WebSound.ru Home
    Главная | Комментарии | Архив выпусков | Форум и чат | AudioTag.info | Музоблог | reTracked | Авторский блог  



  Поиск:

Поиск по WebSound.Ru:
Поиск в Интернете:
Powered by




  Партнеры, реклама:




Audio watermarking
TrustedAudio.com



 

Roland A-33 - для дома, для семьи

(c)Роман Петелин
http://www.petelin.ru

Все права в отношении данного документа принадлежат автору. Воспроизведение данного текста или его части разрешается только с письменного разрешения автора.

WRK-файл с примером к статье

M IDI-клавиатура, пожалуй, самая важная часть домашней музыкальной студии, базирующейся на персональном компьютере. Вам приходилось когда-нибудь выбирать MIDI-клавиатуру? Если да, то вы наверняка столкнулись с тем, что на нашем рынке большего выбора MIDI-клавиатур не существует: несколько дешевых моделей от разных производителей, похожих скорее на игрушку, чем на музыкальный инструмент, а большая часть остальных клавиатур, доступных по цене, это клавиатуры серии Studiologic от Fatar. Итальянская фирма Fatar специализируется исключительно на выпуске MIDI-клавиатур, и надо признать, что клавиатуры ее клавиауры действительно неплохие. Существует несколько моделей серии Studiologic: от самой дешевой Studiologic CMK-37 до Studiologic CMK-2001 стоимостью более 1000 у.е. Все модели, кроме самых дорогих, различаются в основном только механикой клавиш и их количеством.

Давайте введем ограничение: вам нужна доступная по цене клавиатура с механикой фортепианного типа, с количеством клавиш не менее 76. На такой клавиатуре и самому приятно музицировать, и ребенок может разучивать гаммы. Fatar Studiologic 760 - лучший выбор? А почему именно Fatar? Ведь существуют десятки производителей музыкального оборудования, выпускающих очень даже не плохие MIDI-клавиатуры. Правда, далеко не все из них представлены на нашем рынке. Но кое-что все же есть…


Roland A-33 MIDI Keyboard Controller

Знакомьтесь Roland A-33! 76 активных клавиш фортепианного типа, левер (манипулятор похожий на джойстик); слайдер ввода данных; разъемы MIDI-In, MIDI-Out, MIDI-Thru; три варианта формирования значений параметра velocity (громкости звучания нот) в зависимости от скорости нажатия на клавиши. Разъемы для подключения сустейн-педали и педали экспрессии, две зоны, которые могут перекрываться (для каждой из зон можно назначать свои параметры). И это еще далеко не все. Самое главное достоинство A-33 - это программное обеспечение, "зашитое" в клавиатуру и предоставляющее пользователю-музыканту огромный набор вспомогательных функций. Мне доводилось слышать мнение, что "управление клавиатурой явно избыточно и весьма запутано". Однако в данном случае правильнее было бы сказать, что не клавиатура сложна в управлении, а сложна вся система команд, используемых в MIDI-интерфейсе. Но тут уж ничего не поделаешь, ведь A-33 ни что иное, как "MIDI Keyboard Controller". А формирование MIDI-команд на A-33 в действительности осуществляется гораздо проще, чем на той же Studiologic 760.

А еще в среде музыкантов бытует заблуждение, что с помощью A-33 можно управлять только теми синтезаторами, которые поддерживают спецификацию GS. Действительно, на самой клавиатуре есть логотип GS, да и в ее руководстве не говорится ни о каких других звуковых модулях, кроме как о GS-синтезаторах. Это можно понять. Ведь именно фирма Roland создала спецификацию GS (кстати, General MIDI, или GM - тоже детище Roland). Вам доводилось покупать фотоаппарат Kodak? Наверняка в его описании было сказано, что для данного фотоаппарата лучше всего подходит пленка и батарейки Kodak. Но ведь существует множество других пленок и других батареек, с которыми будет работать этот фотоаппарат. Аналогично обстоит дело и с Roland A-33. Эту клавиатуру можно (а может быть даже и нужно) использовать для управления любым синтезатором, будь то сэмплер звуковых карт SB Live!, SB Audigy или тон-генератор Yamaha MU100R. Ни одна из "избыточных" функций A-33 при этом не останется невостребованной.

