствуют длительность ( duration ), октава (octave) и темп, BPM ( beats per minute , число ударов в минуту). За двоеточием следует собственно мелодия. В общем виде каждая нота может быть представлена в виде [длительность] нота [доп. параметры] [октава] разделитель(запятая). Значения по умолчанию можно опускать. В нашем случае вместо “16 b 6” можно записать “ b ”, т.к. d =16 и o =6 уже заданы.
Длительность (по умолчанию равна 4, одна четверть) может принимать одно из следующих значений: 1, 2, 4, 8, 16 и 32, что соответствует целой ноте, половинке, четверти, и т.д. Дополнительными параметрами являются «.»(увеличение длительности в полтора раза), «;» и «&» (2 и 2.5 раза соответственно)... Если вы хоть немного знакомы с нотной грамотой, то быстро научитесь переводить RTTTL команды в ноты и наоборот. Только не забудьте перед отправкой в телефон протестировать (например, при помощи wbeep или Nokian Ringtone Player ) полученный файл и убедиться в отсутствии ошибок.
Конечно, активно применяемый в аппаратах Nokia RTTTL является далеко не единственным языком передачи мелодий, зато, освоив его, вы без труда сможете перейти на менее известные «языки» вроде iMelody . Да и большинство одноголосных мелодий на заморских сайтах распространяются именно в RTTTL . К тому же, вы всегда можете воспользоваться услугами какого-либо из доступных конверторов ( www . mobilmusic . ru / conv ) кодов для того, чтобы преобразовать мелодию в нужный формат.
Кстати, некоторые модели телефонов (например, Siemens серии S и т.д.) поддерживают ввод мелодий с отображением нотного стана. Людям, умеющим работать с нотами, это значительно облегчит жизнь, малограмотным же владельцам подобных аппаратов можно посоветовать найти какой-нибудь сборник нот (http://www.elibron.com/russian/music/index.phtml) и потренироваться на нем. На худой конец, можно попробовать преобразовать RTTTL код в ноты при помощи бесплатной утилитки Nokring .
И в России (http://www.beeonline.ru/portal/melody_logo/nokia.sms/melody.sms) и на Западе (http://ringtone.com) сейчас довольно популярны сервисы получения мелодий по SMS / MMS . Для того, чтобы загрузить понравившуюся мелодию нужно всего лишь позвонить по определенному номеру. К слову, услуга эта (нередко предоставляемая операторами мобильной связи) платная, а потому нам совершенно неинтересна.
Еще одним возможным способом загрузки мелодии в телефон без необходимости его подключения к ПК является WAP. Для тех, чьи мобильники имеют подобный «наворот» загрузить мелодию из Сети не составит труда. Если же вы вообще не знаете, откуда начать, загляните на wap.mobilmusic.ru и посмотрите хит-парады. Кстати, при помощи того же Mobilmusic (http://www.mobilmusic.ru/blog.shtml) можно загрузить любую MIDI мелодию через WAP. Достаточно заполнить специальную форму и отправить нужный файл на сайт.
Вариант второй: телефон подключен к ПК
При подключении телефона к персональному компьютеру мы автоматически освобождаемся от достаточно нудной процедуры набивания мелодий вручную и все, что нам остается это создать пригодный для записи в телефон MIDI (если аппарат с MIDI работать не умеет, мелодию можно будет конвертировать в более подходящий формат) файл. Софт для передачи мелодий в телефон обычно прилагается к data cable , хотя его можно и загрузить отдельно с сайта производителя. В любом случае, не будем зацикливаться на деталях соединения телефона и ПК (если что-то не получится - читайте инструкции и FAQ ), нас интересуют в первую очередь сами файлы.
Только вот где же их взять? Первое, что приходит на ум – найти в Интернет. Искать можно как в бесплатных архивах «мелодий для сотовых телефонов» (значительная часть которых передирает друг у друга десятки мегабайт ширпотреба вроде шнуровской «темы мобильника»), так и на менее популярных сайтах, предлагающих авторские работы. Последние гораздо интереснее, т.к. мелодии, находящиеся на них, нередко создаются профессиональными композиторами и аранжировщиками, что положительно сказывается на качестве.
