Вы идете домой, радостно прижимая к себе небольшую коробочку. Вы так долго мечтали об этом и вот он, диск с любимой композицией, купленный за огромные деньги в одном из специализированных магазинов. Вы уже дома, диск находится в приводе компьютера или домашней стереосистемы, вы нажимаете кнопку Play и... ничего не происходит.
К несчастью, подобный вариант развития событий – не редкость. Увлекаясь борьбой с ветряными мельницами и видя в каждом потенциальном покупателе злобного пирата, звукозаписывающие компании сейчас активно используют так называемые " copy protected ” аудио компакт-диски, которые (по замыслу их создателей) не должны воспроизводиться на персональных компьютерах, препятствуя распространению музыкальных файлов в пиринговых сетях Интернет.
К сожалению, на практике дела обычно обстоят совсем не так, как в теории и подобная «защита» нередко оборачивается не только против пиратов, но и против добропорядочных граждан, желающих послушать легально приобретенные ими компакт диски.
Основная проблема с защитой аудио компакт дисков от копирования состоит в том, что изначально она не предусматривалась разработчиками формата Audio CD . И если на заре компьютерной эры (а ведь формату CD уже не один десяток лет) считалось, что для предотвращения копирования достаточно лишь установить флажок Digital Copy Protected (успешно игнорируемый всеми современными приводами) в Q канале (http://www.ee.washington.edu/conselec/CE/reports/Group.1/matt_page_individual/subcode.html) диска, то для защиты звукозаписей в Digital Millenium подобные меры оказались явно недостаточными.
Чем плоха подобная «защита»
Главным недостатком так называемых «защищенных» компакт-дисков является их фактическая несовместимость с реальным Audio CD ( red book ), что неоднократно указывала компания Philips , разработчик формата CD . В результате при попытке воспроизведения подобных «компактов» даже на домашних стереосистемах и стационарных CD / DVD плеерах могут возникнуть проблемы: проигрыватель может отказаться считывать поврежденный диск (а ведь фактически диск и был сознательно поврежден).
В целом, подобные меры по «защите» данных приносят легальному обладателю записи гораздо больше проблем, чем виртуальному «пирату». Это невозможность воспроизвести диск на компьютере, невозможность создать MP 3 копию диска для прослушивания в портативном MP 3 плеере, проблемы с воспроизведением подобных дисков в автомобильных магнитолах, DVD плеерах и т.п. В некоторых такой диск может стать последним для воспроизводящего оборудования: оно просто выйдет из строя.
К сожалению, далеко не все «защищенные» диски сейчас маркируются соответствующим образом, поэтому вы можете приобрести подобный диск даже не подозревая о том, что вы будете по крайней мере лишены возможности прослушать его на домашнем компьютере. Разумеется, лучше всего обходить эти диски стороной или сразу же обменивать, но что делать, если вы вдруг стали «счастливым» обладателем «защищенного» компакта и не имеете возможности найти ему замену?
Тут возможны варианты... В одних случаях диск будет прекрасно воспроизводиться, в других вы можете лишиться возможности использовать диск вообще. Многое зависит от способа «защиты» диска, а также имеющегося у вас в распоряжении «железа». Так, если диск не воспроизводится в домашней стереосистеме, можно попробовать сделать его копию на CD - R , не содержащую защиты и полностью соответствующую стандарту red book . Если же диск не читается на компьютере, можно попробовать перевести его в формат MP 3 для большего удобства. Следует отметить, что некоторые виды «защиты» предусматривают возможность воспроизведения при помощи персонального компьютера сжатых файлов в формате WMA с низким битрейтом, что вряд ли сможет удовлетворить привередливого пользователя: как-никак разница между WMA файлом с битрейтом 48 kbps и исходным аудио диском слышна даже на не слишком качественных компьютерных колонках. В дальнейшем в статье будут рассмотрены основные способы дублирования так называемых «защищенных» аудио дисков с целью создания их копий в формате red book ( Audio CD ) или записи на персональный компьютер.
Как определить, «защищен» диск или нет
На данный момент существует несколько различных способов «защиты» (или порчи) аудио диска: Cactus Data Shield ( CDS ), key 2 audio , MediaCloQ , SafeAudio Version 3 ( SAV 3) и т.д. Некоторые из них можно без труда обойти, в то время как другие могут доставить вам немало неприятностей.