В качестве примера опишу процедуру выбора инструмента на синтезаторе спецификации XG (конкурирующей по отношению к GS). Выберем, например, инструмент Sqr Bass. Для этого нужно послать три команды: двумя командами (CC32 и CC0) передается номер банка (в данном случае 65), третей - номер инструмента в банке (39). На A-33 для этого нужно нажать следующие клавиши:

  • [EDIT] - вход в режим редактирования;
  • [CC32] - значение младшего сегмента номера банка;
  • [6][5][ENTER] - ввод номера банка (автоматически загорается кнопка [CC00] - значение старшего сегмента номера банка);
  • [0][ENTER] 0151 - значение старшего сегмент равно 0 (автоматически загорается кнопка [PROG CHANGE] - выбор инструмента в банке);
  • [3][9][ENTER] - ввод номера инструмента;
  • [EDIT] - выход из режима редактирования.

Ну что, сложно? Тот, кто проделывал аналогичную процедуру на любой из моделей Fatar Studiologic, начиная с 61 и заканчивая 880, согласится, что на A-33 это делается очень просто и наглядно.

Еще пример. Давайте запрограммируем слайдер ввода данных на управление частотой среза резонансного фильтра (контроллер №74 в спецификации XG):

  • [EDIT] - вход в режим редактирования;
  • [DATA ENT ASS] - режим программирования слайдера;
  • [7][4][ENTER] - ввод номера контроллера;
  • [EDIT] - выход из режима редактирования.

Как видите, тоже довольно просто. Попробуйте проделать то же самое на Studiologic 61 - 880. Не вышло? И вправду, ведь программирование манипуляторов - колес модуляции (MOD) и смещения тона (PITCH) - на этих моделях не предусмотрено в принципе. А у A-33 есть еще и левер, который тоже программируется. Кроме сообщений модуляции и смещения тона, он может посылать еще и сообщения о силе давления на клавиши (aftertouch). Эта функция компенсирует отсутствие чувствительности A-33 к силе давления на клавиши после нажатия. Так ли страшно отсутствие поддержки aftertouch? Вовсе нет. Далеко не все музыканты могут использовать эту функцию, далеко не все звуковые карты понимают сообщения aftertouch. А ведь есть и такие звуковые карты, которые, если и понимают эти сообщения, то не совсем так, как этого хотелось бы. Тот же SB Live!, например, реагирует на aftertouch, генерируя эффект вибрато. В результате, там, где не надо, может получиться эффект расстроенного инструмента. Справедливости ради отмечу, что в спецификации XG предусмотрена возможность программирования реакции синтезатора на сообщения aftertouch. Возвращаясь к теме отсутствия поддержки aftertouch клавиатурой фортепианного типа Roland A-33, хотел бы у вас спросить: "Вы что-нибудь слышали про aftertouch на фортепиано?" Если нет, то вы ничего не теряете.

А последний пример, на этот раз демонстрирующий фигуры высшего пилотажа - управление резонансным фильтром звуковых карт SB Live! или SB Audigy с помощью слайдера клавиатуры A-33! Опытные обладатели SB Live! знают, что это не всегда просто сделать даже программным способом. Хотя и в данном случае без помощи программы не обойтись. Пусть это будет редактор Cakewalk Pro Audio 9 или Sonar. На рисунке показан грув (последовательность нот), который мы будем модулировать резонансным фильтром.


Окно отпечатков клавиш

Управление частотой среза (Filter Cutoff) резонансного фильтра осуществляется посредством сообщений NRPN № 16277. Соответствующее сообщение с произвольным значением параметра должно находится перед грувом. Если с помощью NRPN нужно изменить значения каких-либо других параметров, то соответствующие сообщения должны быть расположены перед NRPN № 16277. Пусть, например, это будет сообщение NRPN № 16278 - управление глубиной резонанса фильтра (параметр Filter Q).


Окно списка сообщений

После того, как в режиме воспроизведения или записи "пройдет" команда NRPN № 16277 (Filter Cutoff), появится возможность управления частотой среза посредством контроллера № 38. Настоим слайдер A-33 на управление данным контроллером:

  • [EDIT] - вход в режим редактирования;
  • [DATA ENT ASS] - режим программирования слайдера;
  • [3][8][ENTER] - ввод номера контроллера;
  • [EDIT] - выход из режима редактирования;

Теперь "отмотайте" файл в самое начало и запустите запись. Во время звучания грува повозите несколько раз слайдером вверх-вниз. Результат будет слышен "невооруженным ухом". А на картинке это будет выглядеть примерно так: появится последовательность сообщений об изменении положения контроллера № 38, которая видна в виде волн в нижней части окна. На сайте www.musicalpc.com вы можете скачать и послушать результат описанного опыта (WRK-файл).