Тем не менее, даже скачивая музыку профессиональных композиторов вы можете столкнуться с рядом проблем, с которыми придется считаться. Первая: авторские MIDI файлы, написанный для прослушивания на ПК могут иметь слишком большой размер. Конечно, для нынешних компьютеров размер в пару десятков или даже сотен килобайт смехотворно мал, но вот для мобильных телефонов, объемы памяти которых часто не превышают мегабайта подобные цифры кажутся огромными. Дело в том, что формат MIDI ( musical instrument digital interface ), созданный вовсе не для развлечений, позволяет хранить не только ноты, но множество дополнительной информации, например эффекты, часто бесполезные для исполнения музыки при помощи телефона. Кроме того, возможности даже современного аппарата (с его десятком-другим инструментов) несопоставимы с возможностями даже простых звуковых карт, не говоря уже о профессиональных MIDI устройствах. Как следствие, в файле может содержаться огромное количество избыточной информации, бесполезной для синтезатора сотового телефона. Следующей проблемой является полифония: количество одновременно звучащих нот в MIDI файле может быть достаточно большим (особенно в сложных аранжировках), в то время как мобильник может воспроизводить одновременно лишь очень ограниченное количество звуков. Что же получается в итоге? А то, что значительная часть “просто MIDI ” файлов, которые наверняка окажутся в вашем поле зрения, будет непригодна для использования в качестве рингтона без дальнейшей доработки (о том, как ее провести мы расскажем чуть позже).
Некоторые модели телефонов (например, Nokia 3100) поддерживают формат SP - MIDI ( scalable polyphony - MIDI ), предназначенный для работы с устройствами с ограниченной полифонией. Достоинством использования этого формата является возможность создания файлов, одинаково хорошо воспроизводящихся как при помощи простых моделей мобильников, способных проиграть не более 4 нот за раз, так и для их более «навороченных» собратьев. При этом аранжировка станет проще, а мелодия не исказится, как это нередко происходит при загрузке обычных MIDI файлов. К сожалению, возможности по созданию музыки в SP - MIDI при помощи ПК небольшие, а подавляющее большинство программ для работы с файлами этого формата ( PolyPhonix Studio , Mobile Music Poliphonic , Sound Studio Pro II , etc ) является платными. Выходом из положения могут стать программы PSMPlay и SP-MIDI MIP Message Edit Tool (http://www.authoringtool.net/wts/html/service_top.htm), способные преобразовывать SMF ( standard midi file ) в SP - MIDI . Полученный файл можно будет прослушивать как при помощи обычных мобильных телефонов (с соответствующими ограничениями), так и с помощью аппаратов, поддерживающих SP - MIDI . В последнем случае мы получим не только более адекватную передачу мелодии, но и возможность качественного воспроизведения на нескольких аппаратах, имеющих различную полифонию.
Идеальный звонок
Давайте попробуем создать небольшой список требований, которым должен удовлетворять «идеальный» рингтон:
- Четко прослеживаемая мелодия: какой смысл в загрузке мелодии, если в ней нет главной темы или главная тема звучит недостаточно четко? Рингтон и саундтрек из серии «звуки природы» имеют совершенно разное назначение.
- Цикличность: возможность зацикливания мелодии не обязательна, но желательна, ведь до того, как вы возьмете трубку, короткая мелодия может закончиться.
- Полифония и поддержка инструментов: заранее определитесь, сколько голосов будет содержать ваш рингтон. Несмотря на заявленную поддержку современными телефонами 12 и более голосной полифонии, лучше всего мелодии звучат при использовании 1-4 каналов. К тому же нередко звонки с большим числом каналов звучат слишком тихо, что сводит все усилия по их созданию на нет.
- Длительность: некоторые модели телефонов накладывают ограничение на максимальное число нот или длительность мелодии.