Первым делом следует внимательно осмотреть коробку и обложку самого диска на предмет наличия надписей “ copy protected ”, “ copy controlled ” и т.п. Некоторые студии честно предупреждают о том, что диск «защищен»; например, на обеих сторонах диска Yanni - Ethnicity ( Virgin records ) содержатся соответствующие предупреждения и логотип copy controlled:
О наличии «защиты» также может свидетельствовать надпись: “Will not play on pc / mac” на обложке диска:
или пиктограммки:
и
свидетельствующие о том, что диск можно прослушать на стереосистеме или DVD проигрывателе, но не на компьютере или же воспроизвести на компьютере без возможности скопировать.
На сайте Fatchucks ( http :// fatchucks . com / z 3. cd . html ) можно просмотреть список «защищенных» дисков и лейблов, использующих «защиту».
Для того чтобы узнать, какой именно метод «защиты» применен в случае с конкретным диском, можно попробовать воспользоваться одной из этих программ: Clony XXL ( http :// www . clony . tk ) или Tccd Scout ( http :// www . entf . de /). Значительным достоинством Clony XXL является тот факт, что программа существует также и в англоязычной версии, что избавит от необходимости привыкать к интерфейсу на немецком языке.
Даже если при помощи данной программы вы не сможете определить конкретный алгоритм защиты, вы наверняка получите достаточно информации о диске, чтобы подыскать подходящий способ копирования.
Насколько важен выбор «железа»
Следует сказать, что возможность или невозможность прочитать или скопировать «защищенный» диск во многом определяется аппаратной частью компьютера, его приводом. Например, в тесте ( http :// www . afterdawn . com / news / archive /2974. cfm ) на восприимчивость к методу защиты дисков key 2 audio лишь 10 из 28 протестированных приводов CD / DVD смогли считать данные с «защищенного» диска, остальные приводы либо попросту «не видели» диск, либо подвешивали компьютер.
Наиболее устойчивыми к защите, согласно тесту, оказались приводы CD - ROM Aopen 48 X CD - Rom , Lite - on LTN 486 48 x , Sony CD - Rom CDU 711; DVD Sony DVD - Rom DDV 1621, Toshiba DVD - Rom SD - M 1202 и «писалки» Memorex " sixteen MAXX 1040", Memup 40 x USB 2, Plextor PX - W 4012 A , Teac CD - W 540 E , Yamaha CRW 3200 e .
Гораздо меньше повезло следующим моделям: CD - ROM TW 120 D , Kenwood CD - Rom UCR -421, Matshita CD - Rom CR -585, Matshita CD - Rom CR -594, Pioneer CD - Rom DR - A 12 X , Sony CD - Rom CDU 701, Teac CD -224 E , Torisan CD - Rom CDR - U 241, AOpen DVD -1040 Pro , Hitachi DVD - Rom CG -7500, Pioneer DVD 105, Iomega CDRW 6402 EXT - B USB , Sony CD - RW CRX 140 E , Traxdata CDRW 241040 Plus , Yamaha CRW 4416 E , Yamaha CRW 2100 E , Yamaha CRW 2200 E , Yamaha CRW 8824 E , Pioneer DVD - RW DVR -104, которые не справились с поставленной задачей.
Нередко меломанам - компьютерщиками рекомендуют использовать приводы производителей Plextor , Nec , Teac , LiteOn и Yamaha , обычно дающие прекрасные результаты при работе с аудио дисками, в т.ч. «защищенными от копирования».
Как работает «защита»/как можно скопировать «защищенный» диск
Наиболее часто при «защите» диска используются следующие приемы: неверный TOC ( Table of Content , оглавление диска) и использование мультисессионных (никогда не любил переводить английское слово “ session ” «сеансом») дисков.
Дело в том, что обычный CD - Player способен считать лишь первую сессию диска, в то время как CD - ROM компьютера пытается считать все сессии, часть из которых может быть специально добавлена для того, чтобы «обмануть» привод. Например, при открывании диска в Проводнике Windows вы можете увидеть лишь сжатые файлы с низким битрейтом вместо привычных CDA треков. Аналогично CD - ROM может привести в замешательство неверное оглавление диска, которое обычно не влияет на работу CD плеера. В некоторых случаях для защиты диска используется сознательное добавление ошибок в звуковой сигнал, которые (по идее) должны корректироваться плеером. Такие диски лучше при первой же возможности обменять, т.к. ни о каком качестве CD речи в этом случае быть не может.