Окно отпечатков клавиш с записью перемещения слайдера

Еще одна очень полезная функция A-33 - возможность запуска/остановки секвенсора и работа в качестве источника синхросигналов для MIDI-устройств, объединенных в сеть. Находясь в Cakewalk Pro Audio или Sonar, выберите синхронизацию по MIDI (MIDI Synс), выберите трек для записи (атрибут R) и запустите запись. Запись пошла? Нет. Программа ожидает нажатия кнопки [SEQUENCER START/STOP], расположенной на A-33. Удобно, правда? Позже, сыграв на клавиатуре записываемую мелодию, можно остановить запись с помощью той же самой кнопки. И никаких метаний между мышкой и MIDI-клавиатурой. Темп воспроизведения/записи при синхронизации от A-33, задается, естественно, на самой A-33.

Иногда "избыточные возможности" для исполнителя превращаются в избыточную головную боль. Хорошо если вы находитесь дома, перед вами руководство пользователя MIDI-клавиатуры, и вы ни куда не торопитесь. Другое дело, если вы собрались выступать на сцене. Ведь во время концерта легко запутаться во всех этих кнопках. Чтобы этого не произошло, в A-33 предусмотрена энергонезависимая память на 32 пресета. В каждом пресете могут храниться значения следующих параметров:

  • Номер контроллера, на который настроен слайдер;
  • Транспозиция;
  • Способ MIDI-синхронизации (внутренний генератор/внешний);
  • Темп (BPM);
  • Назначение левера (модуляция/послекасание);
  • Разбивка/наложение зон клавиатуры.
  • Для каждой из зон запоминаются значения следующих параметров:
    - MIDI-канал;
    - Номер банка, номер инструмента в банке;
    - Включение/выключение эффектов реверберации, хоруса и их уровни;
    - Включение/выключение смещения тона левером;
    - Включение/выключение сустейн-педали и педали экспрессии;
    - Октавное смещение зон клавиатуры.

В случае необходимости все эти параметры вводятся с клавиатуры заранее, а во время концерта извлекаются из памяти A-33 "легким движением руки" (нажатием максимум двух, минимум - одной кнопки). 32 пресета - много это или мало? Судите сами: у всех моделей Fatar от Studiologic 61 до Studiologic 880 всего один пресет (текущее состояние клавиатуры, которое запоминается при ее выключении).

Еще одна особенность A-33, придающая этой клавиатуре солидность - возможность передачи/приема всех настроек посредством системных сообщений типа Bulk Dump. Это означает, что вы можете сохранять свои пресеты в Sysx-файлах. Для этого опять-таки потребуется программа-секвенсор. В дальнейшем эти пресеты можно будет загрузить назад в клавиатуру.

По сложившейся традиции нужно сказать про A-33 что-нибудь плохое. К недостаткам я бы отнес отсутствие в комплекте адаптера питания (по умолчанию клавиатура питается от батареек, которые нужно покупать отдельно) и сустейн-педали. Кроме того, к A-33 подходят не все сустейн-педали, а только те, которые работают на размыкание (клавиатуры серии Studiologic определяют тип педали автоматически при включении и сами подстраиваются под этот тип). Зато в комплект A-33 входит MIDI-кабель и пюпитр. А с необходимостью покупки таких "мелочей", как педаль и адаптер питания, смирится довольно легко, тем более, что наверняка придется купить еще и стойку под клавиатуру (длина A-33 около 1,2 м и ее будет тяжело разместить на обычном столе, тем более, что там уже стоит компьютер).

В обозримом будущем возможно появление в продаже новой MIDI-клавиатуры - Roland A-37, преемница A-33.


Roland A-37

К сожалению, пока у меня не было возможности ее "пощупать". Судя по информации на сайте производителя, A-37 имеет следующие отличия от A-33:

  • Чувствительность к силе давления (Aftertouch);
  • Наличие индикатора, отображающего числовые значения параметров;
  • 128 пресетов;
  • Цвет - металлик.

Пора подводить итог: Roland A-33 - солидный инструмент, имеющий гарантию длительной моральной молодости, пригодный как для профессионалов, так и для обучающихся. Устареет он только тогда, когда уйдет в историю сам интерфейс MIDI.