- Громкость: тихий звонок это оксюморон. Мелодия должна звучать предельно громко для того, чтобы ее можно было расслышать в шумном помещении.
- Небольшой размер файла: в идеале менее килобайта, ведь места в памяти телефона не так уж и много. К тому же, некоторые аппараты крайне неохотно работают с файлами размером более десятка-двух килобайт.
- Отсутствие лишней информации в файле: даже при отсутствии оркестровой аранжировки файл может содержать кучу бесполезной для телефона информации вроде MIDI эффектов, данных о панорамировании или же нот с нулевой длиной, оставшихся после ввода мелодии с клавиатуры.
Моя первая мелодия
Мелодию можно загрузить, а можно и создать самому. Второй способ, разумеется, не в пример интереснее, ведь похвастаться собственноручно созданной мелодией может не каждый. Рингтон можно либо написать с нуля (при наличии соответствующих навыков) либо собрать из уже имеющейся композиции.
В последнем случае мы можем либо обработать уже готовый MIDI файл (в т.ч. и сочиненный нами же), сделав его пригодным для загрузки в мобильник, либо конвертировать мелодию в MID файл. Почему MIDI ? Ответ прост: это наиболее распространенный формат мелодий, с которым прекрасно работает большое число программ. К тому же, преобразование готовой мелодии из MIDI файла в нужный формат ( RTTTL , iMelody , SMAF и т.д.) не составит труда.
Мысли о преобразовании MP 3 ( WAV , OGG , WMA , и т.д.) файла в MIDI лучше сразу отогнать. Несмотря на огромное количество всяческих утилит для перевода WAV файлов в MIDI (взять хотя бы Mobile Music Polyphonic ), качество их работы оставляет желать лучшего. Если понравившейся мелодии нет нигде, навыков по работе с музыкой никаких, но «очень хочется», лучше доверьте дело профессионалам, которые за скромную (или не очень) плату ($20-50) сделают вам «мидюшку».
Давайте лучше подумаем, какой из известных нам звуковых форматов более всего похож на MIDI . Правильно, трекеры. Популярная во времена расцвета Amiga и Spectrum трекерная музыка и по сей день не теряет актуальность, тем более что в форматах MOD , XM или IT хранится немалое количество шедевров. А вспомните старые приставочные игрушки, какая там была музыка... К слову, пронзительный писк старых «чиповых» мелодий как нельзя лучше подходит для аппаратов с FM ( frequency modulation , частотная модуляция) синтезатором.
Самый простой способ преобразовать трекерную композицию в MIDI файл заключается в использовании программы 2 MIDI (un4seen.com). Работает она достаточно аккуратно, хотя 100% соответствия в силу особенностей форматов дать просто не в состоянии. Да и не нужна нам композиция целиком, мы ведь не музыкальный архив готовим. Понятно, что без вмешательства человека дело в гору не пойдет. Процесс создания «мобильной» аранжировки для трекерной (и не только) композиции может сильно меняться в зависимости от файла, так что успех дальнейших действий во многом зависит от вашего слуха и понимания основ музыкальной грамоты. Приведем пример создания рингтона из достаточно известной композиции maalaistollukka за авторством B eathawk/wizzcat. Если вы раньше работали в трекере, выполнение описанных действий не вызовет никаких трудностей. Если нет – просмотрите справку к Modplug для того, чтобы разобраться с основными принципами работы программы.
Файл представляет собой композицию в относительно простом формате MOD со всего четырьмя каналами, что значительно упрощает работу (не начинать же сразу со сложного). Нашей задачей будет выделить главную тему композиции и записать ее в одноголосный MID файл, готовый для записи в телефон или преобразования в RTTTL .
Открываем модуль при помощи трекера ( Modplug ) и смотрим структуру композиции. Щелкая на заголовках каналов мы можем их динамически отключать или включать, что значительно помогает при поиске нужного фрагмента. Таким образом, мы узнаем, что канал 4 отвечает за бас партию, канал 2 за ритм и ударные, каналы 1 и 3 исполняют, по большому счету, одну и ту же мелодию, а начиная с третьего паттерна (англ. pattern ), обозначенного единичкой, основная тема зацикливается. Для того чтобы удалить лишние призвуки, «глушим» каналы 2-4 (щелчок правой кнопкой на заголовке канала 1, solo ) и удаляем все паттерны, начиная с третьего...