Как уже упоминалось, возможность или невозможность скопировать «защищенный» аудио CD во многом зависит от вашего привода. Поэтому, при наличии в системе двух приводов CD - ROM ( CD - RW , DVD , и т.д.) обязательно попробуйте скопировать диск на каждом из них, т.к. один из приводов может более успешно обходить ошибки «защиты», чем другой. При возможности попробуйте скопировать диск на другом компьютере, но будьте осторожны: некоторые методы «защиты» вполне могут оставить вас без любимого MAC а. С другой стороны, компьютер, использующий альтернативную ОС вроде Linux или BeOS , возможно, справится с копированием диска лучше, чем компьютер, управляемый Windows , т.к. «защита» может базироваться на особенностях работы операционной системы с дисками.
В Интернет вы можете найти множество англоязычных ресурсов, содержащих информацию о различных способах обхождения «защиты» аудио дисков: от простейшей записи через линейный вход до использования разнообразных программ. Ниже я попытаюсь привести некоторые из них, а также результаты моих собственных экспериментов со снятием «защиты». Те, кому хотелось бы узнать больше о том, как же устроена сама «защита» и почему с ней приходится бороться, могут почитать материалы различных специализированных сайтов, например, http://fatchucks.com/.
Скорее всего вам придется иметь дело с одним из следующих способов «защиты» диска:
Cactus Data Shield
Как распознать: упоминания о Midbar Tech , Израиль на обложке/вкладыше диска; доступность Cactusplayer при помещении диска в привод CD - ROM ; наличие на диске скрытого файла versions.txt с упоминанием версии, например CDS 200;
Принцип действия: CDS использует нестандартные TOC для того, чтобы привести в замешательство компьютерный привод CD - ROM . На данный момент существуют три версии Cactus Data Shield : CDS 100, CDS 200 и CDS300, немного отличающиеся по принципу действия.
Как скопировать: попробуйте воспользоваться программой EAC для копирования диска. В случае, если копирование произвести не удастся, попробуйте «трюк» с маркером.
Key2Audio (Sony DADC)
Как распознать: предупреждение « will not play on pc / mac » (см. выше) на лицевой или обратной стороне обложки диска; надпись « Sony Music » или « Sony dadc » на диске; диск невозможно воспроизвести при помощи персонального компьютера.
Принцип действия: использование мультисессионных дисков для ограничения доступа к аудиотрекам.
Как скопировать: В большинстве случаев данную «защиту» возможно обойти, используя программу CloneCD . Если получение копии при помощи CloneCD невозможно, попробуйте воспользоваться аналоговой функцией копирования или закрасить «лишние» TOC фломастером.
MediaCloQ
Как распознать: упоминание MediaCloQ ™ в буклете или на обложке диска: This audio CD I sprotected by SunnComm ( tm ) MediaCloQ ( tm ) Ver 1.0. It is designed to play in standard audio CD players only and is not intended for use in DVD players.
Принцип действия: судя по всему, MediaCloQ использует для «защиты» мультисессионные диски и манипуляции с TOC . В результате аудио треки маскируются под данные.
Как скопировать: попробуйте использовать трюк с фломастером или наклейкой (детали приведены ниже).
Вряд ли можно порекомендовать какой-либо универсальный способ дублирования «защищенных» аудио компакт дисков, т.к. сами приемы «защиты» могут в значительной степени меняться в зависимости от региона, в котором был произведен диск, времени издания диска и т.д. Я попробую дать лишь ряд советов, которые, надеюсь, помогут вам создать архивную копию любимого диска.
- Если диск хорошо читается, то достаточно воспользоваться программой EAC ( www . exactaudiocopy . de ) для записи дорожек диска или его образа на винчестер и копирования или преобразования музыки в необходимый формат. В данном случае, правильно настроив программу EAC , вы вряд ли заметите значительную разницу между копированием «защищенных» и обычных дисков. Использование EAC оправдывается еще и тем, что качество копирования аудио дисков, даже имеющих дефекты, будет максимально высоким. Правда, нередко обратной стороной надежности является низкая скорость: при первых же ошибках скорость считывания диска программой резко падает. В любом случае при возможности старайтесь использовать именно EAC . Иногда «защищенный» диск удается скопировать только при помощи данной программы.