Для экономии места можно также удалить эффекты (крайние правые столбцы колонки канала 1). Во вступлении (первый паттерн) автор модуля использовал динамическую смену ритма (эффект Fxx ), так что, удалив 2-4 каналы ( Ctrl + L , del ) вам придется слегка отредактировать паттерн, сократив пространство между нотами:
G5 |
11 |
F05 |
|
|
|
A5 |
11 |
|
|
|
|
B 5 |
11 |
|
|
|
|
|
|
D 00 |
( D 00 – конец паттерна). Готово.
Осталось лишь преобразовать полученный нами фрагмент в MIDI при помощи команды File>Export as MIDI.
При экспорте можно выбрать для инструмента 11 (использованный в модуле для главной партии) один из доступных MIDI инструментов. Теперь при помощи MIDI2 RTTTL или другой аналогичной программы можно преобразовать полученный звонок в RTTTL и поделиться им с друзьями. Или не делиться. Как захотите.
Работа с трекером – один из самых простых способов написания не слишком навороченных мелодий, а поработав с ним некоторое время вы сможете без особого труда создавать собственные рингтоны.
Обработка готового MIDI файла ничем принципиально не отличается от работы с модулями. Вам так же придется удалять ненужные партии инструментов или «лишние» ноты, очищая мелодию перед записью в телефон. В конечном счете при редактировании мелодии вам приходится постоянно выполнять набор определенных действий:
- Постановка задачи. Какого типа мелодию требуется выделить: полифоническую или одноголосную? Каково максимальное число одновременно воспроизводимых звуков?
- Выделение канала (каналов), воспроизводящих основную тему. Для одноголосной мелодии попытка собрать всю ценную информацию в один канал (насколько это возможно).
- Удаление лишних каналов (спецэффекты, повторяющиеся партии и т.д.), не несущих ценной информации.
- При необходимости обрезка мелодии до заданной длины: информация, находящаяся за пределами первых 30 секунд вполне может считаться лишней. Как-никак музыка будет звучать в телефоне, а не портативном MIDI плеере.
- Очистка каждого из оставленных каналов. Удаляются лишние эффекты (это лучше всего делать в редакторе событий), а также ноты, не несущие важной информации (призвуки и т.д.). Названия каналов, комментарии и текст песни вряд ли пригодятся вашему телефону, зато позволят сэкономить несколько (кило)байт.
- При необходимости замена инструментов на поддерживаемые вашим телефоном (пианино поддерживается везде). Старайтесь подобрать инструменты, наиболее похожие по звуку на исходные.
- Нормирование громкости: чтобы мелодия звучала громче, громкость канала, содержащего основную тему лучше выставить равной 127, соответственно отредактировав значения остальных каналов. Если и после этой манипуляции звук остается тихим, можно продублировать необходимые каналы (техника, не подходящая для студийной записи, но достаточно удобная для рингтонов).
Поверьте, создать собственный рингтон не так уж и сложно, а наградой вам будет являться уникальная мелодия, которую нельзя будет за пару минут найти в Интернет.
И не отчаивайтесь: если что-то не получается с первого раза, отложите работу или посетите форумы одного из сайтов, посвященных созданию MIDI музыки: вам наверняка помогут.
Напоследок дадим пару полезных ссылок:
http://emusician.com/ на этом англоязычном сайте, помимо прочего, находится прекрасная статья Гайдена Портера «Phone It In!», рассказывающая о форматах современной «мобильной» музыки.
http://arcadetones.emuunlim.com/ даже если вас не интересуют мелодии из игр, с этого сайта можно загрузить неплохую подборку «музыкальных» программ для работы с рингтонами.
http:// smaf- yamaha. com огромное количество информации по формату SMAF ( mmf) включая полезные советы, программы и даже несколько уроков «мастер-класса» от профессионального композитора.
где взять музыку
Приведем небольшой список сайтов, где вы сможете (разумеется, бесплатно) найти мелодии, пригодные для создания собственных рингтонов.
www.midi.ru
Название сайта говорит само за себя: музыка, софт, статьи... все, что нужно для работы с MIDI.
www.mobilmusic.ru
Достаточно популярный российский сайт с неплохой подборкой рингтонов. Если вы ищите что-то «попсовое», оно наверняка уже есть на mobilmusic. ru. Кстати, существует WAP версия сайта.
http://virtual.xs4all.nl/world/
«Мир MIDI музыки». Достаточно большой архив с качественным содержимым.
http://www.vgmusic.com/
Музыка из видеоигр в формате MIDI. Потратив совсем немного времени здесь можно раздобыть практически всю игровую классику: Pacman, Wizardry, Legend of Zelda, Tetris и т.д.
http:// aitech. ac. jp/~ ckelly/ SMF. html
Ссылки на сайты композиторов, распространяющих свою музыку в формате MIDI. Побродив по ним, можно найти немало действительно интересных вещей.
http://www.midisite.co.uk/
Неплохой поисковик по MIDI сайтам. Если вы точно знаете, что ищите, он вам наверняка пригодится.
http://www.modarchive.com
Большой архив трекерной музыки. Архив действительно большой, так что если вы не знаете, с чего начать, загрузите десяток-другой мелодий из списка TOP10.
http://www.ringtonerfest.com
Один из многих RTTTL архивов. Музыка на любой вкус.
Cоветы чайникам
Если с нотной записью у вас не лады, а сочинение музыки – не ваш конек, не стоит опускать руки. Достаточно простые (и неплохо звучащие) мелодии можно получить, последовательно записав в музыкальном редакторе ноты одного-двух аккордов (думаете, современная поп-музыка пишется иначе?) или фрагмент гаммы (http://www.bikexprt.com/tunings/fibonaci.htm).
Приведем пару примеров подобных мелодий, созданных «на ходу»:
Sample1:d=4,o=5,b=120:8c,8f,8g,16c.,8f,8g.,8p,16p,8c,16f.,8g,8c,8g#,8g.,8p,32p,8c,8f,8g,8c,8f,g,16c.,8g#,8g.
Sample2:d=4,o=5,b=120:8f,8c,8g,16c.,16f,16g,8c,8g,8c,16g,16f,16c.,8g,8c,8c,8g,8c
Мелодии с «виброй»
Наверняка многие из вас видели телефоны, мигающие и вибрирующие в такт мелодии. Со стороны подобная «дискотека» выглядит довольно эффектно, да и возможность почувствовать мелодию по ритму «вибры» вряд ли можно назвать бесполезной (особенно при использовании исключительно виброзвонка).
Некоторым из вас будет интересно, как можно создать подобный эффект самим. Прежде всего, следует убедиться, что телефон поддерживает возможность вибрации и изменения подсветки в мелодиях. Если такой функции нет (можно проверить на стандартном наборе рингтонов), то заставить телефон «дрожать» в такт можно при помощи трека с повторяющимся набором звуков, соответствующих резонансной частоте динамика (к слову, владельцы Alcatel 535/735 так и делают), главное при этом – не перестараться и не угробить телефон.
Если мобильник способен полноценно работать с мелодиями формата iMelody , попробуйте загрузить в него тестовый файл с нашего диска или преобразовать готовую MIDI мелодию в iMelody при помощи PSMPlay ( File - Create Imelody ), включив опции vibra и led .