Первым делом вам необходимо скачать программу с сайта разработчика и настроить ее. Одной только правильной настройке EAC можно посвятить достаточно большой обзор. К счастью, в сети немало качественных ресурсов (в т.ч. и русскоязычных), подробно описывающих этот процесс. Если вы не испытываете трудностей с чтением материалов на английском языке, то я бы порекомендовал просмотреть раздел, посвященный EAC в FAQ форума www . hydrogenaudio . org . Если же вы не являетесь аудиофилом, стремящимся получить непременно лучший из возможных результатов, то следуйте приведенным ниже рекомендациям по быстрой настройке программы.
Первым делом необходимо произвести базовые настройки.
Зайдите в меню EAC a EAC options ( F 9), вкладка general и убедитесь, что функции автозапуска отключены ( Disable “ CD Autostart ” for audio and data CDs while EAC running ). Следует также включить опцию Show status dialog after extraction , что позволит оценить качество копирования диска после того, как процесс будет завершен. Так, в случае, если диалоговое окно не будет содержать сообщения There were errors (при копировании возникли ошибки), то беспокоиться о качестве результата в большинстве случаев не стоит. Во вкладке Interface необходимо выбрать наиболее подходящий интерфейс для работы с диском. В большинстве ситуаций лучше воспользоваться Installed external ASPI interface , хотя, возможно, для этого вам придется загрузить последнюю версию ASPI драйвера Adaptec ( www .adaptec .com ).
Настройки привода ( EAC a Drive options , F 10) играют очень важную роль, поэтому будьте внимательны. Вкладка Extraction Method позволит выбрать один из предложенных способов чтения дисков. Наиболее надежным является Secure mode , позволяющий точно считать данные с Audio CD . Немаловажным при этом является правильное выставление свойствпривода. В случае, если вы не можете с уверенностью сказать, что именно может ваш CDD / DVDD ROM , лучше всего предоставить программе самостоятельно определить его свойства, нажав на кнопку Detect Read Features . Кнопка Examine C 2 Feature позволит узнать, насколько хорошо ваш привод справляется с коррекцией ошибок на аудио дисках.
Из остальных доступных способов чтения диска можно посоветовать разве что Fast mode при условии, что копирование звуковых дорожек производится в режиме Copy & Test . Этот метод менее надежен, чем Secure и в некоторых случаях дает значительно худший результат.
Параметры вкладки Offset / Speed хоть и не так важны, как Extraction Method , также могут повлиять на финальный результат. Так, включив опцию Allow speed reduction during extraction , вы позволите программе считывать поврежденные участки диска на пониженной скорости, что может положительно сказаться на качестве, а выставив вручную значение Speed selection вы получите шанс избавиться от возможных проблем с современными высокоскоростными приводами.
В случае необходимости экспресс настройки можно также воспользоваться встроенным Мастером ( EAC a Configuration Wizard ).
После успешной конфигурации программы можно начать чтение диска в WAVE дорожки или кодирование в формат MP3 ( щелчок правой кнопкой мыши по нужному треку a Copy Selected Tracks или Copy & Test Selected Tracks), а при необходимости – создать образ диска (Action a Create Image & Create CUE Sheet). В любом случае можно использовать компрессию файлов при помощи одного из кодеков, воспользовавшись опцией Compressed (для этого необходимо предварительно установить параметры кодировщика в меню EAC a Compression options ), хотя наличие скопированных WAV файлов это уже неплохо.
Если же с копированием «защищенного» диска (вы ведь уже выяснили наличие защиты при помощи ClonyXXL ?) у вас возникли трудности, то постарайтесь следовать приведенным ниже рекомендациям.
- При использовании EAC можно попытаться вручную определить оглавление диска при помощи команды Action a Detect TOC Manually . Это следует сделать в том случае, когда автоматическое определение TOC не дает желаемого результата (например, программа распознает только один трек из десяти). Правда, подобный метод хорош не всегда: иногда он приводит к зависанию программы.
- Еще один возможный способ копирования диска с поврежденным TOC описан CiTay , модератором www .hydrogenaudio .org . Для того, чтобы скопировать «защищенный» диск вам потребуется наличие двух приводов CD - ROM (например, CDDROM и привод CD - RW ). Создайте в звуковом редакторе 80 минутный WAV файл, содержащий тишину (например, используйте команду Edit a Insert Silence для Audacity , http ://audacity .sourceforge .net ) и запишите полученный файл на пустую болванку. Далее отключите автозапуск компакт-дисков в Windows . Запустите программу CDex ( cdex . n 3. net ) и поместите диск в первый привод. C D ex определит его как содержащий один трек, длительностью 80 минут. Далее выберите в списке другой привод, поместите в первый привод «защищенный» диск, а во второй – диск с тишиной. Несмотря на фактическую смену диска в первом приводе, CDex будет считать, что диск не менялся и все еще содержит одну 80 минутную звуковую дорожку. Скопируйте 80 минутный трек с первого привода в wave файл и разрежьте его на дорожки в редакторе. Если все прошло успешно, то перед вами готовая копия защищенного аудио диска. Аналогично, зная реальную длительность диска, можно попытаться его скопировать, задав диапазон чтения в фреймах (1 фрейм=1/75 секунды) вручную ( Action a Copy Range для EAC ), а затем разрезав полученный файл на отдельные треки.
- Одним из примитивных способов «защиты» диска от копирования является создание дисков большей, чем это предусмотрено стандартом длительности. При этом, длительность альбома составляет не 74 минуты, а, например, 80. В те времена, когда болванки вмещали лишь 74 минуты музыки в формате Audio CD , это могло помешать дублированию диска. На данный момент проблема вряд ли актуальна, т.к. современные плееры и приводы должны без проблем работать с дисками, длительностью 80 минут и более. В случае если у вас возникли проблемы с воспроизведением такого диска на стационарном CD плеере, следует попробовать скопировать его на винчестер и при необходимости удалить тишину в конце последнего трека (иногда к последнему треку добавляются лишние минута-другая тишины, в некоторых случаях за подобной паузой находятся «скрытые» или «бонусные» треки) или «лишние» данные, а затем записать на болванку CD - R .
- В некоторых случаях вы сможете попробовать скопировать диск, принудительно понизив скорость копирования в настройках программы-граббера ( Settings a DAE Speed для Audiograbber или EAC a drive options a offset / speed a speed selection для EAC ), если она поддерживает подобную функцию. Дело в том, что при «грабеже» диска на низких скоростях вероятность коррекции ошибок программой больше. Альтернативным вариантом может стать использование старого привода CD - ROM , оставшегося после очередного апгрейда. Вполне возможно, что именно медленный и давно устаревший привод поможет получить желаемую копию диска. Но будьте осторожны: далеко не все старые модели приводов CD - ROM в состоянии обеспечить цифровое копирование аудио дисков.
- Еще одним возможным вариантом являются трудности с созданием копии при условии, что привод в состоянии определить наличие диска. В этом случае помощь может оказать обычный маркер. Так, при использовании key 2 audio или CDS возможно обойти «защиту» диска, закрасив последний трек маркером. При этом важно не перестараться: можно легко испортить диск. Дело в том, что диски, «защищенные» этим способом имеют дополнительный трек, расположенный в конце аудио диска и предназначенный специально для того, чтобы «обмануть» привод компьютера. «Защищенный» диск должен содержать небольшую полоску, шириной примерно миллиметр, которую можно определить «на глаз». Именно эту полосу и следует закрасить (см. рисунок).
- Отключите функции Autorun при воспроизведении аудио дисков/дисков с данными. Это может предотвратить запуск «встроенного» аудио плеера или активации «защиты». Так некоторые диски прячут от пользователя звуковые дорожки, предлагая воспользоваться встроенным плеером, обычно воспроизводящим сжатые файлы, записанные с низким битрейтом (и, соответственно, качеством).