Одноголосный iMelody файл можно создать вручную или преобразовать в этот формат любую RTTTL мелодию. Просто взгляните на наш пример:
BEGIN:IMELODY
VERSION:1.2
FORMAT:CLASS1.0
NAME:Cant Take My Eyes Off You
COMPOSER:Ja99iE
BEAT:125
STYLE:S1
VOLUME:V15
MELODY:backonvibeonledon*4b3ledoff*4b2ledon*4b3ledoff*5# c2ledon*4b3ledoff*4#g3ledon*4b1backoffvibeoffr1backonvibeonledoff* 4b3ledon*4b2ledoff*4b3ledon*4b3ledoff*4a2ledon*4a2ledoff*4b3ledon* 4a2backoffvibeoffr1backonvibeonledoff*4a3ledon*4a2ledoff*4a3ledon* 4b2ledoff*4a3ledon*4#g2ledoff*4a2.backoffvibeoffr1backonvibeonledon* 4a3ledoff*4a2ledon*4a3ledoff*4a2ledon*4#g3ledoff*4g3ledon*4# g2backoffvibeoffr2r1backonvibeonledoff*4#g3ledon*4#g2ledoff*4# g3ledon*4#g2ledoff*4#f3ledon*4f3ledoff*4#f1backoffvibeoffr1backonvibeonledon* 4#f3ledoff*4#f2ledon*4#d3ledoff*4#f2ledon*4e3ledoff*4#d3ledon*4e1backoffvibeoff
END:IMELODY
Как несложно догадаться, vibe , back и led как раз отвечают за вибрацию телефона и светомузыкальные эффекты. Осталось лишь разобраться со спецификацией формата (http://www.isms.ru/article.shtml?art_2) и можно приниматься за создание собственной мелодии.
Те же самые эффекты можно получить и при помощи более продвинутого формата SMAF ( mmf ), поддерживаемого многими телефонами Samsung . Создать «мигающий» SMAF файл из MIDI можно при помощи бесплатной утилиты PSMPlay ( File - Create SMAF ), присвоив эффектам два MIDI канала (сначала, разумеется, придется создать эти самые каналы).
C SP - MIDI чуть сложнее. Насколько нам известно, поддержки световых эффектов в нем нет, но возможность включения виброзвонка во время проигрывания имеется. Для создания вибрации можно воспользоваться программой Sound Studio Pro II, (Options-Prepare for SPMIDI export-Function-Create Vibra Track).
Cимфония для мобильника
К счастью, не перевелись на свете люди, способные удивлять нас своими затеями.
К примеру, господин Golan Levin сотоварищи не только сочинил получасовую симфонию для мобильных телефонов, но и сумел ее воспроизвести, используя телефоны слушателей ( sic !), присутствовавших на концерте. С фрагментами этого чуда можно ознакомиться по адресу http://www.flong.com/telesymphony/.
Об авторских правах
Уважайте авторов произведений, с которыми вы работаете. Даже если вы нашли мелодию на бесплатном архиве, это вовсе не означает, что ее можно использовать для чего угодно (например, выкладывать на ваш собственный сайт). Создавая аранжировку вы не становитесь автором произведения, а попытка назвать произведение своим – ни что иное, как плагиат. Созданную самостоятельно мелодию или аранжировку можно отослать друзьям или выложить на свой сайт (при ссылке на автора оригинала), но нельзя продавать (без согласования с владельцем авторских прав). Максимум, на что вы можете претендовать, так это на запись в комментарии созданного вами файла: Tune by Original _ author , arranged by your _ name . Имя автора часто можно найти в комментарии файла, названиях каналов (излюбленный прием трекерщиков) или определить по названию.
Про новые телефоны и старый Sound Blaster
Существует по крайней мере два способа воспроизвести звук инструмента: проиграть заранее оцифрованный звуковой фрагмент или же синтезировать его налету. Многие мобильные телефоны, как и звуковые карты десятилетней давности, предпочитают второй способ. Звук при этом обычно получается более резким, а звучание инструментов менее узнаваемым (слышали когда-нибудь звук цимбал, полученный при помощи FM синтеза? Послушайте обязательно). С другой стороны, писк FM синтезатора легче выделить из окружающего шума, да и звучит он иногда приличнее пережатых сэмплов.
В любом случае приобретая телефон поинтересуйтесь, какой у него тип звонка. Впрочем, если звук нравится – можете не морочить себе голову :)