Если вы являетесь пользователем Windows 9X, то одним из возможных способов беспрепятственного копирования диска может стать использование альтернативного драйвера CDFS.vxd, который можно найти в Интернет, например, на сайте CD Media World (www.cdmediaworld.com). Данный драйвер представляет аудиотреки в виде WAV файлов с различной частотой сэмплирования, так что для копирования диска вам достаточно воспользоваться обычным проводником или любым другим файловым менеджером. Не скажу, что это лучший способ копирования дисков (вы будете лишены многих функций программы-граббера, например, возможности коррекции ошибок), но если он работает, то почему бы им не воспользоваться? Например, при помощи этого драйвера можно обойти защиту Safeaudio. Подобный способ работы с дисками предоставляет и операционная система BeOS, так что возьмите это на заметку, тем более, что для установки BeOS 5 PE вам не понадобится даже выделять этой ОС отдельный раздел диска.
- Одним из возможных способов копирования диска может быть использование программы CloneCD , дающей несколько худший по качеству, чем EAC результат за счет отсутствия функции коррекции ошибок, т.е. при копировании дисков, содержащих царапины и другие физические дефекты программа просто продублирует ошибки, вместо того, чтобы попытаться их исправить. Кроме того у CloneCD могут возникнуть серьезные проблемы с обхождением некоторых видов защиты (например, программа считает лишь часть доступных треков). Тем не менее, попробовать использовать эту программу для создания образа диска стоит. Нередко при помощи CloneCD можно обойти довольно распространенный метод защиты CDS , хотя иногда корректное копирование диска или создание образа невозможно. Для того, чтобы получить более конкретную информацию о том, как можно скопировать «защищенные» аудио диски при помощи CloneCD я советую посетить англоязычный форум программы: www .clone .cd .
- В крайнем случае можно воспользоваться аналоговым копированием аудиопотока. Разумеется, в этом случае мы не берем в расчет качество результата (оно может быть неудовлетворительным для создания аудио CD , но достаточным для MP 3 файла) и затраченное время. Для этого можно воспользоваться соответствующими функциями Audiogfrabber , Feurio или использовать программу Total recorder . Варианты копирования могут быть разнообразными, вплоть до подключения линейного выхода стационарного плеера к входу звуковой карты и записи сигнала при помощи Total Recorder . Еще раз повторю, что использование аналоговой записи должно быть крайним средством. Единственным неоспоримым достоинством данного метода является то, что скопировать с его помощью можно абсолютно любой диск, т.к. при использовании компьютера для записи сигнала с линейного входа звуковой карты требуется лишь наличие под рукой плеера с линейным выходом, способного воспроизвести «защищенный» диск (ведь должен же он проигрываться хоть где то!). Процедура подключения плеера к компьютеру зависит от используемых компонентов и вряд ли вызовет значительные трудности у более-менее опытных пользователей ПК.
- В случае, когда привод компьютера оказывается не в состоянии даже определить диск, можно попробовать обновить прошивку привода. В некоторых ситуациях подобные действия могут дать положительный результат, позволив приводу прочитать «невидимые» до этого диски.
Несмотря на все старания компаний вроде Macrovision или Sony DADC , изобретающих все более хитроумные способы защиты аудиодисков от копирования, создание технологии, обеспечивающей 100% защиту аудио компакт дисков от дублирования или создания копий в формате MP 3 мне кажется абсолютно нереальным. В конце концов, даже используя самый совершенный алгоритм DRM ( digital rights management ) и создав диск, который не может быть воспроизведен ни на одном компьютерном приводе CD - ROM (что уже звучит, как фантастика), создатели подобной «защиты» оставят на растерзание потенциальным пиратам как минимум возможность создания аналоговых копий диска, которые потом можно будет без особого труда тиражировать или переводить в любой удобный для распространения формат. И MP 3 версия только что выпущенного альбома в любом случае вскоре окажется в свободном доступе в пиринговых сетях, позволяя любому пользователю Kazaa заполучить ее без особого труда. Скорее всего, в будущем звукозаписывающие компании будут более активно продвигать форматы SACD ( super audio compact disc ) или DVD - audio , имеющие более высокий уровень защиты от копирования, в качестве альтернативы современным Audio CD . Вряд ли SACD или DVD - A сумеют вытеснить привычный компакт диск в ближайшие десять-пятнадцать лет, так что мы наверняка вскоре увидим еще не один виток «борьбы с пиратством», в результате которого ученые умы будут стараться превратить старый добрый аудиодиск в неприступную крепость.